Учет в туризме

Изменены размеры штрафов за валютные нарушения

Теперь штраф за нарушение сроков отчета по валютным операциям зависит от того, насколько позже организация отчиталась по сделке.

С чем связаны изменения в законодательстве

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ были изменены размеры штрафов за валютные нарушения. Соответствующие поправки внесены в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, регламентирующую ответственность за нарушения валютного законодательства. И действуют они с 28 ноября 2011 года.

А Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Напомним, что в этих статьях прописана ответственность за несвоевременный возврат в Россию денег, уплаченных нерезиденту за товары (работы, услуги), которые не были поставлены (выполнены, оказаны).

Если отчетность вовремя не представлена

Итак, какие формы учета и отчетности по валютным операциям приходится представлять турфирмам в уполномоченные банки при внешнеторговых операциях. Это:

1) справка о валютных операциях (предоставляется при списании иностранной валюты со счета российской организации либо в течение 15 дней с момента зачисления инвалюты);

2) справка о поступлении рублей (представляется в течение 15 дней, следующих за месяцем, в котором от нерезидента поступили денежные средства);

3) справка о подтверждающих документах (представляется в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию РФ или вывозимых с нее товаров, либо в течение 15 дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом декларации, либо в течение 15 дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории РФ или ввоз товара на таможенную территорию РФ без подачи декларации).

Теперь штраф за опоздание с подачей этих бумаг зависит от того, сколько дней составила просрочка.

Важным нововведением является то, что за нарушение представления форм учета и отчетности в пределах 10 дней предусматривается возможность установления такого вида административного наказания, как предупреждение. Тем не менее даже такая незначительная просрочка допускает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб., на юридических лиц – от 5000 до 15 000 руб.

При нарушении (опоздании со сдачей отчетности) на срок от 11 до 30 дней предусматривается штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.

При просрочке свыше 30 дней предполагается наложение максимального штрафа. Он составляет: для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Таким образом, роста штрафов не произошло, его максимальная величина (4000–5000 или 40 000–50 000 руб.) осталась на прежнем уровне. Именно столько составлял размер штрафа раньше, но его сумма не зависела от длительности правонарушения.

Теперь при допущении валютного правонарушения на незначительный срок размер штрафа стал существенно ниже, а в ряде случае возможно наложение лишь предупреждения, что обеспечивает дифференцированный подход с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя.

А вот ответственность за несвоевременное оформление и переоформление паспортов сделок не изменилась.

Штраф за это по-прежнему составляет от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).

При этом с 5 июня 2012 года турфирмам придется дополнительно представлять уполномоченным банкам информацию о некоторых условиях договоров (контрактов), заключенных с нерезидентами, что позволит при их изменении избежать переоформления паспорта сделки (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ). Это информация:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам).

Если валюта не зачислена на счет в срок

Закон № 312-ФЗ также изменил размеры штрафных санкций и порядок их исчисления по делам о нарушениях срока зачисления денежных средств на счета компаний в уполномоченных банках. Но здесь изменения не столь приятны, как в случае с просрочкой представления отчетности.

Теперь то, что резидент в установленный срок не выполнил обязанность по получению причитающихся от нерезидентов платежей, влечет наложение штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств. >|Расчет штрафа осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.|<

Одновременно с этим возможно наложение штрафа в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках. Именно такой штраф взыскивался ранее.

То есть если ранее иностранный партнер допускал просрочку или неоплату за переданные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги), то российская сторона была вынуждена платить в бюджет штраф в размере от 75 до 100 процентов от суммы, которую задержал иностранный контрагент.

Неудачным в новой формулировке является применение законодателем союза «и (или)», что дает возможность чиновникам наказать компанию за допущенные нарушения, взыскав с нее сразу два штрафа.

Однако хочется верить, что при толковании данной нормы органы контроля будут учитывать тот факт, что результатом внесения поправок должна стать возможность применения соразмерных санкций путем минимизации административной ответственности резидентов при незначительных нарушениях.

А Законом № 409-ФЗ были устранены разночтения формулировок между частью 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статьей 15 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в последней определен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее валютных ценностей, рублей и внутренних ценных бумаг.

В новой редакции в части 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях вместо слов «на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары» теперь указано «в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары».

Обратите внимание: санкции за невыполнение обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам, остались на прежнем уровне.

В случае если не обеспечен возврат денег за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, это по-прежнему влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

Важно запомнить

Штрафы за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным сделкам дифференцированы в зависимости от длительности просрочки.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №1, январь 2012 г.

Начать дискуссию