Учет в торговле

Новый Закон о бухгалтерском учете. Готовимся к изменениям

С 2013 года компании на «упрощенке» будут обязаны вести бухгалтерский учет. Это возможно будет сделать только в том случае, если в 2012 году восстановить учет и сформировать остатки на начало 2013 года.

С 2013 года компании на «упрощенке» будут обязаны вести бухгалтерский учет. Это возможно будет сделать только в том случае, если в 2012 году восстановить учет и сформировать остатки на начало 2013 года.

Способы восстановления учета

Обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учет независимо от применяемой ими системы налогообложения закреплена в статье 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом данный закон вступит в силу только с 1 января 2013 года, и именно с этого времени ведение бухучета станет обязанностью компаний, применяющих «упрощенку». Значит, торговым фирмам, которые в настоящее время работают на «упрощенке», придется сформировать остатки по бухгалтерским счетам на 1 января 2013 года. Сделать это можно двумя способами.

Первый – восстановить все проводки начиная с периода деятельности компании. Этот способ самый надежный, но в то же время наиболее трудоемкий. Поступать именно таким образом компании на «упрощенке» не обязаны, ведь до 2013 года бухучет они вправе не вести. Исключение – учет основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).

Второй вариант – восстановить сальдо по каждому счету. Для этого надо провести инвентаризацию имущества, сверить расчеты с контрагентами и т. д. Для оформления результатов инвентаризации используются формы, приведенные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Задача для компаний на «упрощенке» облегчается тем, что по многим счетам сальдо на начало года нулевое (например, по счетам 90, 91 и др.). Но у этого способа есть один минус: неточность может привести к тому, что актив и пассив баланса не сойдутся. И чтобы составить баланс, надо подгонять данные учета по каким-либо счетам, к примеру по остаткам продукции, или регулировать размер прибыли (убытка). Окончательное решение о способе восстановления учета остается за компанией. Но даже если воспользоваться вторым вариантом, особых рисков нет. Документы для проверки входных данных бухгалтерского учета инспекторы запрашивать не вправе, а значит, не могут предъявить и претензии.

Учетная политика

Компаниям на «упрощенке» надо также утвердить учетную политику в целях бухгалтерского учета. Раньше в ней допускалось устанавливать лишь часть информации. В частности, порядок учета основных средств и нематериальных активов: способы начисления амортизации, возможность переоценки и т. п. Согласно новым правилам, в учетную политику надо включить и иные сведения: установить критерии существенности, способ оценки материалов и покупных товаров, определить порядок признания управленческих и коммерческих расходов и т. д.

>|Грамотно составить учетную политику на 2012 год поможет наш сервис, размещенный на сайте www.otraslYchet.ru.|<

Проводки

Чтобы сформировать первоначальные остатки по счетам, надо сделать вспомогательные проводки в корреспонденции со счетом 00 (его также используют, когда переносят данные в новую бухгалтерскую базу). Первым делом проводки делают в отношении величины уставного капитала. Ее определяют на основании учредительных документов. В бухгалтерском учете записи будут такими:

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 80

– отражена величина уставного капитала организации.

Что касается основных средств и нематериальных активов, то их первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации в целях бухгалтерского учета известны, так как организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести учет такого имущества. Они отражаются в бухучете следующим образом:

ДЕБЕТ 01 (04) КРЕДИТ 00

– отражена первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива);

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 02 (04)

– отражена сумма амортизации, начисленная по основному средству (нематериальному активу).

В отношении прочих объектов у компании есть все первичные документы, связанные с ее деятельностью. Если документы не сохранились, то остатки материалов и готовой продукции компания вправе оценить по учтенной стоимости. Проведя инвентаризацию и выявив общее количество имущества, бухгалтер будет формировать начальные остатки по счетам. На основании данных инвентаризации в бухгалтерском учете отражается стоимость имущества:

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость оборудования, которое находится на складе организации;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость материалов на складе организации;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 00

– отражена сумма денежных средств в кассе организации;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 00

– отражены денежные средства на расчетном счете организации;

ДЕБЕТ 58 КРЕДИТ 00

– отражена стоимость финансовых вложений.

