Налоги, взносы, пошлины

Об использовании средств, полученных от арендаторов на возмещение коммунальных услуг

Федеральному бюджетному учреждению поступают от арендаторов имущества, закрепленного за учреждением, денежные средства в возмещение коммунальных услуг (свет, газ, вода, канализация). Должны эти средства в полном объеме перечисляться учреждением предприятиям – поставщикам коммунальных услуг или они могут быть использованы на иные цели по усмотрению учреждения?

Федеральному бюджетному учреждению поступают от арендаторов имущества, закрепленного за учреждением, денежные средства в возмещение коммунальных услуг (свет, газ, вода, канализация). Должны эти средства в полном объеме перечисляться учреждением предприятиям – поставщикам коммунальных услуг или они могут быть использованы на иные цели по усмотрению учреждения?

Согласно ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. В частности, к указанным расходам относятся затраты на коммунальные услуги.

Расчеты, возникающие между бюджетным учреждением – арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются договорами, заключенными в соответствии с Письмом Минимущества РФ от 17.09.2001 № НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы в состав арендной платы включаться не должны. Платежи по ним должны производиться арендатором по отдельным договорам на коммунальные и эксплуатационные услуги, заключенным с организацией-арендодателем. Таким образом, оплата коммунальных и эксплуатационных услуг не должна включаться в договоры аренды федерального недвижимого имущества. Отметим, что они не являются договорами оказания коммунальных услуг, а устанавливают порядок возмещения расходов на коммунальные и эксплуатационные услуги в арендуемом помещении. Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям.

Средства, перечисляемые в соответствии с данными договорами поставщикам услуг, для арендодателя (бюджетного учреждения) являются средствами от приносящей доход деятельности. Порядок использования средств, поступивших от арендатора в возмещение коммунальных услуг, зависит от того, является учреждение получателем бюджетных средств либо в отношении него учредителем принято решение о предоставлении субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). 

Учреждение является получателем средств федерального бюджета. Средства, перечисляемые в соответствии с данными договорами поставщикам услуг, для арендодателя (бюджетного учреждения) являются средствами от приносящей доход деятельности.

Согласно п. 4 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ1[1] в переходный период (до принятия решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ)) федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования данных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, осуществляет операции с указанными средствами в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее – Порядок № 88н).
Согласно п. 4.1 Порядка № 88н учреждение может использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, исключительно в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и разрешением на осуществление приносящей доход деятельности (далее – Разрешение).

Разрешение составляется по форме, приведенной в приложении 5 к Порядку № 88н, на основании генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям. Примеры заполнения разрешений приведены в Письме Минфина РФ № 02-03-07/1635, Федерального казначейства № 42-7.4-05/1.6-287 от 04.05.2010 «Образцы заполнения Разрешений на осуществление приносящей доход деятельности».

Учитывая вышеизложенное, использовать средства, поступившие от арендатора в возмещение коммунальных услуг, можно только на те направления деятельности, которые указаны в графе 4 Разрешения.

В отношении учреждения принято решение о предоставлении ему субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях[2] бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения, то есть та, ради которой оно и было создано, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, формируемого и утверждаемого учредителем учреждения.

Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие данным целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Напомним, что учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Необходимо отметить, что в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не являющихся таковыми видов деятельности), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Начиная с 01.01.2012 бюджетные учреждения, в отношении которых учредителем принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, вместо ранее составлявшейся бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности будут обязаны составлять План финансово-хозяйственной деятельности (далее – План). Общие требования к Плану установлены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным Планом.

__________________________

[1] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
[2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях».

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию