Учет в строительстве

Самостоятельная разработка проектно-сметной документации. База по НДС

Строят здания не только на продажу, иногда строительные компании возводят объекты для себя. Например, новый офис. А если организация самостоятельно ведет и проектирование, то могут возникнуть проблемы с налогом на добавленную стоимость…
Строят здания не только на продажу, иногда строительные компании возводят объекты для себя. Например, новый офис. А если организация самостоятельно ведет и проектирование, то могут возникнуть проблемы с налогом на добавленную стоимость…

Суть проблемы

Рассмотрим следующую ситуацию. У строительной организации, в 2010 году получившей допуск к проектным работам, в штате есть архитектурный отдел, который занимается разработкой проектно-сметной документации по различным объектам – как по строительству домов на продажу, так и по возведению объектов для собственных нужд. Причем некоторые проекты делаются исключительно своими силами, а другие заказываются на стороне.

Все расходы архитектурного отдела – как заработная плата сотрудников, так и иные затраты (на бумагу, на амортизацию и т. д.) – учитывались на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Однако, обратив внимание на разъяснения финансистов, бухгалтер засомневался в правильности такого подхода. Ведь в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 03-07-10/07 было высказано мнение, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в налоговую базу по НДС включаются все фактические расходы организации, в том числе и расходы на разработку проектно-сметной документации, осуществляемую собственными силами организации.

Так ли это? И каким образом выбрать затраты для расчета НДС? Ведь отдел одновременно занимается несколькими проектами – как для себя, так и для последующей реализации объектов строительства.

Как действовать

Вначале уточним, что в данном случае расходы архитектурного отдела, по мнению автора, целесообразно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», поскольку его деятельность скорее можно отнести к обслуживанию основного производства – строительства (как собственного, так и по заказам). Ведь продажей проектов как таковых организация не занимается, то есть отдельным видом деятельности проектирование для нее не является.

А уже затем производить дальнейшее распределение затрат на работы, выполняемые для собственных нужд и по строительным договорам.

Анализируем законодательные нормы

Теперь перейдем к налогообложению. Посмотрим, насколько обоснованны требования чиновников.

Действительно, согласно пункту 2 статьи 159 Налогового кодекса РФ, при производстве строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их осуществление. Правда, в кодексе не уточняется, какие именно затраты признаются расходами на выполнение таких СМР и нужно ли включать в их состав стоимость проектных работ. По мнению же судей, отсутствие прямого указания на необходимость, а также на способ и методику распределения расходов в целях исчисления налоговой базы при проведении СМР для собственных нужд свидетельствует о том, что такая обязанность для налогоплательщика не установлена.

Об этом, в частности, говорится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № Ф04-3941/2008 (7381-А03-41), где арбитры пришли к выводу, что у налогоплательщика отсутствует обязанность учитывать общехозяйственные расходы при определении налоговой базы по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным своими силами.

Но этот вывод сделан по поводу общехозяйственных расходов. А как отмечалось, затраты на содержание архитектурного отдела относить к ним нецелесообразно. В соответствии же с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации проектные работы входят в стоимость строительства. Они указываются в главе 12 сводного сметного расчета.  >|Рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, приведен в приложении № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.|<

Поэтому затраты на их разработку организация должна включить в налоговую базу по НДС. Но для рассматриваемого случая – лишь в той части, в которой они понесены именно для собственного строительства (порядок налогообложения для других ситуаций в данной статье не обсуждается). А каким образом рассчитывать эту часть, налоговое законодательство умалчивает.

Обеспечиваем аналитический учет

Далее обсудим, как лучше поступить на практике.

Выше упоминалось о проблеме «налогового» разделения затрат. Впрочем, и в целях бухучета необходимо предусматривать раздельный аналитический учет расходов, связанных с выполнением работ «для себя» и «на сторону». Так, согласно пункту 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств.  >|ПБУ 6/01 «Учет основных средств» утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н .|<

То есть, если расходы, отраженные по счету 23, имеют непосредственное отношение к созданию организацией собственных основных средств, их нужно включать в первоначальную стоимость этих основных средств. Именно такой вариант и имеет место в случае, когда архитектурный отдел строительной компании разрабатывает проектную документацию для возведения объекта, который будет принят к учету в качестве основного средства. Соответствующую часть расходов архитектурного отдела следует отнести с кредита счета 23 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Удобнее всего организовать прямой учет таких расходов на отдельном субсчете, открываемом к счету 23. Например, если весь месяц два сотрудника архитектурного отдела трудились исключительно над проектной документацией по строительству объекта для собственных нужд, их зарплату надо начислить обособленно на этот субсчет. И в конце месяца списать в дебет счета 08, а не в дебет счета 20 «Основное производство» (или счета 90 «Продажи»).

Если же организовать прямой учет расходов по работам, выполненным для собственных нужд, невозможно, необходимо предусмотреть в учетной политике способ распределения данных расходов для выделения той их части, которая будет включаться в первоначальную стоимость основных средств. Ту же методику (разработанную организацией) можно использовать и в целях исчисления налога на добавленную стоимость.

Но в отношении работ и услуг, приобретенных у третьих лиц, все равно нужно иметь в виду, что эти затраты не должны увеличивать в рассматриваемой ситуации налоговую базу по НДС.