Аналогичным образом надо отразить в бухгалтерском учете дебиторскую и кредиторскую задолженность. Для этого требуется провести сверку с контрагентами, банками, инспекцией и фондами:

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 60

– отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 00

– отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 66 (67)

– отражена задолженность организации по кредитному договору;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 68

– отражена задолженность организации по налогам и сборам;

ДЕБЕТ 00 КРЕДИТ 71

– отражена задолженность подотчетных лиц по выданным суммам.

Разницу, которая возникнет на вспомогательном счете 00, нужно списать на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Это будет остаток нераспределенной прибыли или убытка, с которыми сработала компания за период своей деятельности. 

>|Кредитовый остаток по  счету 84 показывает наличие нераспределенной прибыли, а дебетовый – непокрытого убытка.|<

Важно запомнить

Восстановить учет можно или с помощью проведения всех операций на основании первичных документов, либо на основании данных инвентаризации на конкретную дату. Для внесения остатков по счетам используют вспомогательный счет, который не должен иметь сальдо.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №2, февраль 2012 г.

Налоговики требуют документы, а их нет?

Что делать, если ФНС запросила бумаги, которых у вас нет?

Отвечает эксперт и налоговый консультант Дмитрий Ряховский.

СМОТРЕТЬ ➣

Комментарии

6
  • frolova lena

    А мне вот еще интересно те кто используют программу 1С для ведения учета, на УСНО в налоговом учете кассовый метод, а в бухгалтерском метод начисления, устронит это 1С или нет не понятно. Опять новый геморой!

  • Над. К

    frolova lena, а что именно устранять? Бухучет обычно и ведется методом начисления. Поверьте, кассовый метод страшно неудобен. Вы же не сможете ни одну отчетную форму по зарплате составить при кассовом методе бухучета. Это нужен еще какой-то третий учет в программе заводить :)

  • frolova lena

    А в чем сложность в отченых формах по зарплате, объясните, что то не понимаю. Разве кассовый и метод начисления, это не метод признания расходов? Как это влияет на отчетность по ЗП.

    Просто ведение в налоговом учете кассовым методом, а в бухучете методом начисления вызывает разницы в учете. И не понятно куда их девать, ведь организации находящиеся на УСНО могут не применять ПБУ-18. Я понимаю был бы еще выбор и я осознано шла на расхождение учета, но тут вообще ни какой альтернативы. И каждый раз приходится писать пояснительные записки собственникам, почему цифры в отчете о прибылях и убытках отличаются от декларации. И  собственникам инженерам ни фига не понятно что учет НУ и БУ просто ведется разными методами. А за 2 года у меня прибыль в НУ от БУ на миллон отличается (((((


Похожие материалы

За каждый день с каждой путевки санаторий заплатит 100 рублей турналога

Организации, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют туристический налог в минимальном размере – 100 рублей в день.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год

В подписку включены не только обучение, консультации и разборы, но и проверка контрагентов. Поэтому, если сомневались — активируйте доступ прямо сейчас.

Моя аксиома: Клерк.Премиум должен быть у всех бухгалтеров России. Поэтому цена — 6 000 рублей в год
9

Деятельность блогеров официально включат в ОКВЭД. 💃«Ночной бухгалтер» № 1897

В классификатор добавят четыре новых кода деятельности.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ОФД

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

CNews Analytics представил рейтинг лидеров отрасли, которые не только упрощают работу с онлайн-кассами, но и помогают бизнесу принимать грамотные управленческие решения.

Ключевые игроки рынка ОФД в 2025 г.

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Гэп — это разрыв в ценовом графике актива, который возникает, когда цена открытия торгового периода значительно отличается от цены закрытия предыдущего периода. 

Что такое гэп и как его использовать инвестору

Как перейти на ОСН с УСН в случае добровольного отказа от дробления бизнеса

Замена торг-12 на упд

Добрый день! Подскажите пожалуйста, хотим вместо отгрузочных документов торг-12+сч-ф выписывать упд. Можно ли начать прям с середины месяца? Или нужно дождаться...

Читать полностью

Эксперт:

Сергей Верещагин

Сергей Верещагин
Эксперт

Добрый день!

Какого-то прямого запрета на изменение формы первичного учетного документа ни в ФСБУ 27/2021, ни в Законе о бухгалтерском учете...

Читать полностью

Еще раз про исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности: на что обратить внимание

В период подготовки отчетности иногда обнаруживаются ошибки, и в очередной раз думаешь, как исправить. Казалось бы, ПБУ 22/2010 подробно разъясняет, что делать, а многочисленные комментарии - как, но есть не вполне очевидные моменты, заслуживающие обсуждения.

Банки

Клиенты банка смогут назначать доверенных лиц для подтверждения операций

Чтобы лучше защитить деньги на банковских счетах, власти разрешат клиентам выбрать доверенных лиц, которые будут разрешать или отклонять операции.

НДФЛ

За продажу автомобиля, который принадлежал вам менее 3 лет, надо отчитаться по 3-НДФЛ

Освобождаются от НДФЛ доходы от продажи транспортного средства, находившегося в собственности человека 3 года и более. Если человек владел автомобилем менее 3 лет, льготы по НДФЛ не будет.

Новости ФНС

96% СРО арбитражных управляющих работают в регистре ФНС

Арбитражные управляющие и СРО теперь могут получать информацию о должниках в режиме реального времени через сервис в регистре ФНС.

НДС

На овощные консервы хотят снизить НДС до 10%

Чтобы налоговые условия для производителей овощей и консервов из них были равны, депутаты собираются установить НДС в размере 10% на продажу обработанной продукции.

Обучение для бухгалтеров

Код периода и КБК для завтрашнего уведомления об удержанном НДФЛ

Завтра, 25 марта, крайний срок сдачи уведомления по ЕНП, в которое войдут зарплатные налоги — НДФЛ и взносы. Рассказываем, как заполнить уведомление без ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: мошенники следят за домом через «умные» зубные щетки, началась мощная магнитная буря, а на покупку билетов будет «период охлаждения»

Подготовили обзор главных событий дня — 24 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Госзакупки

Госдума приняла в первом чтении законопроект об унификации торгов

Единые правила проведения торгов позволят упростить процедуру предоставления имущества, снизить количество нарушений, повысить уровень конкуренции на торгах.

НДС на УСН

На услуги упрощенцев по техприсоединению НДС надо накручивать сверху

База по НДС – это цена рыночная товара, работы, услуги. На нее начисляют НДС. Это правило работает и по услугам по техническому присоединению.

Минфин пока что не думает вводить акциз на чипсы

Идеи запретить продажу чипсов детям, ввести на них акциз и ограничить рекламу пока что не дошли до Минфина.

Гособоронзаказ

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

Правильное формирование БЭН или ОЭПиН (базовые экономические нормативы, обоснованные экономические показатели и нормативы) — важная и непростая задача для исполнителей гособоронзаказа. Этот процесс требует не только точного распределения затрат, но и глубокого понимания взаимосвязи между различными нормативными документами, а также определенных навыков ведения переговоров.

Формирование БЭН (ОЭПиН) в ГОЗ

С 1 сентября 2025 года будут маркировать больше сладостей и кондитерских изделий

В настоящее время проект постановления Правительства, разработанный Минпромторгом, проходит стадию регулирующего воздействия на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Теперь по-настоящему профессия: Блогеры попали в классификатор ОКВЭД

С 1 мая деятельность блогеров будет закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Интересные материалы

Бухгалтеры

Пост-знакомство. «Клерк», привет!

Всем привет! Давайте знакомиться, меня зовут Наталья, я работаю бухгалтером уже более 15 лет.

2