Экономика России

Такое бесплатное образование

От создателей частных клиник, рентных отношений и кредитной возни. В лучших традициях идеологии среднеклассовой диктатуры. Подойти к ребенку и отнять у него конфету. Отобрать деньги на мороженое. Толкнуть и посмеяться. Заставить платить от самого рождения до совершеннолетия и так далее. Это, а также многое другое - в современной российской школе и за ее пределами.

От создателей частных клиник, рентных отношений и кредитной возни. В лучших традициях идеологии среднеклассовой диктатуры. Подойти к ребенку и отнять у него конфету. Отобрать деньги на мороженое. Толкнуть и посмеяться. Заставить платить от самого рождения до совершеннолетия и так далее. Это, а также многое другое - в современной российской школе и за ее пределами.

Уже очевидно, что бесплатное образование в России приказало долго жить. Спонсорство, меценатство, родительские комитеты, пропаганда платных услуг и дарение учителям подарков по каждому поводу буквально за несколько лет сделали из общеобразовательных учреждений бездонный церковный приход, а из учеников и их родителей запуганную паству, готовую платить по первому требованию. Теперь в школах, как и во всяком поповском приходе, редко вообще какая тусовка проходит задаром.

Начинается все с поступления ребенка в школу. К слову, поступить сейчас в школу или в ВУЗ – это практически одно и то же. Трудно и затратно. Трудно потому, что ребенку предлагается пройти некое тестирование, призванное, по всей видимости, установить расовую чистоту будущей жертвы, а затратно по причине массовых провалов на тестировании. Разумеется, евгеника и обязательное тестирование в нашей стране запрещены (собеседования проводятся исключительно с согласия родителей и по их результатам школа не может отказать в приеме ребенка).

Но, во-первых, наше образование самое лучшее, а потому и требовательное, и во-вторых, недостатки способностей могут быть компенсированы в денежном эквиваленте, потому как – недофинансирование. Отсюда и “вступительные взносы” и разделение детей на умных-средних-отстающих с соответствующим уровнем финансовых требований к обучающимся и их родителям.

Далее на протяжении 10-11 лет следует необозримая череда мелких и не очень вымогательств, прикрытых нуждами школы и интересами ребенка. Так, в бесплатной российской школе родителям приходится платить буквально за все. За учебную литературу, за компьютеры, оргтехнику, письменные принадлежности, за покраску стен, за ремонт актового зала, за новую сантехнику и старую сантехнику. Причем непонятно, куда уходят все эти деньги. Школа может в течение нескольких лет собирать на компьютеры и затем навязать родителям договор об оказании платных услуг с другим заведением, где эти компьютеры в действительности имеются.

Кроме того, деньги берут за школьные автобусы, за флору и фауну в кабинетах, за порчу имущества. Имущества, купленного за деньги самих же родителей. Отдельной графой стоят расходы на всякие утренники, праздники, и, конечно же, подарки учителям. На одного ученика в среднем приходится по 8 педагогов плюс директор школы, его замы и куча разного рода школьных активистов и психологов. У всех у них бывают дни рождения, именины, юбилеи, похороны и аминь. За все платят дети. Считается, что детям, которые, как известно, нигде не работают и денег не зарабатывают, больше всех надо. Сейчас школы почти легально научились брать также за школьную охрану и технический персонал. Почти легально потому, что все вышеперечисленное незаконно.

В соответствии с законом об образовании родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. На этом образовательные обязанности родителей, собственно, и заканчиваются. В дальнейшем от родителей требуется лишь обеспечивать ребенку достойный уровень жизни, досуга и культурного развития – прививать ребенку любовь к русской живописи, скажем. Образование же в нашей стране целиком и полностью доверено в руки профессионалов – педагогических коллективов, на обеспечение которых ежегодно тратятся колоссальные бюджетные суммы.

В свою очередь все образовательные услуги, оказываемые бюджетными образовательными учреждениями в рамках установленных государственных федеральных стандартов, являются бесплатными, поскольку осуществляются они в пределах бюджетного финансирования. Иными словами, школы кормятся из казны и налогоплательщики не обязаны им платить вообще ничего, так как они уже и так платят государству и местным бюджетам все полагающиеся налоги. В свою очередь повторное взимание платы за одни и те же услуги или товары, как известно, запрещено.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет, поскольку, как мы уже говорили, повторное взимание платы за одни и те же услуги незаконно. Несмотря на это, образование в наших школах стоит очень дорого. Дорого даже по меркам частных, платных учебных заведений.

Причиной тому является законодательное допущение, гласящее, что школы могут оказывать платные образовательные услуги и финансироваться за счет пожертвований и благотворительных взносов. И хотя пожертвования и подарки – вещи сугубо добровольные, в школьной практике их принято делать принудительно и из-под палки. Самая модная и востребованная “палка” здесь – катастрофическое недофинансирование, из-за которого школы, якобы, не в состоянии даже наполовину организовать нормальный учебный процесс.

Как водится, на самом деле никакого недофинансирования быть не может в принципе. Просто потому, что недофинансирование в случае со школой означает закрытие этой самой школы. Между тем, слово это действует магическим образом, и такие вот недофинансированные школы наперекор здравому смыслу продолжают работать по всей стране. То есть, по всей стране практически в полевых условиях работают некие полулегальные конторы, полностью финансово несостоятельные и непонятно на какие средства реализующие государственные образовательные программы. Бред? Конечно, бред.

Формально граждане могут обжаловать действия школьных администраций сразу в несколько инстанций. В нашем законодательстве существует даже специальная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законами прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Однако законом школьных крохоборов, как выясняется, не запугаешь.

Так, контролирующие сферу образования инстанции входят совместно со школами в одну и туже централизованную систему, подчиненную федеральному ведомству, и глупо было бы полагать что “наверху” не в курсе того, что творится “на местах”.

Другим непреодолимым препятствием для защиты прав в области образования является то, что анонимные сообщения о нарушениях правоохранителями не рассматриваются, а подставлять своего ребенка отважится далеко не каждый. Результат у всех перед глазами: поскольку в силу возраста постоять за себя дети еще не могут, а их родители, наученные горьким опытом общения с властными структурами, постоять уже не могут, учителя и их запросы год от года становятся все наглее.

Комментарии

23
  •  

    Цитата:
    Спонсорство, меценатство, родительские комитеты, пропаганда платных услуг и дарение учителям подарков по каждому поводу буквально за несколько лет сделали из общеобразовательных учреждений бездонный церковный приход, а из учеников и их родителей запуганную паству, готовую платить по первому требованию. Теперь в школах, как и во всяком поповском приходе, редко вообще какая тусовка проходит задаром.
     Это что было со стороны М. Валеева? Так просто, походя, между прочим, обсуждая коррупцию в образовании, обругать грязными словами церковь? А для кого эта статья написана? Мне даже и дочитывать ее не захотелось.
  • Ольга

     

    Полагаю, что статья писалась для родителей детей обучающихся, обучившихся и собирающихся учиться. Ничего оскорбительного мною не замечено. А лишь абсолютная правда о состоянии дел в российском образовании. Другое дело, что автор ограничился констатацией фактов и не внес никаких конструктивных предложений по изменению ситуации. Но, наверное, это его полное право. А что касается его паралели с церковными приходами, так это тоже дело автора.  Откровенно сказать, что что в нашем обществе и церковь (не путать с верой и религией) исключительно коммерческая организация. Чего только стоят рекламные плакаты "Построим Храм.... с Вашей и Божьей помощью...."(!?!), прейскуранты на услуги и исключительное право на импорт сигарет в Россию, полученное РПЦ в начале 90-х годов.


    Цитата:
    Это что было со стороны М. Валеева? Так просто, походя, между прочим, обсуждая коррупцию в образовании, обругать грязными словами церковь? А для кого эта статья написана? Мне даже и дочитывать ее не захотелось
  • visualfox

    В соответствии с законом об образовании родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. На этом образовательные обязанности родителей, собственно, и заканчиваются. В дальнейшем от родителей требуется лишь обеспечивать ребенку достойный уровень жизни, досуга и культурного развития – прививать ребенку любовь к русской живописи, скажем. Образование же в нашей стране целиком и полностью доверено в руки профессионалов – педагогических коллективов, на обеспечение которых ежегодно тратятся колоссальные бюджетные суммы.

    Вот до чего у нас любят перекладывать свои обязанности на других, лишь бы ничего не делать и не нести ответственности. Это Ваши дети, и от того как ВЫ их востпитатет зависит их будущее и Ваша старость. Да мне похрену кто там какие суммы закладывет и трати и как хочет воспитать моих детей. Воспитывать детей первейшая обязанность родителей и нечего перкладывить это на школу и улицу.