Во всех государственных органах активно расширяется перечень дистанционно предоставляемых услуг, главным образом, за счет автоматизации различных учетных процессов.
То же происходит и в коммерческих структурах, что подчеркивает давно назревшую необходимость в создании актуальной и точной адресной информационной системы.
У каждого гражданина и у каждой организации имеется целый список уникальных кодов (ИНН, страховые и регистрационные номера, паспортные данные и номера в реестрах, и т.д.), но кроме идентификации самих лиц, которые могут свободно перемещаться по территории России, необходима четкая структура адресов этих лиц.
Дело в том, что в ряде ситуаций необходимо точно доставить им те или иные документы в подлинниках (уведомления, повестки, свидетельства о регистрации и т.п.). Кроме того, по многим правоотношениям адрес имеет существенное значение: место проживания налогоплательщика, застрахованного лица, точное место нахождения помещения или строения, находящегося в собственности гражданина или организации. Четкая структура написания адреса, строгая последовательность данных, своевременное обновление должны полностью исключить ошибки в адресах пользователей таких данных.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1011-р от 10.06.2011 «О федеральной информационной адресной системе» оператором содержащейся в ней адресной информации признана ФНС РФ. И не каждому сразу было ясно, почему адресная информация оказалась в компетенции именно ФНС РФ?
Первое, что приходит на ум по этому поводу, это то, что адреса – это необходимый элемент деятельности Почты России, разве не она должна была все и упорядочить?! Но такая обязанность у этой службы отсутствует, да и единственное требование к адресам, указанным на почтовых отправлениях, заключается в том, чтобы они были исполнены на русском языке (ст. 39 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи»).
Тогда, может быть, ФМС могла бы предоставить свою базу данных, ведь именно они регистрируют граждан по адресам проживания и пребывания?! Действительно, в структуре территориальных органов ФМС есть подразделения, занимающиеся адресно-справочной работой. Ведение этой работы подчинено требованиям специального Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ № 422 от 29.10.2007. Но данные этого органа будут неполными, ведь кроме жилых зданий и строений необходимо учитывать и адреса промышленных объектов – а там ФМС никого не регистрирует.
А может быть, Росреестр охватил бы всю недвижимость – ведь у каждой постройки есть собственник и все имущество по адресам уже так или иначе сведено в массиве информации этого ведомства. Действительно, в соответствии с п. 28 Правил ведения ЕГРП, утв. Постановлением Правительства РФ № 219 от 18.02.1998 описание объекта недвижимости должно содержать его наименование, площадь и адрес, по которому он находится. Но эта база не только неполная, а еще и не точная. Дело в том, что сегодняшнюю работу территориальных органов Росимущества в 1990-е годы выполняли комитеты по управлению имуществом субъектов РФ. И, несмотря на то, что несоответствие документов, представленных на регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям закона является основанием для отказа в государственной регистрации прав (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997), значительное количество приватизационных документов этого периода не соответствуют этим требованиям.
Есть еще адреса у МЧС: ведь именно они разрабатывают планы предотвращения чрезвычайных ситуаций, эвакуации населения в экстренных случаях, а значит – должны иметь какую-то базу адресов. Но на самом деле планы эвакуации с советских времен составлялись преимущественно не по адресам проживания, а по местам работы и учебы, причем в каждой организации ответственное лицо самостоятельно такой план и пишет. К тому же согласно ч. 3 п. 3.3.1 Методических рекомендаций по эвакуации населения утвержденных МЧС РФ, адресно-справочная работа по этому направлению обеспечивается сотрудниками органов внутренних дел. Круг замкнулся.
И все-таки ФНС получила полномочия по созданию и поддержке в актуальном состоянии ФИАС не случайно.
Важную роль в данном случае сыграло то, что у налоговой службы уже около 10 лет используется систематизированный классификатор адресной информации – небезызвестный всем бухгалтерам и системным администраторам КЛАДР, прилагающийся ко всем программам, формирующим отчетность в налоговые органы и в социальные страховые фонды.
Это в сущности ведомственный классификатор ФНС России, созданный для распределения территорий между налоговыми инспекциями и автоматизированной рассылки корреспонденции, однако КЛАДР доступен для свободного скачивания налогоплательщиками на сайте ФГУП «ГНИВЦ» ФНС России. Несмотря на отдельные замечания и явную громоздкость этой базы данных, она довольно успешно применяется.
А поскольку исторически ее создание и развитие происходило под руководством ФНС, то и ФИАС разрабатывать и поддерживать поручили именно налоговой службе, а не какому-то другому ведомству.
Комментарии
4Вообще ничего не понятно. У товарища было с соседом в общей собственнности два дома с одним адресом. Недавно решеним суда каждому дали по дому, одному присвоили литер а, другому литер Б. Как теперь внести это в адресную базу данных???
Думается, в ФНС обращаться бесполезняк. Поделюсь опытом обращения))
Должна быть единая служба классификации в стране.
А тот же КЛАДР создан, надо понимать, на базе классисикатора регионов в ГАИ. Есть ОКАТО, который имеет львиную долю объектов, но почему-то его не взяли за основу. Индексы в КЛАДРе "вольные" - налоговикам они не нужны, за это должна отвечать Почта России. Поэтому и от нового решения по моему решению будет мало толку. Причем тут налоговые органы? А взять за основу методику КЛАДРа никто не мешал, хотя многие объекты КЛАДРа в новый классификатор не вписываются.