Недавнее выступление министра финансов Силуанова на Гайдаровском форуме дало несколько важных сигналов о грядущих изменениях в российской налоговой системе. Государство будет больше рассчитывать на сбор косвенных налогов с граждан, чем прямых с бизнеса, и тотальную борьбу с зарплатами и прочими вознаграждениями в «конвертах», включая взятки.
Почему доля «безнала» увеличится
Министром было заявлено о намерении снизить долю наличности в денежном обороте. Нельзя это назвать громом среди ясного неба. За последние годы многое делалось для сокращения пользования банкнотами при расчетах: ужесточалась арбитражная практика по налоговым спорам и «обналичке», принимались законы о борьбе с отмыванием, введена ответственность за регистрацию фирм-«однодневок».
Наличный оборот – это «кость» в горле государства. Он позволяет уклоняться от уплаты налогов. Взятки за деяния, не отвечающие интересам государства, даются также наличными. На банкноты покупается оружие. Но на «безнале» в России работать будет непросто. Г-н Силуанов совершенно точно подметил: в России показатель доли наличных денег один из самых высоких в мире. Но и по уровню коррупции мы также лидируем. Как же в таких условиях выживать бизнесу, если даже получить разрешение на строительство у нас без наличных крайне затруднительно.
Кто от этого выигрывает?
Уплата налогов бизнесом происходит в значительной степени по авансовому методу, то есть финансовые средства извлекаются из оборота еще до окончания хозяйственного процесса. Таким образом, сокращаются свободные ресурсы для дальнейшего развития бизнеса. Не говоря уже о повышении заработной платы. Ограничение оборота наличных может и наполнит казну на какое-то время, но вряд ли создаст для фирм и домохозяйств самые лучшие условия.
Впрочем, пользу от этого получает не только бюджет, но и банки в виде дополнительных финансовых ресурсов для выдачи кредитов, на которых можно будет заработать. А кредиты возвращаются далеко не всегда. Если зарабатываемые компаниями и гражданами деньги попадут в руки неэффективных банковских управляющих, «безнал» сыграет с экономикой очень злую шутку.
Следовательно, государству необходимо будет установить более жесткий контроль над банками, чтобы те не имели возможности ловкого жонглирования деньгами предприятий реального сектора.
Маневр в пользу косвенных налогов
Министр финансов предположил о возможности сокращения прямых налогов при замене их косвенными.
Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества: это налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество. Косвенные налоги взимаются со всех и каждого, их доля «завуалировано» содержится в цене почти всех товаров, работ и услуг. Например, акцизы или НДС.
Если прямые налоги платят все обеспеченные граждане, то в косвенных налогах все по-другому: реально налог собирается со всех граждан, даже оказавшихся за чертой бедности и нищих, а делается это через производственные, торговые и прочие компании. Ведь компании принудить платить налоги гораздо проще, чем обыкновенных граждан. Организации у налоговых органов всегда как на ладони: им нужно работать и их всегда можно «закрыть». Если речь идет не об однодневках, разумеется.
То есть плательщики косвенного налога не всегда знают о том, что они за что-то платят и могут с кого-то за это спрашивать. Исходя из этого, предложение министра финансов вытекает в формальное снижение налоговой нагрузки на бизнес. Но она переходит на граждан, которые и дальше не будут знать, сколько государство получает с каждого оплаченного ими рубля.
Отмена НДС под вопросом?
Учитывая информационный фон в конце 2011 года, можно было бы предположить, что архисложно и неэффективно администрируемый НДС будет заменен более простым налогом с продаж. И тот, и другой являются косвенными налогами. Принимая во внимание речь министра финансов, уже с трудом верится в замену НДС, ведь налоговый курс склоняется в сторону прямых налогов.
Комментарии
16"Министр финансов предположил о возможности сокращения прямых налогов при замене их косвенными."
"Принимая во внимание речь министра финансов, уже с трудом верится в замену НДС, ведь налоговый курс склоняется в сторону прямых налогов."
Давайте уже определитесь, хотя бы в рамках статьи, что уж там про страну.
Установка верная. Мне бы возрадоваться. Я об том писала, деловтомчто. Давно уже.
Но, боюсь, извратят.
А логика здесь простая. И вот в чем состоит.
Если ВВП состоит исключительно из добавленных стоимостей, а в добавленной стоимости нет ничего, кроме доходов, – корпоративных, личных и государственных, – то, уплачивая налог на добавленную стоимость в момент покупки товаров, конечный потребитель т. о. платит налог на ВСЕ доходы, какие только могут быть в экономической природе, притом преимущественно не на свои собственные, но непременно за счет таковых, однажды уже обложенных прямым способом.
Поэтому, если отменять прямые налоги, то не только налоги на прибыль, но и налоги с доходов физических лиц. Иначе будет несправедливо и просто нечестно.
НДС же, если его взимать правильно, с лихвой перекроет все отмененные т.о. поступления от прямых налогов - налога на прибыль и налога с доходов ФЛ.
Така моя думка.
Интересно, сама REG ina понимает, что хотела донести нам.