Журнал"Спутник главбуха" (Санкт-Петербург и Ленинградская область) №6, 2005
Начиная с 1 июня 2005 года налоговые инспекции будут оформлять результаты сверки расчетов с налогоплательщиками новыми актами. Мы выяснили, какие изменения произошли.
Немного о правилах
По всем организациям и индивидуальным предпринимателям налоговая инспекция ведет "налоговое досье" - карточки лицевых счетов. Вносят данные в эти карточки такие же люди, как и мы с вами, не застрахованные от ошибок. Поэтому периодически необходимо удостовериться, какие суммы отражены в качестве начисленных плательщику налогов, какие - как поступившие от него, что зачтено и возвращено и т.д. Для этого между налоговой инспекцией и налогоплательщиком проводится сверка.
Порядок проведения обязательной сверки установлен пунктом 3 Регламента организации
работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10 августа
2004 г. № САЭ-3-27/468@. Она осуществляется в следующих случаях:
- ежеквартально - с крупнейшими налогоплательщиками;
- при переходе налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую;
- если налогоплательщик снимается с налогового учета при ликвидации (реорганизации)
юридического лица.
Также налоговая инспекция обязана осуществить сверку по инициативе налогоплательщика. Обратите внимание, исходить такая инициатива от налогоплательщика должна не реже одного раза в год. Как показывает практика, каждая районная ИФНС России по Санкт-Петербургу устанавливает свою периодичность и процедуру проведения сверки. Где-то для этого необходимо составить письменный запрос, где-то - записаться по телефону, где-то - прийти по определенному графику в зависимости от причины сверки. Поэтому, чтобы не оказаться в нелепом положении, следует позвонить в свою налоговую и уточнить все нюансы.
Новые старые формы
Результаты сверки (расхождения или абсолютное соответствие данных) оформляются актом. Приказом от 4 апреля 2005 г. № САЭ-3-01/138@ (далее - Приказ) ФНС России утвердила новые формы актов сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам (формы № 23 и № 23-а); справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (две формы № 39-1) и справок о состоянии расчетов по налогам и сборам (две формы № 39-1ф). Особых изменений в формах не произошло, но появились новые - справки о состоянии расчетов по налогам и сборам (формы № 39-1ф). Применять утвержденные акты и справки налоговики должны с 1 июня 2005 года.
Форма № 23 (полная) будет формироваться, если в результате сверки обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и данными налоговой инспекции. Во всех остальных случаях, а также ежеквартально для крупнейших налогоплательщиков налоговые инспекции будут составлять краткий акт сверки (форма № 23-а).
При расхождении сальдо расчетов с бюджетом устанавливаются причины расхождений и вносятся необходимые изменения в данные налогоплательщика или налогового органа (в зависимости от того, кто допустил ошибку).
Новые формы
Две формы № 39-1 отличаются друг от друга лишь отметкой об отсутствии задолженности. Форму с такой отметкой (см. приложение 3 к Приказу) получат налогоплательщики, у которых нет задолженности перед бюджетом или имеется переплата.
Справки о состоянии расчетов по налогам и сборам - формы № 39-1ф (приложения 5 и 6 к Приказу) - формируются для налогоплательщиков - физических лиц по их заявлениям. Такие справки нужны, например, для представления нотариусу при вступлении в права наследования. Различие в формах справок сводится к тому, что в приложении 5 к Приказу есть отметка об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Как нам сказали в УФНС России по Московскому району, такие справки выдают довольно часто.
Справка о состоянии расчетов для физических лиц, ранее состоявших на налоговом учете в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющих задолженность по налогам и сборам, составляется по форме № 39-1ф по одному, по нескольким или по всем КБК (с информацией справочного характера о задолженности по налогам и сборам, имеющейся на дату выдачи справки).
Материал подготовила Алена Логунова
Начать дискуссию