ЭДО

Обмен электронными документами

Электронный документооборот — система ведения документации, при которой весь массив создаваемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных. При этом не отрицается использование бумажных документов, но приоритетным признается электронный документ, создаваемый, корректируемый и хранимый в компьютере.

Электронный документооборот  — система ведения документации, при которой весь массив создаваемых, передаваемых и хранимых документов поддерживается с помощью информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, объединенных в сетевую структуру, предусматривающую возможность формирования и ведения распределенной базы данных. При этом не отрицается использование бумажных документов, но приоритетным признается электронный документ, создаваемый, корректируемый и хранимый в компьютере.

Высший арбитражный суд РФ выступает с инициативой ввести с 2013 года запрет на подачу бумажной документации в арбитражи для госорганов, а в период до 2015 года распространить его на все юридические лица.

Начиная с 2002 года у российских компаний была законодательно обеспеченная возможность использовать при взаимодействии со своими контрагентами не бумажную, а электронную версию документов таких как договор, счет, акт выполненных работ, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, кроме счетов-фактур.

Начиная с 2010 года на законодательном уровне в России был проведен ряд изменений, которые позволили использовать электронные счета-фактуры. В частности, летом 2010 года были внесены поправки в Налоговый кодекс (их внес федеральный закон №229-ФЗ), которые однозначно закрепили возможность существования счета-фактуры в электронном виде, наряду с бумажным. После этого были утверждены еще несколько подзаконных актов.

26 декабря 2011 г. подписано Постановление Правительства РФ N 1137 «О формах и правилах заполнения, ведения документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Постановление утверждает порядок работы с обычными и электронными счетами-фактурами, а также определяет порядок ведения журнала учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

ФНС РФ разработала проект приказа «Об утверждении форматов документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи».

Минфин РФ своим приказом от 20.12.2011 №ММВ-7-6/948@ утвердил Справочник форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота. Справочник предназначен для использования в программном обеспечении в целях формирования, передачи и приема налоговой документации (информации). В справочнике указаны: код налоговой документации (информации) по КНД; наименование формы; номер приказа и дата утверждения формы; номер приказа и дата утверждения формата; дата вступления в действие приказа; номер версии формата; сведения о схеме XSD к формату на основе XML; примечания.

Недавно утвержденные нормативные акты предоставляют российским компаниям возможность использовать электронные счет-фактуры при работе с партнерами по бизнесу (клиентами, поставщиками, филиалами). Такие электронные документы при соблюдении определенных требований обладают юридической силой наряду с бумажными счетами-фактурами, их не требуется дублировать на бумаге и можно в электронном виде предъявить в налоговую.

Сам процесс выставления, учета, обмена счетами-фактурами в электронном виде между компании происходит через специальные системы в строгом соответствии с требованиями Министерства финансов (Приказ Министерства финансов
Российской Федерации
от 25 апреля 2011 г. N 50н). Обмен электронными счет-фактурами происходит при взаимном согласии и наличии у сторон технических средств для работы с такими документами. При этом, чтобы счета фактуры в электронном виде имели юридическую силу они должны быть подписаны электронной подписью.

В апреле 2011 года Федеральная налоговая служба утвердила документ, описывающий процедуру истребования и последующего представления электронных документов для проверки в налоговый орган (Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ был утвержден порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи).

Направлять требования о представлении документов ИФНС также вправе в электронном виде. Соответствующий Порядок установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 №ММВ-7-2/168@. Пункт 20 указанного приказа устанавливает, что истребуемый документ должен быть составлен в электронном виде по установленным форматам и подписан электронной подписью налогоплательщика. Таким образом, представлять в ИФНС истребованные налоговым органом документы можно только по установленным форматам.

Согласно Порядку выставления и получения счетов - фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утв. Приказом Минфина №50н от 25.04.2011 выставление и получение счетов-фактур осуществляется через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем (Оператор электронного документооборота). Для других документов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, таких ограничений нет. Организация вольна сама решать, организовывать ли ей систему обмена с контрагентами самостоятельно или воспользоваться сторонним сервисом, предлагаемым Оператором электронного документооборота.

В настоящий момент операторы предоставляют контрагентам своих клиентов возможность бесплатно зарегистрироваться в системе и получать электронные документы от абонентов независимо от того, является ли организация абонентом другого Оператора или вообще не подключена ни к одному из них.

Юридическая значимость электронных документов, отправляемых через интернет  достигается тем, что все документы подписываются электронной подписью.

Согласно Постановлению 26 декабря 2011 г. N 1137 в случае обнаружения покупателем неточностей к выставленному счету-фактуре он направляет уведомление об уточнении продавцу. Продавец, приняв такое уведомление, корректирует счет-фактуру и снова направляет покупателю. То есть покупатель формирует в электронном виде в установленном формате Уведомление об уточнении, указывает, какие реквизиты полученного счета-фактуры заполнены неверно и почему, отправляет это уведомление продавцу. Продавец внесет исправления и заново отправит электронный счет-фактуру.

В контексте электронного документооборота важно обратить внимание на то, что апреле 2011 года вступил в силу новый федеральный закон 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования — 8 апреля 2011 г. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2012 года.

Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011 г.

Согласно новому федеральному закону появилось три вида электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная электронная подпись.

Простая электронная подпись имеет следующие основные характеристики: 1) содержится в самом электронном документе; 2) подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом; 3) сформирована с помощью конфиденциального ключа простой электронной подписи; 4) используется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы. При этом простая электронная подпись фактически не используется для обнаружения факта внесения изменений в подписанный электронный документ.

Неквалифицированная электронная подпись имеет следующие основные характеристики: 1) содержится в самом электронном документе или иным образом связана с документом; 2)  подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом; 3)  сформирована с помощью криптографического средства электронной подписи и ключа электронной подписи; 4)  проверяется с помощью криптографического средства электронной подписи и ключа проверки электронной подписи; 5)  используется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы. Неквалифицированная электронная подпись, в отличии от простой электронной подписи, обеспечивает обнаружение факта изменения электронного документа.

Квалифицированная электронная подпись обязательно используется с сертификатом ключа проверки электронной подписи, созданным аккредитованным (доверенным, удовлетворяющим установленным требованиям) удостоверяющим центром, с помощью средства электронной подписи, так же удовлетворяющим установленным требованиям. Но самое главное отличие квалифицированной электронной подписи от всех остальных видов электронной подписи – это то, что для её применения не нужно превентивно устанавливать никаких правил её применения. Т.е. это подпись прямого действия. Подписал квалифицированной подписью электронный документ, все обязаны принимать этот электронный документ к исполнению или к сведению, наравне с документом в бумажной форме.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.



Информация в электронной форме, подписанная простой или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи.


Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.



Кроме того, устанавливается, что одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов).

Электронный документооборот между контрагентами в мирное время вопросов не вызывает, проблемы могут возникнуть при необходимости предоставления документов в суд или  следственным или иным проверяющим органам.

Операторы электронного документооборота рекомендуют предоставить суду распечатанный документов за подписью руководителя организации или уполномоченного лица по доверенности с правом заверения копий документов, и печатью организации, а если в судебном процессе возникнет необходимость провести экспертизу подлинности электронной подписи под представленными документами, Оператор проводит экспертные работы по подтверждению подлинности подписи в электронных документах.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция