Бюджетный учет

Разъяснения по вопросам проведения конкурсов и аукционов

Российское антимонопольное ведомство разъяснило многочисленные вопросы, касающиеся практики применения нормативных правовых актов, регулирующих проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества Разъяснения ФАС России от 1 ноября 2011 года.

Российское антимонопольное ведомство разъяснило многочисленные вопросы, касающиеся практики применения нормативных правовых актов, регулирующих проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества Разъяснения ФАС России от 1 ноября 2011 года.

Требования к участникам торгов

Пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67  (далее – Правила проведения конкурсов или аукционов), предусмотрено, что участники торгов должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к ним законодательством.

При установлении таких требований необходимо руководствоваться нормами законодательства, в том числе отсутствием в отношении юридического лица, являющегося участником конкурса или аукциона:

– процедуры ликвидации, решения арбитражного суда о его признании банкротом или об открытии в отношении него конкурсного производства;

– административного наказания в виде приостановления деятельности на день подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе.

Иные требования к участникам конкурсов или аукционов, чем те, которые предусмотрены пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов, организатор устанавливать не вправе.

Заключение договора с единственным участником

В разъяснениях чиновников также указывается на то обстоятельство, что, согласно пункту 28 Правил проведения конкурсов или аукционов, размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой, предусмотренной нормой статьи 437 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 50 и 120 Правил проведения конкурсов или аукционов заявка на участие в торгах подается в срок и по форме, которые установлены документацией о торгах.

Подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ.

А согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: подача единственным участником, единственным заявителем заявки на участие в торгах является акцептом оферты. Значит, организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с данным участником торгов, единственным заявителем на условиях, предусмотренных документацией о торгах. Но только если поданная им заявка соответствует всем требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе и требованиям, которые предъявляются к участникам торгов.

Срок подписания договора

В соответствии с пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

При этом чиновники ФАС России обращают внимание на то, что договор может вступать в силу не с даты, когда он подписан, а с даты, установленной договором (к примеру, если необходимо освобождение имущества от прав третьих лиц).

Изменение условий договора

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. А что считать существенными условиями?

Это условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К примеру, изменение площади объекта или целевого назначения объекта является изменением существенного условия договора, согласованного в момент заключения договора аренды на торгах (п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с данной нормой Гражданского кодекса РФ и антимонопольным законодательством Правила проведения конкурсов или аукционов не допускают изменения условий договора, заключенного на торгах, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке.

Форма проведения торгов

В Разъяснениях чиновников отдельно рассмотрен вопрос о формах проведения торгов.

Обращено внимание на то, что пункт 3 Правил проведения конкурсов или аукционов устанавливает возможность заключения договоров путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67.

Напомним, что речь идет о приказе, которым также утверждены и Правила проведения конкурсов или аукционов.

Приложение 2 к данному приказу содержит Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имущества, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Так, в частности, в данный перечень вошли:

– объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта;

– морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;

– гидротехнические сооружения;

– объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

– метрополитен и другой транспорт общего пользования.

Авторы Разъяснений также обращают внимание, что торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения конкурса, по решению организатора торгов могут проводиться также и в форме аукциона.

Проведение же торгов в форме конкурса в отношении имущества, которое не включено в приложение 2, будет нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 3 ч. 1 ст. 17).

Такое нарушение является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Информационное обеспечение конкурсов и аукционов

Говоря об информационном обеспечении конкурсов или аукционов, ФАС России обращает внимание на следующее.

С 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, размещается на официальном сайте Российской Федерации в интернете для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ.

В этой связи требование о необходимости опубликования соответствующей информации в официальных печатных изданиях прекратило действие.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2010 г. № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов» таким сайтом является сайт www.torgi.gov.ru. А уполномоченный орган по ведению сайта – Минэкономразвития России.

Антимонопольное ведомство акцентирует внимание на том, что если информация на этом сайте в срок не размещена, то это будет нарушением статей 17 и 17.1 Закона о защите конкуренции, а также Правил проведения конкурсов или аукционов.

Данное обстоятельство в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Договоры в отношении имущества вузов

Заключительный, двадцатый вопрос, рассмотренный в рамках Разъяснений, касается особенностей заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных и муниципальных вузов, а также государственных научных учреждений. Характеризуя указанные особенности, авторы Разъяснений обращают внимание вот на что. Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук), предусмотренное частью 3.1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется в соответствии с Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 12 августа 2011 г. № 677.  >|Правила действуют с 30 августа 2011 года.|<

Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №1, январь 2012 г.

Начать дискуссию