Счета-фактуры

Новые формы счетов-фактур: новые глупости и старые проблемы

Когда вы перестанете радоваться любой возможности подвергнуть теоретическому исследованию очередную головоломку в дурно составленном законодательном акте, словно ребенок, получивший в подарок кубик-рубика, вместо того, чтобы научиться задавать вопросы их составителям и научить их давать своевременные ответы?

Зачем делать сложно то, что проще простого...

Nautilus Pompilius

«Мимо тещиного дома я без шуток не хожу», - поется в известной народной частушке. Вот и наше любимое правительство в едва наступившем году порадовало общественность новыми шутками, одна из которых уже вошла в топ-10 обсуждаемых в бухгалтерском сообществе новостей и имеет хорошие шансы продержаться там дольше, чем лучшие хиты Максим.

Я имею в виду Постановление от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О Формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Еще не появившись в печати, оно вызвало такую бурю откликов, что едва ли стоило бы тратить драгоценное время на написание еще одного комментария, если бы не уверенность в том, что некоторые важные моменты общего характера, как всегда, останутся вне обсуждения.

Первое, на что я хочу обратить внимание, это объем документа. Текст нового постановления 10-м шрифтом занимает 47 страниц формата А4. Для сравнения, текст предшествовавшего ему аналогичного постановления занимал 26 страниц. Текст Конституции Российской Федерации занимает 28 страниц. Возникает вопрос, до какой же степени и для какой цели нужно так усложнить, в сущности, простые вещи, чтобы инструкция по заполнению документа, мало отличающегося по содержанию от обычной накладной, превосходила по объему Основной закон великой страны почти в 2 раза?!

И вот что удивительно, на сорока семи страницах не хватило места для того, чтобы указать дату вступления документа в силу, а ведь от этого зависит, с какого момента следует применять новые счета-фактуры, что, собственно, и создало основную интригу вокруг постановления.

Не могу не заметить в скобках, что сама интрига является следствием торжества абсурда, к которому мы разрешили себе привыкнуть настолько, что воспринимаем его почти как религиозные догматы. В самом деле, почему организация, получившая счет-фактуру от поставщика, являющегося добросовестным налогоплательщиком, должна лишиться налогового вычета по НДС только из-за того, что он составлен на бланке, который еще вчера был хорош? Не исключено, как считает КонсультантПлюс, что Минфин разрешит использование старых бланков до 1 апреля и паника напрасна, но сам факт того, что такие опасения первыми приходят в голову, является чрезвычайно показательным.

Дата вступления в силу постановления, меняющего форму первичных документов, приобретает особое значение именно в силу того гипертрофированного внимания, которое традиционно уделяется нашими налоговыми органами этому вопросу. И, тем не менее, правительство этот важный момент своим вниманием не удостоило. Параноидальные гипотезы, которые, как всегда в таких случаях, будоражат общественное сознание, что это сделано специально для того, чтобы потом штрафовать предприятия, я в расчет не беру, так как являюсь убежденным противником конспирологических версий.   

Однако, как справедливо говорят, систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку. Казалось бы, нормальная реакция заключалась в незамедлительном получении оперативной информации от первоисточника, т.е. правительства, с какого все-таки момента следует применять новые счета-фактуры, и, кстати, книги покупок и продаж, которые как-никак составляются за квартал или месяц.

Но такой вариант даже не рассматривается. Вместо этого лучшие юридические умы пытаются установить эту дату теоретическим путем. На сайте КонсультантаПлюс, безусловно авторитетного источника, размещена  информация "О порядке вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137", которая выглядит более таинственной и загадочной, чем романы Агаты Кристи.

Цитирую: «В связи с тем, что ситуация с данным документом неоднозначная… указать точную дату его вступления в силу на текущий момент проблематично… по неофициальной информации в настоящее время ФНС РФ готовит разъяснения по данной ситуации» (честное слово, с неулетевшим «Фобосом» и то ясности было больше). Далее говорится, что документ каким-то образом 16 января «опубликован, но не напечатан», и если это действительно так, то он, по общим правилам, вступает в силу через 7 дней, т.е. с 24 января, хотя напечатан будет 27-30 января. Но, с другой стороны, согласно ст. 5 НК РФ, - не раньше начала нового налогового периода, т.е. 1 апреля. Вот уж действительно, такое не только изобразить, но даже вообразить невозможно.

Уже больше недели ходят слухи и делаются предположения, но правительство пока молчит, как партизан на допросе. То ли оно находится в полной информационной изоляции, несмотря на веб-камеры и твиттер, то ли считает излишним заниматься такими мелочами. Однако меня в данной ситуации (кстати, достаточно обычной), удивляет не столько поведение правительства, сколько реакция професиионального сообщества юристов, аудиторов и прочих экспертов. Вместо, казалось бы, естественного возмущения тем, что деловым людям создают проблемы на пустом месте, у моих коллег это пробуждает энтузиазм к теоретическим изысканиям в сфере «общих правил вступления в силу законодательных актов», едва ли не больший, чем у Шерлока Холмса к расследованию нового загадочного преступления. Скажите, а если производитель не укажет срок годности на плавленом сырке, вы возмутитесь, или займетесь теоретическим изучением проблемы потенциально возможного срока хранения молочных продуктов при различных температурах?

