Учет в торговле

Украшение торгового зала к Новому году

В преддверии Нового года практически все магазины украшают торговые залы и витрины. Иногда траты немалые. При соблюдении ряда условий эти суммы можно признать в налоговом учете.

В преддверии Нового года практически все магазины украшают торговые залы и витрины. Иногда траты немалые. При соблюдении ряда условий эти суммы можно признать в налоговом учете.

Украшение витрин – это не реклама

Зачастую налогоплательщики пытаются отнести затраты на украшение витрин к новогодним праздникам к рекламным расходам и учесть их на основании пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Напомним: там сказано, что к расходам на рекламу, в частности, относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом вспомним, что такое реклама.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Такое определение дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Дополнительно подчеркнем такой момент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Из всего сказанного следует, что украшение вообще не относится к рекламе. Ведь гирлянды и цветы не несут каких-либо сведений, которые можно было бы счесть рекламными. Это подтвердили и судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 октября 2009 г. № А55-1113/2009.

Затраты на украшение – обоснованные расходы

Так можно ли признать расходы на украшение залов и витрин при расчете налога на прибыль? Для ответа на поставленный вопрос проанализируем арбитражную практику.

Так, из постановлений ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А40/ 12070-09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А33-10956/06-Ф02-725/07 можно сделать следующие выводы. Затраты на приобретение елочных украшений для оформления торгового зала в канун новогодних праздников вызваны необходимостью привлечения покупателей, поэтому данные затраты направлены на получение дохода. Они полностью соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Вне зависимости от квалификации указанные расходы могут быть признаны в налоговых расходах на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (то есть как прочие расходы).

В постановлении № КА-А40/12070-09 судьи напомнили, что, исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, обоснованность налоговых расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, а не с точки зрения их целесообразности.  

>|Позиция Конституционного суда РФ изложена в определениях от 4 июня 2007 г.  № 320-О-П и № 366-О-П.|<

Поэтому экономическую необоснованность понесенных налогоплательщиком расходов обязаны доказывать именно налоговики. А в рассматриваемых делах им этого сделать не удалось.

Если украсить обязывают, то расходы неизбежны

Следует обратить внимание на еще один очень важный нюанс, отмеченный в постановлении № КА-А40/12070-09. Суд выяснил, что праздничное оформление территории торгового комплекса было произведено на основании письма комитета развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга о необходимости принятия мер по оформлению торгового комплекса к Новому году и письма отдела торговли и услуг администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об участии компании в городском конкурсе на лучшее оформление рынков предприятий мелкорозничной торговли, общественного питания к Новому году и Рождеству. Указанные предписания подтверждают обоснованность спорных расходов.

Согласитесь, невозможно назвать экономически не обоснованными затраты, от которых компания не имеет права отказаться.

По мнению автора, если у торговой организации есть на руках подобное распоряжение, затраты на новогоднее оформление можно смело признавать в налоговых расходах – положительное решение любого арбитражного суда гарантировано.

Налог на добавленную стоимость

Что касается «входного» НДС, связанного с затратами на новогоднее оформление торгового зала, то возможность его налогового вычета, по мнению налоговиков, прямо зависит от того, будут затраты на новогоднее украшение приняты в состав налоговых расходов или нет. Если будут, то возместить «входной» НДС можно. А вот если нет, то тогда налогоплательщику придется обращаться в суд.

Однако условиями для принятия «входного» налога к вычету является использование товаров (работ, услуг) в облагаемой НДС деятельности, принятие их на учет, наличие счета-фактуры с выделенной суммой налога и иных первичных документов. Это следует из положений статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Поэтому судьи при разрешении подобных споров, как правило, встают на сторону компаний.

Так, в определении ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 1238/07 сказано, что Налоговый кодекс РФ не ставит право налогоплательщика на получение налогового вычета по НДС в зависимость от обоснованности отнесения им затрат, связанных с ведением деятельности, к налоговым расходам.

Аналогичное мнение было высказано и в иных судебных актах, например в постановлении ФАС Центрального округа от 16 декабря 2004 г. № А36-135/2-04.

Пример.
ООО «Мир товаров», владеющее магазином в центре города, получило требование городских властей об обязательном оформлении зданий, находящихся в центре города, новогодней иллюминацией, а также о новогоднем украшении торговых залов.

На выполнение этого требования обществом потрачено 248 000 руб., в том числе НДС – 37 830,51 руб.

Компания уплачивает налоги по общей системе налогообложения.

Руководствуясь арбитражной практикой, она включила в состав налоговых расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ 210 169,49 руб. (248 000,00 – 37 830,51) и приняла к вычету «входной» НДС в сумме 37 830,51 руб.

В бухучете это отражено следующим образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 210 169,49 руб. – отражено приобретение иллюминации, гирлянд, искусственных елочек, новогодних игрушек и т. д.;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 37 830,51 руб. – отражена сумма «входного» НДС;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 10

– 210 169,49 руб. – списаны материалы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 37 830,51 руб. – принят к вычету «входной» НДС.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №12, декабрь 2011 г.

Начать дискуссию