Журнал "Спутник
главбуха" (Воронеж и Воронежская область) №6, 2005
Все чаще организации перечисляют заработную плату сотрудникам через банковские пластиковые карты. Они выдаются в личное пользование сотрудникам, которые самостоятельно распоряжаются средствами на лицевых карточных счетах. Суммы за открытие и обслуживание счетов работников организация перечисляет банку со своего расчетного счета. Однако возникает немало вопросов, на которые бухгалтеры не могут получить точного ответа. Во-первых, их интересует, можно ли учесть суммы платы банку за обслуживание этих карт при расчете налога на прибыль? Во-вторых, стоит ли облагать налогом на доходы физических лиц и ЕСН расходы за обслуживание? И, в-третьих, как отразить эти затраты в случае увольнения работника?
Позиция чиновников
Недавно Минфин России выпустил письмо от 7 февраля 2005 г. № 0305-01-04/19, в котором было заявлено, что расходы на открытие и годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников, открытых в системе банковских карт, производятся в пользу сотрудников. Принимая во внимание личный характер банковских карт и, ссылаясь на пункт 29 статьи 270 Налогового кодекса РФ, чиновники не рекомендует учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой прибыли.
Что касается исчисления единого социального налога, то эти расходы (выплаты в пользу работников) не признаются объектом налогообложения ЕСН, так как организация такие затраты не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. Это закреплено пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ.
Доводы специалистов Минфина России полностью поддержали работники некоторых воронежских инспекций. (Например, ИФНС по Железнодорожному, Советскому, Левобережному районам).
Более того, в налоговой инспекции по Железнодорожному району нам объяснили, что суммы возмещения годового обслуживания по пластиковым картам должны включаться в состав внереализационных доходов организации при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
А может, все-таки учесть...
Надо сказать, что позицию местных и федеральных чиновников по этому вопросу нельзя считать однозначной. Учитывать подобные затраты в составе расходов для целей налогообложения прибыли возможно. Объясним, почему.
Во-первых, договор с банком на открытие и ведение карточных счетов сотрудников заключается с организацией, а не с каждым работником. Возникающие проблемы по обслуживанию пластиковой карты работник может решить преимущественно через работодателя. Поэтому плата за открытие и обслуживание пластиковой карты - это оплата услуг, оказанных в интересах юридического лица-работодателя. Этот довод был решающим в постановлении суда Уральского округа от 26 мая 2004 г. № Ф09-2082/04-АК, в котором арбитры поддержали организацию.
Во-вторых, выплата заработной платы - это одна из главных обязанностей работодателя (Трудовой кодекс РФ). А значит, плата банку за открытие и обслуживание пластиковых карт с целью выплаты заработной платы сотрудникам является прямым расходом, с помощью которого работодатель выполняет свою главную обязанность. Из этого и следует, что подобные расходы вполне могут считаться производственно обоснованными и экономически оправданными, что соответствует критериям расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организации.
В-третьих, не согласимся с точкой зрения фискалов, в которой они ссылаются на пункт 29 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Напомним, что в этой норме речь идет только о тех затратах, которые не связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей. Например, оплата путевок на отдых, экскурсий, путешествий и
т. п. Что касается расходов по пластиковым картам, то, как мы уже объяснили выше, они имеют прямое отношение к оплате выполненных трудовых обязанностей.
Еще нужно отметить такой факт, как сохранность денежных средств. Зачастую выплата зарплаты посредством пластиковых карт практикуется в организациях с высокой численностью работников. В период выплаты зарплаты в кассе предприятия присутствует большая сумма наличности, что очень рискованно. Кроме того, прибегая к услугам служб инкассации при доставке денежных средств, предприятие опять же несет дополнительные расходы.
Таким образом, выплачивая заработную плату с использованием пластиковых карт, организации экономят на дорогостоящих услугах по инкассации наличности и обеспечивают тем самым сохранность денежных средств и гарантию выплаты заработной платы. Это еще один аргумент производственной обоснованности и экономической оправданности рассматриваемых расходов.
Итак, в Налоговом кодексе РФ нет прямого запрета включения в состав расходов плату за открытие и обслуживание зарплатных карт. Судебная же практика по этому вопросу сложилась в пользу налогоплательщика. Например, в постановлении суда Московского округа от 18 ноября 2003 г. № КА-А40/9281-03.
Компенсируем затраты
Если вам не удалось убедить своего инспектора с помощью наших доводов, а идти на конфликт не хочется, то следует поступить следующим образом. Можно договориться с работниками о полной или частичной компенсации расходов. Отметим несколько важных моментов. Так как работник не просил открывать для него пластиковую карточку, то заставить его компенсировать подобные расходы, конечно, нельзя. Должна быть двусторонняя договоренность и согласие сотрудника. В этом случае работник "идет навстречу" организации. Не лишним будет также указать подобную форму оплаты труда в трудовом договоре или в коллективном договоре. Также нужно иметь письменное согласие работника.
Если, следуя приведенным выше аргументам, организация отнесла расходы для целей налогообложения прибыли, то сумма, которую работник согласился компенсировать (например, в случае увольнения), должна быть отражена в составе внереализационных доходов организации и увеличивать облагаемую базу по налогу на прибыль.
Есть другой вариант отражения в учете компенсации затрат, когда такие моменты закреплены в коллективном трудовом договоре и в Положении об оплате труда, а значит, заведомо известно, что работник будет полностью брать на себя эти расходы. Рекомендуем использовать счет 73 "Расчеты с работниками по прочим операциям".
Суммы, уплачиваемые банку, отражаются на данном счете и закрываются при взносе наличных средств в кассу организации или удержании из заработной платы работника. В этом случае плата за открытие и обслуживание пластиковых карт не учитывается ни как расходы и ни как доходы.
Налоговой базы по ЕСН и НДФЛ не будет в любом случае
Оплата годового обслуживания карточных счетов не включается в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу. Однако аргументы у сторон различные.
Как уже говорилось, специалисты финансового ведомства, да и воронежские налоговики, делают ссылку на пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ, где указывается, что организации на такие затраты не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли.
Мы же хотим обратить внимание на другой момент. Объектом обложения ЕСН считаются выплаты и вознаграждения в пользу работников по выполненным ими трудовым обязанностям.
Но плата за обслуживание пластиковых карт не является выплатой в пользу работников, так как карточка предназначена для совершения операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств работодателя с целью выполнения им своих обязанностей по выплате зарплаты. Это закреплено в Положении от 24 декабря 2004 г. № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт". А значит, объекта обложения по ЕСН не возникает.
Что касается налога на доходы физических лиц, то ситуация аналогична. У работника никакого вида дохода и тем более, материальной выгоды в этом случае не возникает. Он просто получает заработную плату, с которой уже по законодательству НДФЛ исчислен и удержан. Поэтому подоходный налог уплачивать нет необходимости. Кстати, на сей счет имеется и соответствующее письмо Минфина России от 25 октября
2004 г. № 03-05-01-04/65.
Подготовила Ирина Голубцова,
эксперт журнала "Спутник Главбуха"
Журнал "Спутник
главбуха" (Воронеж и Воронежская область) №6, 2005
Рубрика: Документы и комментарии
Текст документа (в zip-архиве).
Опубликованная информация ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа затрагивает проблемы подтверждения экспорта российских товаров в Белоруссию. В целом мы согласны с мнением инспекторов. Однако налоговики упустили несколько важных моментов, о которых нам бы хотелось поговорить отдельно.
Применение нулевой ставки НДС
Об исчислении НДС при экспорте товаров в Белоруссию говорится в разделе II "Положения о взимании косвенных налогов ... при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия" (далее - Положение).
Пунктом 1 этого раздела определено, что при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. В письме ФНС России от 12 января 2005 г. № ММ-6-26/4 говорится, что такой порядок исчисления НДС нужно применять в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2005 года.
Напоминаем, что Положение считается неотъемлемой частью Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте..." от 15 сентября 2004 г.
Действие этого документа распространяется на товары, произведенные на территории России или Белоруссии. Об этом говорится в Федеральном законе от 28 декабря 2004 года № 181-ФЗ, который и ратифицировал это самое Соглашение.
Что же касается реализации других товаров, то налоги нужно исчислять в общеустановленном порядке. То есть такие операции либо освобождаются от НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ, либо по ним применяется ставка 10 или 18 процентов.
Чтобы применять нулевую ставку НДС, во-первых, необходимо подать соответствующую декларацию. Ее форма утверждена приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г. № 31н "Об утверждении формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам...".
В-вторых, в течение 90 дней после отгрузки товаров в налоговую инспекцию нужно представить документы, перечисленные в пункте 2 раздела II Положения.
К ним относятся:
1) Договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров.
2) Выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки
от покупателя товара на счет налогоплательщика.
Также нужно иметь копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление наличной выручки от покупателя этих товаров.
При бартерных операциях организация представляет в инспекцию документы, подтверждающие
ввоз товаров, полученных по таким операциям, на территорию того государства,
где их приняли на учет.
3) Третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории
государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны. В нем должна
быть отметка налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных
налогов в полном объеме. Если товар освобожден от НДС законом одного из государств,
то отметка об этом также должна быть.
Белорусские покупатели вообще-то не обязаны передавать российским предприятиям
третий экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой своих налоговиков. Поэтому
в целях безопасности мы бы советовали включить в договор пункт об обязательной
передаче покупателем заявления о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции.
4) Копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого
товара.
5) Иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств
Сторон.
Эти документы должны быть заверены подписью руководителя и главного бухгалтера.
Однако организации могут не представлять эти документы в налоговые органы и иметь право применять нулевую ставку НДС и налоговые вычеты. Для этого достаточно, чтобы белорусские налоговики прислали в электронном виде подтверждение того, что покупатель полностью заплатил НДС за товар. Такая возможность предоставлена пунктом 4 раздела II Положения. Однако, зная то, как наши налоговики трепетно относятся к налоговым вычетам, мы сомневаемся, что эта возможность будет реализована на практике.
Пример 1
В марте 2005 года ООО "Вымпел" купило для поставки в Республику Беларусь автошины на сумму 118 000 рублей (в том числе НДС - 18 000 рублей). В том же месяце товары были оплачены поставщику. 10 апреля товары были реализованы белорусской компании за 120 000 рублей. Деньги за товар поступили на расчетный счет ООО "Вымпел" 5 мая 2005 года. В этом же месяце российской организацией был собран комплект необходимых документов, которые были представлены в налоговую инспекцию.
В бухгалтерском учете ООО "Вымпел" были сделаны следующие проводки.
При приобретении товаров:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000 руб) - оприходованы автошины.
ДЕБЕТ 19 субсчет "НДС по ТМЦ для реализации на экспорт" КРЕДИТ 60
субсчет "Расчеты с поставщиками"
- 18 000 руб. - выделен НДС.
При оплате поставщику:
ДЕБЕТ 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" КРЕДИТ 51
- 118 000 руб. - произведена оплата поставщику товара.
В апреле при реализации автошин белорусскому покупателю:
ДЕБЕТ 62 субсчет "Расчеты с покупателями" КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка
от реализации товаров"
- 120 000 руб. - отражена выручка от реализации товаров в Республику Беларусь.
ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость реализованных товаров" КРЕДИТ 41
- 100 000 руб. - списана себестоимость автошин.
В мае при поступлении денег на расчетный счет:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет "Расчеты с покупателями"
- 120 000 руб. - поступили деньги в оплату за товар.
Не позднее 20 мая 2005 года в налоговую инспекцию нужно подать декларацию по НДС по ставке ноль процентов.
В мае ООО "Вымпел" собрало все необходимые документы для подтверждения экспорта и представило их в налоговую инспекцию. После этого сумму НДС, уплаченного поставщику, можно принимать к вычету.
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19 субсчет "НДС по ТМЦ для
реализации на экспорт"
- 18 000 руб. - НДС принят к вычету.
Как мы уже говорили выше, чтобы не начислять НДС по товарам, проданным белорусской фирме, экспорт нужно подтвердить в течение 90 дней со дня отгрузки. При этом днем отгрузки следует считать дату, проставленную в документах, подтверждающих, что продавец выполнил свои обязательства перед партнером.
Опоздали подтвердить экспорт
Что же делать, если в течение 90 дней организация не представит в налоговые органы пакет необходимых документов? В этом случае она должна заплатить в бюджет НДС со стоимости экспортированных товаров в общеустановленном порядке по ставке 10 или 18 процентов, а также пени за просрочку уплаты налога. Право на вычет "входного" НДС сохраняется.
При этом можно будет в течение трех лет со дня возникновения обязательства по уплате налога представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт. Тогда организация сможет вернуть уплаченный налог из бюджета.
Но вернуть суммы штрафных санкций (если таковые имелись), а также пени, начисленных и уплаченных за нарушение сроков уплаты НДС в любом случае не удастся.
Если подтвердить экспортную сделку не получится и в течение трех лет с даты отгрузки товара, то сумму НДС по неподтвержденному экспорту нужно списать проводкой:
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС по неподтвержденному экспорту"
Вот только не принятая к возмещению сумма НДС не учитывается при налогообложении прибыли, так как не подпадает под случаи, перечисленные в статье 170 Налогового кодекса РФ, и не признаются расходом.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1, предположив, что в течение 90 дней ООО "Вымпел" не собрало пакет документов. По этой причине бухгалтерия ООО "Вымпел" начислила и уплатила НДС с реализации, выполнив в бухгалтерском учете следующие проводки.
На 91-й день после реализации автошин:
ДЕБЕТ 76 субсчет "НДС по неподтвержденному экспорту" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты
по НДС"
- 21 600 руб (120 000 руб. х 18%) - начислен НДС.
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19 субсчет "НДС по ТМЦ для
реализации на экспорт"
- 18 000 руб. - принят к вычету НДС по оплаченным автошинам.
Если в течение трех лет документы будут собраны, то деньги будут возвращены из бюджета и в учете будет сделана проводка:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет "НДС по неподтвержденному экспорту"
- 21 600 руб. - возвращен НДС из бюджета.
Если же в течение трех лет документы так и не будут собраны, то сумму НДС по неподтвержденному экспорту нужно списать на убытки:
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС по неподтвержденному
экспорту"
- 21 600 руб. - списан НДС на убытки.
Не забудьте об отметках на счетах-фактурах
Прежде чем направить белорусскому покупателю счет-фактуру, оформленный по ставке ноль процентов, российская организация-экспортер должна позаботиться о необходимых отметках. Для этого надо отнести в налоговую инспекцию два экземпляра счета-фактуры и заявление, написанное в произвольной форме.
Такой порядок действий определен приказом Минфина России от 20 января 2005 г. № 3н. В нем также закреплена обязанность налогового инспектора проставлять эти самые необходимые отметки на счетах-фактурах. Итак, в срок не более пяти рабочих дней на каждом счете-фактуре ставится штамп "Зарегистрировано", заверенный подписью налоговика, и указывается дата регистрации и регистрационный номер. После этого инспекторы снимают копию со счетов-фактур, а оригиналы вручают экспортеру или отправляют по почте.
Если аванс был получен в 2004 году
В 2004 году многие российские организации торговали с белорусскими компаниями, в том числе и на условиях предоплаты. Допустим, в ноябре 2004 года российская организация получила от белорусского партнера аванс и заплатила с него НДС в бюджет. Сможет ли она принять этот налог к вычету, если товар был экспортирован уже в 2005 году?
Спешим успокоить наших читателей - НДС принять к вычету можно. Пунктом 1 раздела II Положения установлено, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальными законодательствами государств Сторон в отношении товаров, вывозимых с территории государств Сторон в режиме экспорта. Следовательно, никаких препятствий для такого вычета возникнуть не может.
Воспользоваться им можно после того, как товар будет отгружен белорусской компании. В этом случае действует общее правило, прописанное в пункте 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ, в котором указано, что НДС, исчисленный с аванса, принимают к вычету уже после даты реализации соответствующих товаров.
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1, допустив, что ООО "Вымпел" получило аванс от белорусского покупателя в ноябре 2004 года в размере 141 600 рублей.
В ноябре 2004 года бухгалтерия ООО "Вымпел" должна начислить НДС с аванса:
ДЕБЕТ 76 субсчет "НДС с авансов" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 21 600 руб. (141 600 руб. х 18% : 118%) - начислен НДС с аванса.
В апреле при реализации автошин белорусскому покупателю НДС с аванса можно принять к вычету:
ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 76 субсчет "НДС с авансов"
- 21 600 руб. - принят к вычету НДС с аванса.
В.В. Данилов,
заместитель генерального директора по финансам ООО "Воронежская инвестиционная
палата"
Начать дискуссию