Несколько слов следует сказать и о содержании документа. Налог на добавленную стоимость существует в России уже больше 20 лет и о чем, собственно, все эти изменения? Если чудовищное усложнение ведения книг покупок и продаж было нужно для того, чтобы дать возможность проводить корректировочные счета-фактуры, то лекарство точно оказалось хуже болезни. Количество граф в книге покупок, которое и раньше было немалым, увеличилось до 20(!). Мне не совсем понятна техническая сторона. Если попытаться разместить 20 граф на листе шириной 297 мм, получается по полтора сантиметра на графу. Что, наименование поставщика теперь следует печатать 4-м шрифтом, как состав продуктов питания на современных упаковках, или книгу распечатывать в двухстраничном исполнении?

Другое замечательное нововведение – подробная регламентация формы журнала регистрации полученных и выставленных счетов-фактур. Тоже, кстати, 19 граф. Восхищает одновременное наличие граф «дата составления счета-фактуры» и «дата выставления», а еще «код выставления» и «код операции». И как только до сих пор налоговые инспекции проводили камеральные проверки по НДС, не имея такого важного регистра? Вот штатное расписание работников склада они спрашивали (зачем-то), а журналы регистрации - почти никогда. Совершенно очевидно, что с тех пор, как все предприятия учитывают НДС по отгрузке, а не по оплате, журнал регистрации в абсолютном большинстве случаев дублирует книги покупок и продаж, и, в любом случае, не несет в себе никакой полезной информации ни для бухгалтера, ни для проверяющего. Между тем, некоторые независимые эксперты уже высказали предположение, что теперь за отсутствие этого бессмысленного перечня организацию смогут оштрафовать на сумму от 10 до 30 тыс.руб. Почему бы вообще не посадить директора?

Кстати, другое интересное  предположение экспертов заключается в том, что с 24 января нужно начать вести новые книги покупок и продаж (исходя из предполагаемой даты вступления в силу постановления). С точки зрения здравого смысла начинать вести новый налоговый регистр с середины налогового периода - это бред, до которого можно додуматься, только болея менингитом, но в контексте нашей реальности возможно все. При этом никаких признаков неодобрения в рассуждениях экспертов не просматривается, и у меня возникает вопрос - почему? Неужели здравый смысл и практическая полезность нашей работы совсем не входит в перечень жизненных ценностей моих коллег?

То, что я хочу сказать, совсем не оригинально, скорее, очевидно. Главная проблема не в зловредных чиновниках, а в равнодушном обществе. Всякое безобразие в нем продолжается только в атмосфере лояльности, пока оно, это безобразие воспринимается как нечто естественное, приемлемое и неизбежное. Когда лояльность сменяется нетерпимостью, безобразие прекращается.  

Уважаемые коллеги, когда мы откажемся от российского символа веры, выраженного формулой: «От нас ничего не зависит, нас все равно обманут»? Неужели все ваше профессиональное достоинство находит себе применение исключительно в теоретизировании и умствовании над бессмысленными и вредными, с экономической точки зрения, нормативными установлениями? Вредными, безусловно, так как отвлекают огромный ресурс на ненужную работу.

Когда вы перестанете радоваться любой возможности подвергнуть теоретическому исследованию очередную головоломку в дурно составленном законодательном акте, словно ребенок, получивший в подарок кубик-рубика, вместо того, чтобы научиться задавать вопросы их составителям и научить их давать своевременные ответы?

Между прочим, есть замечательная организация – Институт профессиональных бухгалтеров. На мой взгляд, этой организации следовало бы не только собирать взносы со своих членов и проводить научные симпозиумы о внедрении Международных стандартов в отечественный бухгалтерский учет (которые, кстати, подходят к нашей фискальной системе, как галстук к телогрейке, надетой на голое тело), но и предпринимать какие-то усилия для защиты профессиональных интересов людей, которых она объединяет. Я подразумеваю при этом, что обременение людей бессмысленной работой, а также разгадыванием глупых загадок, является не только ущемлением этих профессиональных интересов, но и унижением человеческого достоинства. Вот только не знаю, многие ли со мной согласятся…  

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

127
  • Volantin

     

     

    К сожалению, все что написано в статье более, чем правда. Зачем наши уважаемые чиновники усложняют жизнь себе и нам? Кто от этого выигрывает кроме производителей бумаги? Почему бы имеющимся сообществам бухгалтеров не попытаться наладить конструктивный диалог с властью? От этого выиграли бы все. 

  • Andyko

    совершенно замечательный текст, да :)

    жаль, что у редакции картинки закончились;

    и еще поправьте название должности автора, пожалуйста ;)

  • Helenes

    А где текст, что-то я его не вижу?