Бюджетный учет

Тарифы взносов во внебюджетные фонды снижены

В порядок уплаты взносов внесены поправки. Теперь все учреждения в качестве работодателя должны исчислять и уплачивать взносы по новым правилам "Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ (вступил в силу 1 января 2012 года)."

В порядок уплаты взносов внесены поправки. Теперь все учреждения в качестве работодателя должны исчислять и уплачивать взносы по новым правилам "Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ (вступил в силу 1 января 2012 года)."

Изменение тарифов страховых взносов

Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это изменение тарифов страховых взносов. На 2012–2013 годы для плательщиков страховых взносов, не включенных в льготные категории, совокупная ставка страховых взносов составит 30 процентов, из которых:

– ПФР – 22 процента;

– ФСС – 2,9 процента;

– ФФОМС – 5,1 процента.

По сравнению с тарифом, действующим в 2011 году (34%), совокупная ставка снижена за счет размера взноса в ПФР с 26 до 22 процентов.

Указанные тарифы применяются, если база для начисления взносов находится в рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая на 2012 год составляет 512 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974). С сумм, превышающих эту величину для начисления страховых взносов, будет уплачиваться взнос в ПФР в размере 10 процентов от суммы превышения.

Деление страховой части взносов в Пенсионный фонд РФ

Взносы в Пенсионный фонд РФ подверглись еще большей детализации. Раньше тариф взноса в ПФР делился на две части, одна из которых шла на финансирование страховой части трудовой пенсии, а другая – накопительной. Теперь часть взноса, направленная на финансирование страховой части, будет подразделяться на солидарную и индивидуальную.

Солидарная часть предназначена для выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, и иных целей, предусмотренных законодательством РФ.

Индивидуальная часть предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица, в частности, определения размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет пенсионных накоплений.

Для большинства организаций распределение будет выглядеть следующим образом.

Для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма (22%) идет на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом солидарная часть тарифа составляет 6 процентов, а индивидуальная часть тарифа – 16 процентов.

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии идет 16 процентов, из которых на солидарную часть приходится 6 процентов, на индивидуальную часть – 10 процентов. Кроме того, дополнительно на финансирование накопительной части трудовой пенсии уплачивается индивидуальная часть тарифа в размере 6 процентов.

>|Взнос в ПФР в размере 10 процентов от суммы превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов будет полностью отнесен на финансирование солидарной части.|<

Иностранные граждане могут быть застрахованными

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», теперь застрахованными лицами являются не только постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане (лица без гражданства), но также и иностранные граждане (лица без гражданства), временно пребывающие на территории РФ. Но только в том случае, если трудовой договор с ними заключен на неопределенный срок либо на срок не менее шести месяцев (изменения внесены в п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ).

Также изменены правила определения тарифа страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (Закон № 167-ФЗ дополнен новой ст. 22.1).

В результате теперь работодатели, заключившие трудовой договор с иностранцами, постоянно проживающими в России, должны уплачивать взносы в ПФР по тарифу, установленному для граждан РФ. А с доходов работников, временно проживающих или временно пребывающих в РФ, взносы предусмотрены только на финансирование страховой части пенсии независимо от года их рождения.

Санкции за нарушения стали жестче

Внесены правки, касающиеся правил проведения проверок и привлечения плательщика взносов к ответственности. Скорректирован целый ряд положений, касающихся проведения проверок за правильностью и полнотой уплаты страховых взносов, а также регулирующих привлечение плательщика к ответственности.

Так, например, в новой редакции изложена статья 46 Закона № 212-ФЗ, устанавливающая ответственность за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Теперь непредставление в установленный срок расчета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц. Но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. То есть сумма минимального штрафа за несдачу расчета увеличена в 10 раз – со 100 до 1000 руб. Отметим и новые меры ответственности:

– за несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде предусмотрен штраф в размере 200 руб.;

– за нарушение срока предоставления в орган контроля информации об открытии или о закрытии счета в каком-либо банке грозит штраф в размере 5000 руб.;

– за отказ или непредставление в установленный срок документов, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для контроля, – взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (вместо 50 руб.).

В заключение скажем, что рассматриваемые новшества не единственные, которые касаются обложения взносами и налогами выплат, начисленных в пользу работников.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №2, февраль 2012 г.

Начать дискуссию