Налоги, взносы, пошлины

Как повысить собственную квалификацию за счет фирмы

Уже никого не удивляет, что современному главбуху, желательно иметь аттестат профессионального бухгалтера. Большинство людей стремится пройти такое обучение за счет фирмы. О том, как получить аттестат, оформить все документы и сэкономить на налогах, рассказано в этой статье.

Уже никого не удивляет, что современному главбуху, желательно иметь аттестат профессионального бухгалтера. Большинство людей стремится пройти такое обучение за счет фирмы. О том, как получить аттестат, оформить все документы и сэкономить на налогах, рассказано в этой статье.

В настоящее время получать квалификационный аттестат профессионального бухгалтера не обязательно. Однако, принимая на работу главного бухгалтера, фирмы все чаще и чаще интересуются, есть ли  у кандидата такой аттестат.

Аттестация это не что иное, как подтверждение соответствующего уровня подготовки, опыта и навыков (п. 1.2 Положения об аттестации профессиональных бухгалтеров от 15 февраля 1996 г. № 16-00-26-02). Поэтому аттестацию профессиональных бухгалтеров считают повышением квалификации работников бухгалтерии.

Чаще всего инициатором получения аттестата является сам работник. Оплатить повышение квалификации может он сам. В этом случае ему положен социальный налоговый вычет. Тем не менее оплатить обучение может и фирма. Но чтобы учесть расходы на обучение при налогообложении прибыли, фирма должна правильно оформить все документы. (1)

Как оформить обучение бухгалтера за счет фирмы

В этом случае фирма должна заключить с бухгалтером договор на повышение квалификации (обучение). Такое требование установлено статьей 197 Трудового кодекса. Кроме того, необходимо заключить договор и с учебным центром.

Также лучше иметь решение общего собрания акционеров или приказ руководителя о том, что главный бухгалтер должен иметь квалификацию профессионального бухгалтера. Тогда вы без труда сможете доказать, что инициатор обучения – работодатель.

Ученический договор

Договор на повышение квалификации со штатным бухгалтером можно заключить в форме ученического договора. Этот договор является дополнительным к трудовому.

Ученический договор должен содержать:

  • – наименование сторон;
  • – конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;
  • – обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
  • – обязанность работника пройти обучение и проработать в организации в течение установленного срока;
  • – срок ученичества;
  • – размер оплаты в период ученичества и иные условия.

Ежегодно в течение срока действия аттестата бухгалтер должен проходить обучение по 40-часовой программе. Поэтому в договоре можно записать, что работодатель оплачивает и данное обучение.

Не забудьте в договоре четко оговорить размер ответственности работника, если он не выполнит условия договора без уважительных причин. К примеру, можно записать, что работник возвращает полученную за время обучения стипендию и другие расходы, понесенные фирмой (ст. 207 ТК РФ). Определяя размер ответственности, необходимо учитывать фактически отработанное время. Например, по договору бухгалтер обязан отработать после получения аттестата 3 года, а отработал только два. В этом случае бухгалтер 1/3 расходов за обучение должен вернуть работодателю.

Договор с учебно-методическим центром

Чтобы получить аттестат, бухгалтеру необходимо:

  • – пройти обучение по 240-часовой программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров,
  • – успешно сдать письменно-устный экзамен.

Обучение и сдачу экзаменов организуют учебно-методические центры (УМЦ). УМЦ должны иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям «Бухгалтерский учет и аудит». Обратите внимание: в разделе лицензии «Нормативный срок освоения (длительность обучения)» должно быть указано «не менее 240 часов». Поэтому желательно получить от учебного центра ксерокопию лицензии. Требуйте, чтобы Вам дали ксерокс не только первой страницы, но приложения. Из этой части лицензии видно, до какой даты она действительна. Может случиться, что действие лицензии приостановлено или она будет отозвана уже после вступления договора в силу. (2)

Кроме того, учебные центры должны иметь аккредитацию Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБР), а также договор на проведение письменно-устного экзамена, заключенный с ИПБР.

Чтобы фирма могла учесть затраты на обучение при налогообложении прибыли, она должна заключить с УМЦ договор на обучение и проведение аттестации конкретного работника. Так установлено пунктом 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Однако одного договора недостаточно. Необходимо подтвердить факт выполнения и приемки услуг (например, приложив акт сдачи-приемки или сертификат образовательного учреждения о завершении учащимся определенной программы).