Поэтому можно рекомендовать организовать обособленный учет различных видов расходов на разработку проектной документации (в части расходов, не подлежащих включению в стоимость СМР для обложения налогом на добавленную стоимость, и остальных «собственных» расходов, включаемых в налоговую базу). И соответственно их распределение (в целях обложения НДС) по установленной в учетной политике методике также производить в разрезе этих двух категорий. Таким образом, компания сможет определять именно ту часть расходов архитектурного отдела, которая будет увеличивать налоговую базу по строительно-монтажным работам, выполняемым для собственных нужд.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №11, ноябрь 2011 г.

Начать дискуссию

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

В платежки ЖКХ хотят включить страховку жилья

Средняя стоимость страхового продукта будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.

Лучшие спикеры, новый каждый день

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль

Любой бизнес измеряется размером прибыли. Но может случиться так, что продажи растут, а прибыль нет. Вся компания стала больше работать, больше продается товара или оказывается услуг, но финансовый результат не расте. Это плохая ситуация, потому что в бизнесе, что-то идет не так и возможно при прекращении роста продаж, прибыль будет сокращаться.

5 причин, из-за которых перестает расти прибыль

📱 НПД самозанятые могут платить двумя способами. В том числе как ЕНП. Но в «Мой налог» быстрее и надежнее, говорит бухгалтер

Плательщики налога на профессиональный доход могут выбрать способ уплаты: через ЕНП или приложение «Мой налог» (на КБК НПД).

2

Как выбрать кассу для интернет-магазина ИП

Вопрос о том, нужна ли касса для интернет-магазина для многих компаний остается открытым. Давайте разберем, кому подходит онлайн-касса и как ее выбрать.

Как выбрать кассу для интернет-магазина ИП
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

До 3 июня физлицам нужно отчитаться по иностранным счетам и электронным кошелькам. Есть исключения

Отчет в налоговую можно не представлять, если счета открыты в ЕАЭС и странах, которые участвуют в автоматическом обмене финансовой информацией с РФ.

Почему селлерам на маркетплейсах могут заблокировать выплаты

Продавцы на маркетплейсах периодически сталкиваются с блокировкой выплат. Узнайте, в чем причины и как вовремя получать свой доход от онлайн-площадки.

Суд запретил распространять вакансии с отметкой «только для славян»

Объявления о поиске сотрудников, в которых делается акцент на национальности кандидатов, нарушают интересы общества и государства.

👴 Единственных учредителей ООО не освободят от взносов на ОПС. Иначе недобросовестные предприниматели будут перерегистрировать бизнес на пенсионеров, считает эксперт

В Минфин поступило предложение освободить от страховых взносов на ОПС директоров-единственных учредителей микробизнеса, которые к тому же – пенсионеры. Но Минфин ответил отказом.

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на Альфастрахование

Минфин через суд добился приостановки корпоративных прав кипрской организации на российскую страховую фирму.

Цифра дня. Про работу на пенсии

Почти треть трудящихся россиян собираются работать даже на пенсии.

Цифра дня. Про работу на пенсии
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны

В любой сфере эффективное управление бизнесом все больше зависит от информационных систем. Конфигурация 1С:ERP обладает широкими возможностями благодаря разным модулям и расширениям, которые дополняют ее типовые функции. Рассмотрим их подробнее.

Какие есть модули 1С:ERP и для чего они нужны
Проверки

Мораторий на проверки отменят для «наливаек» и магазинов с вейпами

Вячеслав Володин хочет отменить мораторий на проверки бизнеса, деятельность которого касается здоровья людей. Проверять начнут точки по продаже вейпов и алкогольных напитков в жилых домах.

Сеть кафе «АндерСон» должна налоговой больше 550 млн рублей

Бизнес платил сотрудникам серые зарплаты и применял подменные кассы для того, чтобы прятать от ФНС часть выручки.

В январе-апреле дефицит бюджета составил 1,48 трлн рублей

Оборотные налоги и НДС превысили плановый уровень и принесли бюджету на 25,4% больше доходов.

Будет новый нацпроект по развитию экономики

Новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» планируется создать в ближайшие несколько месяцев, заявил кандидат на должность вице-премьера Александр Новак в ходе заседания комитета Госдумы по энергетике.

Кадры

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Когда в компании собираются запустить онлайн-обучение, возникает вопрос, какую платформу для этого выбрать. По-другому они называются LMS (от англ. Learning Management System) — системы управления обучением.

5 платформ для онлайн-обучения персонала в бизнесе

Убытки прошлых лет и доначисление налога на прибыль: можно ли уменьшить доначисленный налог на прибыль на убыток прошлых лет?

По решению Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2023 года № Ф05-25116/2023 по делу № А40-139251/2022, налогоплательщик имеет право требовать учета убытка, отраженного в налоговых декларациях, при доначислении налога на прибыль.

Интересные материалы

Как избежать штрафа за уточненку?

В пункте 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 зафиксировано, что частично избежать штрафа возможно в том случае, если бухгалтер самостоятельно выявит ошибку и подаст уточненную декларацию. При этом, оплатила ли организация налог и пени — неважно.