Налоги, взносы, пошлины

Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 330-ФЗ

Первоначально Законопроект № 511230-5, который после принятия стал Федеральным законом от 21.11.2011 № 330 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 330 ФЗ), предусматривал внесение изменений лишь в порядок предоставления стандартных вычетов.

Первоначально Законопроект № 511230-5, который после принятия стал Федеральным законом от 21.11.2011 № 330 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 330 ФЗ), предусматривал внесение изменений лишь в порядок предоставления стандартных вычетов. Но в окончательном варианте в него были включены и изменения по другим налогам.

В целом Федеральный закон № 330 ФЗ вступает в силу с 01.01.2012, за исключением отдельных положений.

Льготы по услугам в сфере культуры и искусства

Федеральным законом № 235 ФЗ в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ были внесены поправки. В нем идет речь об освобождении от обложения НДС услуг в сфере культуры и искусства. Действующая формулировка данной нормы позволяет применять эту льготу всем учреждениям, занимающимся такой деятельностью. Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

После изменений, внесенных Федеральным законом № 235 ФЗ и вступивших в силу с 01.10.2011, в нем прямо указано, что действие данного подпункта распро-страняется на соответствующие услуги, оказываемые именно некоммерческими организациями. Это определенно сузило список предприятий, которые могли пользоваться названной льготой, так как прежняя редакция пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, несмотря на п. 1 ст. 120 ГК РФ, нередко позволяла судам трактовать эту норму как распространяющуюся на предприятия разных организационно-правовых форм, главное, чтобы они выполняли (оказывали) определенный перечень работ (услуг), приведенный в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (постановления ФАС ВСО от 25.03.2010 № А19-18327/09, от 23.11.2009 № А19-12401/08 , от 20.04.2010 № А19-26579/09, ФАС ВВО от 26.07.2010 № А38-6688/2009, ФАС СКО от 27.08.2010 № А32-48228/2009-25/2009-25/437 ).

Новая поправка в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ вносит в него иную определенность, он теперь однозначно будет распространяться не только на некоммерческие органи-зации, но и на предприятия любой другой организационно-правовой формы. Изменения вступили в силу с даты опубликования, то есть с 22.11.2011, но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.10.2011 (п. 2, 4 ст. 5 Фе-дерального закона № 330 ФЗ).

Аренда имущества у казенных учреждений

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами госу-дарственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому арендованному объекту имущества налоговыми агентами, которыми в этом случае признаются арендаторы указанного имущества.

С 1 января 2012 года не будет признаваться объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета. Такие изменения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 239 ФЗ внесены в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).

Федеральным законом № 330 ФЗ из п. 3 ст. 161 НК РФ исключено упоминание о казенных учреждениях. То есть предприятие, для которого казенное учреждение является арендодателем, не будет являться налоговым агентом.

Поправки в порядке обложения НДС деятельности нефтяников и рыбаков

В подпункте 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ указывается, что по налоговой ставке 0% облага-ется реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Поясняется, какие именно работы (услуги) такого рода имеются в виду. Их список дополнен работами (услугами), выполняемыми (оказываемыми) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории РФ на территорию государства – члена таможенного союза. Статьей 165 НК РФ определен порядок подтверждения права на получение возме-щения при обложении по «нулевой» ставке. Какие документы нужны для этого при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубо-проводного транспорта нефти и нефтепродуктов, указано в п. 3.2 ст. 165 НК РФ. В их числе полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров (пп. 3 данного пункта).

Теперь в указанной норме учитывается вероятность, что декларацию регистрирует таможенный орган таможенного союза, а не российский, в этом случае, разумеется, она представляется в налоговый орган с соответствующими отметками. Кроме того, если таможенное декларирование таких операций таможенным законодательством таможенного союза не предусмотрено, то в налоговый орган можно предоставить документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, не позднее 180 календарных дней с момента их составления (уточнен абз. 7 п. 9 ст. 165 НК РФ). Небольшие изменения в списке подтверждающих документов коснулись и рыболов, претендующих на «нулевую» ставку. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, они должны были предоставлять в налоговый орган, в частности, копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни РФ (абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Теперь такая копия может не представляться в случае вывоза уловов водных био-логических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, достав-ленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ.

Перенос неиспользованного вычета – право пенсионеров

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена на-логовая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, то есть в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налого-обложению, уменьшенных на сумму всевозможных налоговых вычетов, преду-смотренных ст. 218 – 221 НК РФ.

При этом если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, которые подлежат налогообложению и в отношении которых предусмотрена указанная налоговая ставка, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период возникшая отрицательная разница не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ.

Иное теперь будет предусмотрено для пенсионеров, если выплата им пенсии про-изводится в соответствии с законодательством РФ. Им разрешено такую разницу переносить, но почему то не на следующие, а на предшествующие налоговые периоды. Если это не ошибка законодателей, то не очень понятно, как такая возможность будет реализовываться на практике, даже с учетом возможности подавать корректирующую декларацию.

К тому же условием для переноса отрицательной разницы между суммами вычетов и доходов является полное отсутствие в соответствующем налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть получается, что при наличии дохода хотя бы в сумме 1 руб. пенсионеры данной нормой воспользоваться не смогут.

При этом есть отдельное уточнение для имущественных вычетов, предоставляемых в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

– на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;

– на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо на приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Если в налоговом периоде такой имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток можно перенести на последующие налоговые периоды до полного его использования. Но для пенсионеров, у которых в налоговом периоде полностью отсутствуют иные доходы, кроме пенсии, предусмотрен иной порядок. Как и в п. 3 ст. 210 НК РФ, здесь указывается, что остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие периоды, но в отличие от п. 3 ст. 210 НК РФ установлено ограничение: таких пе-риодов может быть не более трех.

Исчисление НДФЛ по операциям РЕПО

Некоторые изменения внесены в ст. 214.3 НК РФ, которая совсем недавно появи-лась в Налоговом кодексе и посвящена особенностям определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

Еще несколько изменений по НДФЛ

Некоторые виды компенсационных выплат, установленных действующим законо-дательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представи-тельных органов местного самоуправления, не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). В частности, если они связаны с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Изменение в п. 48 ст. 217 НК РФ вступает в силу с момента опубликования Феде-рального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011, и распространяется на правоотно-шения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Теперь в эту норму добавлено еще одно исключение. Если увольняется руководи-тель, заместитель руководителя, главный бухгалтер, то выплачиваемые при этом выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства, ком-пенсация будут облагаться НДФЛ в части, превышающей в целом трехкратный раз-мер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выражение «в целом» должно означать, что с этим пределом будет сравниваться общая сумма указанных выплат, а не каждая по отдельности.

Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств.

Сейчас уточняется, что эти выплаты должны быть обязательно направлены на возмещение причиненного указанным физическим лицам материального ущер-ба или вреда их здоровью. В новой редакции данное уточнение будет отсутствовать, останется только связь выплат со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством.

Еще одно изменение в обложении НДФЛ связано с выплатой пенсий. Не облагаются сейчас НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Теперь также не будут облагаться налогом выплаты указанным правопреемникам умерших пенсионеров из пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде (п. 48 ст. 217 НК РФ).

Увеличился размер стандартных вычетов на детей

Напомним, что сейчас стандартные вычеты предоставляются, во первых, непосредственно на физическое лицо и, во вторых, на его детей. Законодатели решили увеличить «детские» вычеты за счет первых.

При этом остаются стандартные вычеты для льготных категорий нало-гоплательщиков в размере 3 000 и 500 руб. в месяц, предоставляемые за налоговый период без ограничения (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). А вот вычет в размере 400 руб., которым пользовалась основная масса налогоплательщиков, прекратит существование. Впрочем, вряд ли этот факт скажется на них ощутимо, ведь реальная экономия составляла всего 52 руб. в месяц и то при условии, если доход нарастающим итогом с начала года не превысил 40 000 руб.

Этим же объясняется и незначительность увеличения для большей части налого-плательщиков вычетов на детей, ведь принятие Федерального закона № 330 ФЗ не потребовало выделения дополнительных средств, их предполагается получить за счет отмены с 01.01.2012 стандартных вычетов в размере 400 руб. (утратил силу пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Первоначально законопроект предусматривал отмену для всех категорий налого-плательщиков вычета, предусмотренного указанным подпунктом. В итоге так и получилось, но законодатели немного исправили свое первоначальное намере-ние: для налогоплательщиков, у которых есть несовершеннолетние дети, уменьшения вычетов не произойдет.

В настоящее время налоговый вычет в размере 1 000 руб. за каждый месяц налого-вого периода распространяется на:

– каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ре-бенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

– каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

В результате принятых изменений к этим категориям добавятся усыновители.

Все изменения, касающиеся стандартных вычетов на детей, вступили в силу с мо-мента опубликования Федерального закона № 330-ФЗ, то есть с 22.11.2011 и рас-пространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (п. 2, 3 ст. 5 данного закона).

Важнее то, что, если у всех этих категорий налогоплательщиков имеется более двух детей, вычет на каждого третьего и последующего ребенка становится равным 3 000 руб. Разумеется, имеется в виду общее количество детей данного налогоплательщика. Даже если первый или второй становятся старше 18 лет, на третьего и последующих положен именно указанный вычет.

Вычет в размере 3 000 руб. распространяется и на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Очевидно, что при этом не имеет значения, сколько всего детей у налогоплательщика.

Кстати, в связи с этим отменено удвоение налоговых вычетов для таких налогопла-тельщиков.

Обратите внимание

Вычет в размере 3 000 руб. применяется уже с 01.01.2011, то есть задним числом. Бухгалтерам необходимо пересчитать облагаемую базу за текущий год по налогоплательщикам, которых это коснется.

Что касается налогоплательщиков, имеющих одного или двух детей, то вычет на каждого ребенка с 01.01.2012 у них составит 1 400 руб. То есть пока они будут получать этот вычет, общая сумма вычетов по сравнению с 2011 годом у них не уменьшится, несмотря на отмену вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. А вот бездетные налогоплательщики сразу потеряют те самые 52 руб., о которых сказано выше.

Предел, установленный для детских вычетов и равный 280 000 руб., сохранился.

Резонное уточнение внесено в отношении вычетов на детей, которые находятся за пределами РФ. Сейчас для иностранных физических лиц, получающих вычеты на таких детей, определено, что соответствующий вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети). Но ведь дети могут постоянно находиться за границей и у налогоплательщиков, проживающих в РФ, которые теперь тоже смогут подавать такие документы.

Расходы на стандартизацию – теперь в НК РФ

Дополнен перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В него вслед за расходами на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ) добавлены расходы на стандартизацию. Подробно разъясняется, что относится к таким расходам, а также в каком порядке они могут быть приняты к учету (новые пп. 2.1 п. 1, п. 5 ст. 264, п. 5.1 ст. 272 НК РФ).

К сведению

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании)).

До сих пор приходилось руководствоваться главным образом лишь Письмом Мин-фина России от 28.04.2010 № 03 03 05/97. В нем ведомство, ссылаясь на ст. 2, 15 и 16 Закона о техрегулировании, ст. 252 НК РФ и даже на Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320 О-П и Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, пришло к выводу, что если расходы на разработку национального стандарта, а также международного и регионального стандарта, документально подтверждены, разработанный налогоплательщиком стандарт утвержден национальным органом по стандартизации и налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате применения разработанного им стандарта, то указанные расходы могут быть единовременно учтены для целей налогообложе-ния прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 02.02.2010 № 03 03 05/14 ).

О госпошлине за техосмотр

Установлен новый размер государственной пошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним – 300 руб. (новый пп. 41.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

В настоящее время схожая и более широкая норма имеется в пп. 41 данного пункта: та же сумма взимается за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра любым автомототранспортным средством, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность. Но дело в том, что согласно Федеральному закону от 01.07.2011 № 170 ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2012 пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ уточнен таким образом, что госпошлина будет взиматься за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3 ФЗ «О полиции».

С 01.01.2012 функция по техосмотру в числе прочих передается от полиции другим организациям, полиция исполняет эту функцию до срока не позднее указанной даты. То есть пошлина все равно будет взиматься, но только за техосмотр тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним.

Льгота по расходам на уплату процентов по кредитам на строительство

Согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения учитываются в расходах на оплату труда, но в размере, не превышающем 3% суммы всех расходов на оплату труда. Эти расходы, кроме того, не облагаются НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158 ФЗ данная льгота была ограничена в сроках применения до 01.01.2012. Теперь это ограничение отменено (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 330 ФЗ).

Налоговая «почистит» лицевые счета

Будут списаны недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образо-вавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задол-женности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) – физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера такой недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 330 ФЗ).

Физическим лицам не надо предпринимать никаких самостоятельных действий, все должны сделать налоговые органы на основании данных, которые имеются у них.

Эта норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой.

Начать дискуссию