Когда перечислите аванс УМЦ за обучение, сделайте проводку:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

– оплачено обучение главного бухгалтера.

Когда подпишите акт приема-передачи услуг или получите сертификат:

Дебет 26, 44  Кредит 60

– плата за обучение отражена в составе расходов на повышение квалификации персонала.

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»  

– зачтена сумма выданного аванса.

В налоговом учете расходы на подготовку и переподготовку кадров нужно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом должны быть соблюдены условия, установленные в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Оплата обучения бухгалтера может быть рассмотрена налоговой инспекцией как выплата дохода физическому лицу в натуральной форме, поскольку список таких доходов, приведенный в статье 211 НК РФ, является открытым. Но если у Вас имеется приказ (решение) о направлении работника на обучение и ученический договор, то можно утверждать, что оплата обучения производится в интересах организации и не является доходом, облагаемым налогом у данного физического лица. Личный интерес появится у физического лица только тогда, когда оно уволится в период действия квалификационного аттестата.  (3)

Кроме того, стоимость обучения по программе 240-часов не облагается ЕСН. Это записано в пункте 9.1.6.6. Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (утверждены приказом МНС России от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344).

Единовременный сбор

Ученический договор может предусматривать, что после прохождения обучения фирма платит единовременный взнос в адрес Аттестационной комиссии ИПБР за проведение экзамена на получение главным бухгалтером квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

При оплате фирмой единовременного взноса сделайте проводку:

Дебет 91-2  Кредит 51

– единовременный взнос за экзамен на получение аттестата отражен в составе внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99) .

Единовременный сбор – это плата за «проведение организационной работы» в пользу негосударственной организации. Эта услуга не является образовательной и платеж перечисляют на счет организации, с которой у фирмы нет договора. Поэтому единовременный сбор не относится к расходам на повышение квалификации и не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поскольку не соответствует условиям пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса. Кроме того, эти расходы не является экономически оправданными (ст. 252 НК РФ).

Поскольку оплата сбора не уменьшает прибыль, она не облагается ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). Однако МНС РФ считает, на эту сумму ЕСН все равно нужно начислить (п. 9.1.6.6 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 5 июля 2002 № БГ-3-05/344).

Оплата сбора за работника не является расходом на повышение его квалификации или компенсационной выплатой, предусмотренной законодательством (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Оплата будет трактоваться как получение работником дохода в натуральной форме. Поэтому  организация (налоговый агент) обязана исчислить и удержать сумму налога на доходы физических лиц за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику (ст. 226 НК РФ). Налогообложение производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ):

Дебет 70  (73) Кредит 68

-удержан налог на доходы с суммы единовременного взноса, оплаченного за работника, по ставке 13%.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не начисляют на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержден постановлением Правительства РФ от 07 июля 1999 г. № 765). Данный перечень выплат продолжает действовать для целей исчисления взносов на страхование от несчастных случаев (п. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденных постановлением Правительства от 2 марта 2000 г. № 184).

Поэтому формально, если фирма оплатит дополнительные услуги за работника из своей прибыли, ей необходимо будет начислить взносы на страхование от несчастных случаев.

Если работник не выполнит условия ученического договора, уволится до истечения установленного срока, и возместит  понесенные им расходы, сделайте такие проводки:

Дебет 73 Кредит 91-1

-  отражена задолженность работника по возмещению расходов на обучение,

Дебет 50 Кредит 73

- задолженность погашена работником.

Обучение оплачивает работник

Если работник сам оплатил свое обучение, он может получить социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц. Для этого необходимо выполнить ряд условий. (4)

Во-первых, работник должен получать доход, который облагается по ставке 13% (ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога, уплаченная в бюджет с его доходов, не должна быть меньше суммы, на возврат которой он претендует. Если сумма налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.

Во-вторых, сума вычета ограничена. Так, работник может получить вычет в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб. (ст. 219 НК РФ).

В-третьих, образовательное учреждение должно иметь лицензию или иной документ, который подтверждает его статус.

В-четвертых, работник по окончании календарного года должен подать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства. К декларации нужно приложить документы, подтверждающие произведенные расходы, а также заявление о возврате налога. Обратите внимание: документы можно подать в налоговую инспекцию в течение трех лет после окончания года, в котором были произведены расходы на обучение (п.8 ст.78 НК РФ).

Если все условия выполнены, то бухгалтер сможет получить вычет. То есть часть налога на доходы физических лиц ему будет возвращена из бюджета.

