Бывает, что турфирма оплатила поставщику товары (работы, услуги, имущественные права), а через некоторое время их цена (тариф) или количество (объем) были уменьшены.
Обычно это характерно для туроператоров, которым поставщики услуг (например, гостиницы) пересчитывают цену на них при достижении определенного объема заказов. В этом случае, следуя требованиям подпункта 4 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ, турфирме (покупателю) необходимо восстановить суммы «входного» налога на добавленную стоимость, ранее принятого к вычету из бюджета.
НДС восстанавливается в размере разницы между налогом, исчисленным исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после уменьшения цены (объекта). Причем сделать это надо в том налоговом периоде (квартале), на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
– дата получения от поставщика первичных документов на уменьшение стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
– дата получения от него корректировочного счета-фактуры.
Такое нововведение действует с 1 октября.
Законом № 245-ФЗ введено новое понятие «корректировочный счет-фактура». Напомним, что их возможно выставлять уже с 1 октября.
Итак. Корректировочный счет-фактура составляется продавцом и выставляется покупателю не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документа (договора, соглашения, иного первичного документа) на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, подтверждающего согласие покупателя (факт уведомления покупателя).
>|Корректировочные счета-фактуры регистрируются в книгах покупок и книгах продаж.|<
В корректировочном счете-фактуре должны быть указаны следующие реквизиты:
– наименование «корректировочный счет-фактура», его порядковый номер и дата составления;
– порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому изменяется стоимость отгруженных товаров;
– наименования, адреса и ИНН продавца и покупателя;
– наименования товаров и единицы измерения, по которым осуществляется изменение стоимости или же количества;
– количество товаров по счету-фактуре, исходя из принятых по нему единиц измерения до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров;
– наименование валюты;
– цена (тариф) за единицу измерения без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);
– стоимость всего количества товаров по счету-фактуре без налога до и после внесенных изменений;
– сумма акциза по подакцизным товарам;
– налоговая ставка;
– сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров;
– стоимость всего количества товаров по счету-фактуре с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров;
– разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров. В случае уменьшения стоимости отгруженных товаров соответствующая разница указывается с отрицательным знаком.
При этом ошибки в корректировочных счетах-фактурах, которые позволяют налоговикам при проверке идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименования товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму «входного» налога, не могут стать основанием для отказа в вычете налога на добавленную стоимость.
Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров, служит основанием для вычета налога самим же продавцом. Покупатель при этом восстанавливает налог.
При увеличении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя.
Продавец включает эту разницу в налоговую базу того периода, в котором была осуществлена отгрузка. Об этом сказано в пункте 10 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что порядок регистрации корректировочных счетов-фактур в книге покупок или книге продаж разъяснен и в письме ФНС России от 28 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15927@.
Учтите: при составлении корректировочных счетов-фактур изменять показатели (цену, количество, стоимость с учетом и без учета налога, сумму налога на добавленную стоимость, акциз) после изменения цены (тарифа) или уточнения количества (объема) в основном счете-фактуре, к которому составлен корректировочный счет-фактура, не следует.
Статья 170 Налогового кодекса РФ предусматривает новый порядок распределения «входного» налога на добавленную стоимость в случае, если туристическая фирма приобретает основные средства, которые впоследствии используются как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях.
Также отметим, что это относится и к нематериальным активам (нововведение действует с 1 октября).
Так, туристическая компания осуществляет вычет налога пропорционально стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Поскольку та часть налога, которая соответствует доле товаров, не облагаемых НДС, включается в стоимость основных средств и в дальнейшем амортизируется, законодатель решил изменить учет «входного» налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств в первом и втором месяцах налогового периода.
Турфирма имеет право определять долю принимаемых к вычету сумм налога исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров, подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных за месяц товаров.
Однако если доля расходов на операции, не подлежащие налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов, налогоплательщик вправе все суммы «входного» налога на добавленную стоимость принять к вычету. >|О том, что в этом случае турфирма не будет вести раздельный учет, нужно указать в учетной политике.|<
Туристические фирмы, имеющие большие обороты, могут воспользоваться заявительным порядком возмещения налога на добавленную стоимость, который установлен в статье 176.1 Налогового кодекса РФ.
Начнем с того, кто имеет право применять данный порядок.
Итак, им могут воспользоваться туристические фирмы:
– уплатившие налоги (НДС, налог на прибыль) за три предыдущих года на сумму не менее 10 млрд руб.;
– юридические лица вне зависимости от сумм уплаченных налогов, представившие вместе с декларацией банковскую гарантию.
Надо сказать, что большинство туристических фирм не уплачивают такие значительные суммы налогов, а воспользоваться банковской гарантией не всем удается, поскольку кредитные учреждения неохотно выдают их.
Тем не менее турфирмам, решившим воспользоваться заявительным порядком по НДС (и которые имеют на него право), необходимо учитывать следующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 года.
Во-первых, расширяется количество банков, выдающих банковские гарантии. Это связано с тем, что признано утратившим силу требование о наличии зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн руб.
Таким образом, банковские гарантии сможет выдавать большее количество банков.
Во-вторых, вводится новый пункт 6.1 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ, который регулирует срок предоставления в налоговую инспекцию банковской гарантии. Это нужно сделать не позднее пяти дней после срока подачи заявления о применении заявительного порядка.
Отметим, что турфирмы, применяющие заявительный порядок, подают такое заявление не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации.
Если с момента отгрузки товаров (работ, услуг), стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных единицах, а оплата производится в рублях, курс изменился, возникают суммовые разницы. Ранее положительные суммовые разницы продавцу приходилось включать в облагаемую базу по НДС. Отрицательные суммовые разницы начисленный налог не уменьшали.
Теперь (с 1 октября), согласно Закону № 245-ФЗ, суммовые разницы в части НДС, которые образуются у продавца при оплате покупателем в рублях товаров (работ, услуг), имущественных прав, стоимость которых выражена в иностранной валюте или в условных единицах, учитываются так. Налог с положительной разницы включается во внереализационные доходы (по ст. 250 Налогового кодекса РФ), а с отрицательной – во внереализационные расходы (по ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Некоторые фирмы используют социальную рекламу как средство саморекламы. Услуги по производству и размещению такой рекламы в соответствии с подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не облагаются НДС. Однако в силу нововведений (действуют с 1 октября) необходимо учитывать размер рекламной площади, используемый турфирмой. В такой рекламе в радиопрограммах упоминание о спонсоре должно составлять не более трех секунд, в кино – не более 7 процентов площади кадра, а в иной рекламе, например наружной, на информацию о турфирме отводится всего 5 процентов рекламной площади. >|В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу в СМИ не нормируются.|<
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №12, декабрь 2011 г.
Начать дискуссию