Как правило, турагент, реализующий путевки по агентскому договору, получает от туроператора агентское вознаграждение. Что предпринять, если вознаграждение равно нулю, но турпродукт продан по цене, превышающей рекомендованную туроператором? Как правильно учесть и каким документом подтвердить полученный доход?
Условие об уплате вознаграждения
Правоотношения между туроператором и турагентом регулируются законом о туризме (ст. 9) и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 (п. 2). В соответствии с этими документами к отношениям туроператора и турагента применяются положения Гражданского кодекса РФ об агентских договорах. А статьей 1011 Гражданского кодекса РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» Гражданского кодекса РФ.
Порядок исчисления стоимости посреднической услуги (вознаграждения) определяется в агентском договоре. Это может быть любой согласованный сторонами сделки способ. Например, в твердой (фиксированной) сумме, не зависящей от цены турпродукта. Или в виде разницы между назначенной туроператором ценой и более выгодной ценой, по которой турагент совершит сделку. Размер вознаграждения также может быть установлен в процентах от стоимости турпродукта.
При этом учтите, что условие об уплате вознаграждения агенту является существенным условием договора (ст. 1006 Гражданского кодекса РФ).
На практике между туроператором и турагентом нередко заключаются договоры, в которых указано, что размер агентского вознаграждения указывается в подтверждении заявки на бронирование или в выставленном туроператором счете. Если размер вознаграждения определен в заявке, которая является приложением к агентскому договору, тогда нарушений нет. Но если вознаграждение указывается в счете (а он не является приложением к договору), требования Гражданского кодекса РФ (ст. 1006), по сути, не выполнены. Следует отметить, что при отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан выплатить вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
>|В сфере туризма вознаграждение обычно удерживается турагентом из суммы, полученной от заказчика турпродукта.|<
Вознаграждение должно быть получено всегда
Следует отметить, что суть оказания посреднических услуг по поручению туроператора состоит в том, что договор о реализации турпродукта заключается в интересах туроператора.
В частности, статья 992 Гражданского кодекса РФ предписывает комиссионеру (а значит, и агенту, выступающему от своего имени) исполнять принятое на себя поручение на наиболее выгодных для комитента (принципала, туроператора) условиях в соответствии с указаниями комитента. А при отсутствии в договоре таких указаний – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Поэтому, как правило, договор с туроператором включает условие, при котором турагент вправе продавать путевки дороже фиксированной цены и получить в свое полное распоряжение всю дополнительную выгоду.
И тогда именно она формирует доход туроператора и одновременно отражается у него в составе расходов на выплату агентского вознаграждения.
А у турагента дополнительная выгода квалифицируется как часть агентского вознаграждения и является его доходом.
Обязательно следует отправить отчет
В соответствии с Гражданским кодексом РФ агент действует в интересах принципала (туроператора), поэтому должен передавать ему всю информацию о заключенных сделках. Так, в ходе исполнения агентского договора турагент обязан представлять туроператору отчеты (ст. 1008 Гражданского кодекса РФ). Сведения из них являются основанием для отражения операций в учете туроператора.
Однако отчет агента необходимо представить туроператору, даже если он не соглашается его утвердить. Если отчет вернется к вам и не будет утвержден туроператором, потребуйте письменно объяснить имеющиеся по отчету возражения.
Как правило, отчеты передаются письмом или непосредственно вручаются курьером агента. Если отчет могут не принять, рекомендуем отправить два экземпляра отчета по почте, а к третьему прикрепить почтовую квитанцию и опись вложения c отметкой оператора связи и присвоить документу регистрационный номер.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №2, февраль 2012 г.
Начать дискуссию