Опубликовано в «Практическая бухгалтерия» (выпуск №3)

Начать дискуссию

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📴 Минцифры: сбой Microsoft говорит о важности импортозамещения иностранного ПО. Время настало, подтверждает гендиректор «Северсталь – ЦЕС»

Иностранные аэропорты, банки и компании не могут работать из-за «синего экрана смерти» на устройствах.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Канбан — это способ управления задачами. В чем его особенность, зачем его придумали, какие проблемы решаются с его помощью? Давайте разбираться.

Как повысить продуктивность в компании: метод канбан

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 

Если компания вплотную подходит к лимитам по упрощенке, нужно быстро делать выбор: удерживаться на УСН или переходить на ОСНО, временно или навсегда. Разбираем преимущества и недостатки каждого варианта и даем лайфхаки по сохранению спецрежима. 

Что делать, если вы приближаетесь к лимиту по УСН 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Роспотребнадзор подготовил изменения в санитарные правила для торговых объектов и рынков

На фоне участившихся массовых отравлений Роспотребнадзор подготовил проект изменений в СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

Санатории будут реконструировать на деньги частных инвесторов

Чтобы повысить спрос на санаторно-курортный отдых, власти собираются привлекать средства частных инвесторов на обновление туристической инфраструктуры.

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Что мешает неработающей системе? Правильно — заказчики! У которых то бизнес-процессы плохо выстроены, то персонал.. гхм.. «криворук» — по мнению некоторых поставщиков, конечно же. Но, всегда ли нужно болезненное изменение бизнес-процессов компании для «автоматизационного счастья»?

Автоматизировать «хаос» невозможно. А роботизировать?

Как отражать в учете строительство офиса своими силами

При возведении объекта основных средств собственными силами все затраты, связанные с этими капвложениями, согласно требованиям ФСБУ 26/2020 надо отражать на счете 08.

Объемы госзакупок сократились до 5,69 трлн рублей

Средняя цена контракта снизилась с 3,5 до 3,3 млн рублей. В государственных закупках выросло число несостоявшихся сделок из-за отсутствия конкуренции.

В РФ могут официально разрешить использовать стейблкоины для трансграничных расчетов

Представители бизнеса считают инициативу использования стейблкойнов для трансграничных расчетов перспективной. Это поможет проведению платежных операций со странами БРИКС и трансграничных платежей на фоне санкций.

Как применять машиночитаемые доверенности в системе «Честный ЗНАК»

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, а также работать в системе маркировки.

Тот, кто много шумит, привлекает много внимания

Речь не о качестве. Речь не о смысле. Речь о победе в гонке вооружения в информационной войне.

Тот, кто много шумит, привлекает много внимания

ТПП: инвестиционное законодательство нужно обновить

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Дмитрий Курочкин заявил, что инвестиционное законодательство нуждается в обновлении.

Бесплатно с УСН

Как уменьшить платеж по УСН за полугодие 2024 года на взносы: примеры

Во 2 квартале аванс может быть к доплате, к уменьшению или его может не быть вообще.

Как уменьшить платеж по УСН за полугодие 2024 года на взносы: примеры
6-НДФЛ

В 6-НДФЛ допустима погрешность в налоге при умножении дохода на ставку

В строке 140 раздела 2 формы 6-НДФЛ отражают исчисленный налог нарастающим итогом. И эта сумма не обязательно должна быть ровно «копейка в копейку» равняться сумме дохода, умноженному на 13%.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Специалисты создают решения для сайтов, которые в один клик могут повысить вовлеченность аудитории, нарастить конверсию и продажи.

Как повысить доверие и интерес аудитории к вашему бизнесу? Читайте на «Клерке» блог компании SmartWidgets!

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Когда реализация и возврат бракованного товара происходят в разных налоговых периодах, то непонятно, как это отразить в отчетности. При этом не всегда нужно восстанавливать НДС за бракованный товар. Рассказываем, как правильно списать бракованный товар в налоговом учете.

Как списать бракованный товар в налоговом учете

Интересные материалы

Недобросовестные участники ООО исключаются из компании: практика ЮК «Генезис»

В компании возникла кризисная ситуация, при которой ООО могло быть признано банкротом и, как следствие, прекратить деятельность. Однако на общих собраниях невозможно было принять решения по важным финансовым вопросам в связи с отсутствием кворума.