Основные средства

Расстаемся с испорченным имуществом

Как его списать, или продать, и учесть это для налога на прибыль и НДС

Как его списать, или продать и учесть это для налога на прибыль и НДС?

Бывает, что на складе организации лежат товарно-материальные ценности, срок годности которых не истек, но они испорчены. Причем не в результате каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожара, затопления) и не по вине сотрудников, а, например, просто из-за длительного хранения. И руководство решает от них избавиться - вывезти на помойку или продать хотя бы по низкой цене.

Какие документы при этом нужно составить? Можно ли учесть стоимость такого неликвида в целях налогообложения прибыли? И надо ли восстанавливать по нему НДС? На эти вопросы мы и ответим.

С чего начинается списание или уценка

При выявлении кладовщиком или другим материально-ответственным лицом порчи имущества нужно провести инвентаризацию <1>. Инициировать проведение инвентаризации можно, подав служебную (докладную) записку на имя руководителя. После этого он должен подписать приказ о проведении инвентаризации по форме N ИНВ-22 <2>, которым утвердит состав комиссии.

По результатам инвентаризации оформите:

- опись по форме N ИНВ-3 <2>;

- ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, по форме N ИНВ-26 <3>;
- акт о порче, бое, ломе ТМЦ по форме N ТОРГ-15 <4>. Причем использовать его можно как для товаров, так и для другого имущества. В графе 15 этого акта нужно отразить характеристики дефектов имущества. А в графах 10-13 надо указать сведения о новой - уцененной - стоимости дефектного имущества, если его еще можно продать. Эту стоимость определяет инвентаризационная комиссия.

Зачем в принципе нужно делать уценку ТМЦ? В бухучете это необходимо, чтобы создать резерв под снижение стоимости ТМЦ и отразить их в балансе на конец года уже по сниженной цене, которая рассчитывается как первоначальная стоимость за вычетом резерва <5>. Однако если вы собираетесь в скором времени продать эти ТМЦ, то можно не отражать в учете их уценку.

Списываем испорченные ТМЦ

Сначала рассмотрим ситуацию, когда имущество полностью непригодно для дальнейшего использования и его можно только списать.

ШАГ 1. Составляем первичку на списание.

Вам надо оформить акт о списании ТМЦ <6> по форме N ТОРГ-16 <4>, указав в нем в графе 5 причину списания ТМЦ.

ШАГ 2. Определяемся с учетом для целей налогообложения.

Есть два варианта учета дефектного имущества - безопасный и рискованный. Какой применять - решать вам.

Безопасный (но невыгодный) Рискованный вариант
- не учитывать в "прибыльных" расходах стоимость испорченных ТМЦ. Минфин указывает, что эти затраты экономически неоправданны <7>

- учесть в"прибыльных" расходах стоимость испорченных ТМЦ. Суды считают такие расходы экономически оправданными, поскольку ТМЦ предназначались для деятельности, направленной  на получение прибыли <8>        

- восстановить НДС по  испорченным ТМЦ в том   периоде, в котором они  списываются <9>. Ведь выбытие ТМЦ не является  объектом налогообложения по НДС              - не восстанавливать НДС по  испорченным ТМЦ. Перечень   случаев, когда нужно   восстановить НДС, является закрытым, и в нем нет списания испорченных ТМЦ <10>                           

Продаем уцененные ТМЦ

Иногда, несмотря на то что ТМЦ испорчены, к примеру, в результате морального устаревания или после их использования в качестве рекламных образцов, их еще можно уценить и продать.

Анализируем цену продажи

Как известно, в некоторых случаях налоговики могут проверить правильность применения цен по сделкам <11>. В том числе если цены по идентичным товарам различаются более чем на 20% <12>. Однако к нашему случаю это не относится. Сниженная цена на испорченные ТМЦ - это и есть их рыночная цена <13>. Она не может быть такой же, как по нормальным ТМЦ. К примеру, холодильник с вмятиной не может стоить столько же, сколько без нее.

Примечание. Кстати, если ваши ТМЦ не испортились, а просто стали неликвидными, например морально устарели (на рынке появилась новая модель такого товара), то для их продажи по сниженным ценам проводить инвентаризацию и составлять акт по форме N ТОРГ-15 не надо. Чтобы обосновать размер уценки, можно оформить расчет, отражающий суммы затрат, которые возникнут, если продолжать их хранить или утилизировать, а не продавать, пусть даже с убытком. Так вы сможете обосновать целесообразность убыточной реализации этих ТМЦ <14>.

Учитываем продажу для целей налогообложения

Доход от продажи ТМЦ по сниженным ценам учитывается в обычном порядке. А в расходы включаются следующие суммы:

<если> ТМЦ уценены из-за того, что потеряли свои первоначальные свойства при экспонировании в рекламных целях (например, при оформлении витрин) и их стоимость ранее не была включена в рекламные расходы, то:

- сумма уценки полностью учитывается как ненормируемые расходы на рекламу <15>;

- при продаже ТМЦ их стоимость за вычетом уценки учитывается в расходах <16>;

<если> ТМЦ уценены по другим причинам, то в расходы включается вся их изначальная стоимость (без учета уценки) <17>.

* * *

Как видите, и при списании испорченных ТМЦ, и при их продаже главное - правильно оформить первичные документы.

--------------------------------

<1> п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н

<2> утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88

<3> утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26

<4> утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

<5> п. 25 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н

<6> подп. "д" п. 125 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н

<7> Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342, от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428

<8> Постановления ФАС СЗО от 11.09.2008 N А56-3652/2007; ФАС МО от 22.06.2005 N КА-А41/5477-05, от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2

<9> Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397

<10> п. 3 ст. 170 НК РФ; Постановления ФАС ДВО от 27.12.2010 N Ф03-8694/2010; ФАС ЗСО от 27.05.2009 N Ф04-3164/2009(7499-А27-34)

<11> п. 2 ст. 40 НК РФ; п. 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.99

<12> п. 2 ст. 40 НК РФ

<13> Постановления ФАС СКО от 10.07.2009 N А32-18956/2008-19/251; Восемнадцатого ААС от 06.10.2010 N 18АП-7858/2010

<14> Постановление ФАС МО от 16.04.2009 N КА-А40/3035-09

<15> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ

<16> п. 5 ст. 252, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

<17> подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 268, ст. 320 НК РФ; Письмо Минфина России от 18.09.2009 N 03-03-06/1/590

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N22, 2011

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • Свих Г.Р.
    Цитата:
    об инициировании проведения инвентаризации
     Обычно инвентаризацию стараются делать ежегодно, на 1-е число, ближе к концу отчётного года - по всем участкам (ОСы можно реже инвентаризовать). Ну, и в случае эстремальных ситуаций - ураган, пожар, воры...
  • Свих Г.Р.

    Обычно приказом создаётся комиссия для проведения инвентаризации. Сумеете возглавить её (или хотя бы получить право гонять исполнителей) - и вперёд! Потому что сличительные ведомости (книжные остатки и факт) всё-таки мастерят исполнители.