Учет в строительстве

Восстановление НДС и бюджетное финансирование капитального ремонта МКД

Федеральным законом от 19.07.2011 № 245‑ФЗ внесены поправки в гл. 21 НК РФ, в том числе в п. 3 ст. 170 НК РФ. Так, налогоплательщикам следует руководствоваться требованием пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Федеральным законом от 19.07.2011 № 245‑ФЗ внесены поправки в гл. 21 НК РФ, в том числе в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Так, начиная с VI квартала 2011 года налогоплательщикам следует руководствоваться требованием пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.

Восстановление налога производится в периоде получения субсидий, а сумма восстановленного по указанному основанию НДС учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Применяется ли данная норма в случае получения управляющей компанией субсидий из федерального бюджета на финансирование работ по капитальному ремонту МКД во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185‑ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и привлечения ею подрядных организаций для выполнения указанных работ?

Субсидии, выделяемые на проведение капитального ремонта МКД, – это субсидии, связанные с реализацией услуг, с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в МКД. Во всяком случае, так утверждают судьи, принимая решения в пользу налогоплательщиков, которые не включают указанные бюджетные средства в налоговую базу по НДС, руководствуясь абз. 2, 3 п. 2 ст. 154 НК РФ. Чиновники также подтверждают правомерность данного подхода (см. консультацию Е. Н. Вихляевой «Капитальный ремонт за счет средств фонда и НДС», № 10, 2011). Кроме того, в пользу квалификации данных субсидий в качестве льгот, предоставляемых именно собственникам помещений, можно привести примеры судебных споров на предмет взыскания 100%-й стоимости капитального ремонта, приходящейся на долю тех собственников помещений, которые не поименованы в региональной адресной программе как лица, имеющие право на получение данной субсидии (см., например, Постановление ФАС ВСО от 21.04.2009 №А10-2679/08‑35‑Ф02-1330/09[1]).

Получается, что указанные бюджетные средства выделяются управляющим компаниям не на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а по иному основанию, несмотря на то что в большинстве случаев средства фонда направляются организациями именно на оплату работ подрядных организаций. Таким образом, требование о восстановлении НДС, сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не распространяется на случаи финансирования работ по капитальному ремонту МКД, даже если часть из них выполняется силами подрядчиков.

__________________________________________

  1. Определением ВАС РФ от 27.08.2009 № ВАС-10351/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Начать дискуссию