Право

Комментарий к Федеральному закону от 07.11.2011 № 305-ФЗ

Федеральный закон № 305 ФЗ по замыслу законодателей предусмотрено создание правовых и экономических условий, обеспечивающих стимулирование развития и конкурентоспособность отечественных судостроительных предприятий и судостроительной отрасли в целом. При этом предполагается, в частности, облегчение налогового бремени для предприятий данной отрасли.

Федеральным законом от 07.11.2011 № 305‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (далее – Федеральный закон № 305‑ФЗ) по замыслу законодателей предусмотрено создание правовых и экономических условий, обеспечивающих стимулирование развития и конкурентоспособность отечественных судостроительных предприятий и судостроительной отрасли в целом. При этом предполагается, в частности, облегчение налогового бремени для предприятий данной отрасли.

Федеральный закон № 305‑ФЗ опубликован в «Российской газете» 09.11.2011 и вступил в силу с этой даты. Однако в отношении налогов существуют особые правила для изменений, вносимых в них. Это учтено в п. 2 ст. 12 Федерального закона № 305‑ФЗ, из которого следует, что все поправки вступят в силу с 01.01.2012, как и те, что касаются страховых взносов.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Теперь уточнено, что при вывозе товаров в такой таможенной процедуре НДС уплачиваться не должен. Данная поправка согласуется с определением таможенной процедуры реэкспорта, приведенным в ст. 296 и 297 ТК ТС. Это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без принятия мер нетарифного регулирования.

Внесены дополнения в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сейчас согласно данной норме не облагается на территории РФ реализация работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов[1], услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка. Сюда добавлены работы по обслуживанию судов смешанного (река – море) плавания в период стоянки в портах, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.

В настоящее время п. 6 ст. 161 НК РФ установлены два случая, когда при реализации судна налоговую базу определяет налоговый агент. Это происходит, если:

– в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов (далее – Реестр) оно исключено из указанного реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений;

– в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Реестре не осуществлена.

Теперь в данной норме будет указана только вторая ситуация, касающаяся несвоевременной регистрации судна.

Обратите внимание:

В обязанности налогового агента при этом теперь не включается необходимость удержания налога у заказчика, налоговый агент должен исчислить налог и перечислить его в бюджет. Однако удержание НДС, разумеется, остается в его интересах.

Пункт 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 12, согласно которому теперь работы (услуги) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы РФ или ввозимых на ее территорию товаров морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) будут облагаться НДС по ставке 0%. Документы, необходимые для подтверждения данной ставки, перечислены в новом п. 14 ст. 165 НК РФ. В пункте 9 ст. 165 НК РФ отдельно для этих документов указано, в какой срок и в каком порядке они должны быть представлены в налоговый орган.

Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признано последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (изменен абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Здесь же надо отметить, что при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Реестре, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, также применяется ставка НДС 0%. Правомерность ее применения подтверждается документами, перечисленными в п. 13 данной статьи. Один из таких документов должен подтверждать мощность главных двигателей и вместимость судна. Теперь требование о представлении этого документа будет отменено.

Налог на доходы физических лиц

В пункте 1 ст. 208 НК РФ перечислены виды доходов, которые относятся к доходам от источников в РФ и на этом основании облагаются НДФЛ. Данный список теперь дополнен пп. 6.1, в котором указаны вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, независимо от того, где территориально произведены эти выплаты.

Данные вознаграждения и иные выплаты облагаются по ставке 13%, даже если их получают лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Налог на прибыль

Пункт 1 ст. 251 НК РФ содержит перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К ним относятся в том числе доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Реестре (пп. 33 данного пункта). Это положение дополнено доходами судовладельцев, полученными не только от эксплуатации судов, зарегистрированных в Реестре, но и от их реализации. До сих пор доходы от реализации судов в обычном порядке уменьшались на их остаточную стоимость (см., например, Письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03‑03‑06/1/719).

Данным пунктом установлено, что под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Реестре, понимаются использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением этих перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ, а также сдача указанных судов в аренду для оказания таких услуг.

Законодатели решили сделать исключение для судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в Реестре. Под эксплуатацией таких судов понимаются их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования (п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 33.2).

Соответственно, теперь в целях налогообложения не будут учитываться расходы, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в Реестре (изменен п. 48.5 ст. 270 НК РФ).

В пункте 3 ст. 256 НК РФ указаны случаи, когда основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества. Теперь к таким активам относятся и суда, зарегистрированные в Реестре на период нахождения в нем.

Налог на имущество

Будут освобождены от обложения налогом на имущество судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидентов особой экономической зоны, а также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение десяти лет с даты постановки на учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной особой экономической зоны (в ст. 381 НК РФ введен п. 22).

Дополнен и перечень налоговых льгот по налогу на имущество. Указанные в п. 22 ст. 381 НК РФ судостроительные организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидентов особой экономической зоны сроком на десять лет (новый п. 11 ст. 395 НК РФ).

Страховые взносы

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Реестре, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в отношении указанных выплат и вознаграждений установлены пониженные тарифы страховых взносов, начисляемых в соответствии с Законом о страховых взносах[2]. С этих выплат и вознаграждений в течение 2012 – 2027 годов вообще не будут взиматься страховые взносы. Соответствующие изменения внесены и в ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

______________________

  1. Утверждены приказами Минтранса России от 04.06.2009 № 90 и от 17.12.2007 № 189.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию