Страховые взносы

Страховые взносы

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

Принят ожидаемый Федеральный закон от 03.12.2011 № 379‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее – Федеральный закон № 379‑ФЗ). Первоначально им было запланировано выполнить обещание руководства страны о снижении тарифов страховых взносов, но в итоге в этом законе появилось немало других дополнений в законодательство о страховых взносах.

Федеральный закон № 379-ФЗ 05.12.2011 опубликован на портале www.pravo.gov.ru.

В целом закон вступил в силу с 01.01.2012, но одна особенность предусмотрена для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244‑ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Для них изменения в части порядка и случаев применения тарифов страховых взносов распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Эти поправки внесены в п. 6 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании[1]. Ими уточнен порядок отчислений взносов в ПФР (установлено, что они полностью входят в индивидуальную часть страхового тарифа), а в части определения критериев соответствия статуса организации как участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов дается ссылка не на ст. 145.1 НК РФ, как ранее, а непосредственно на ст. 58.1 Закона о страховых взносах[2].

Частная практика облагается страховыми взносами

В пункт 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах внесено уточнение. Плательщиками страховых взносов теперь признаются не только адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, но и вообще все лица, занимающиеся частной практикой. Таковыми могут быть, например, оценщики, арбитражные управляющие и др.

Ранее подобная норма имелась лишь в Законе об обязательном пенсионном страховании. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 данного закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям (правда, только в целях применения этого закона). То есть они признаются страхователями по пенсионному страхованию.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года рассчитывается как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, предусмотренного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

К сведению:

Федеральным законом от 01.06.2011 № 106‑ФЗ величина МРОТ с 01.06.2011 установлена в размере, равном 4 611 руб.

Органам контроля за уплатой страховых взносов теперь предоставлено право определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах, в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 29 данного закона дополнена п. 13). Очевидно, это связано с тем, что данная категория плательщиков больше не имеет обязанности представлять в органы контроля расчеты по страховым взносам, поэтому те должны будут сами рассчитывать для указанных плательщиков сумму их обязательств по уплате страховых взносов. Но об этом будет рассказано ниже.

Уточнена облагаемая база

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 этого закона, то есть для организаций и индивидуальных предпринимателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении прав использования произведений науки, литературы, искусства.

При этом учитывается, что договоры могут быть заключены с индивидуальными предпринимателями, лицами, занимающимися частной практикой, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах. Они уплачивают страховые взносы самостоятельно. Поэтому в ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах такие лица указываются как исключение. Организации и индивидуальные предприниматели, производящие им выплаты по гражданско-правовым договорам, не исчисляют с данных выплат страховые взносы.

Однако это исключение до сих пор было сформулировано так, что формально оно не относилось к выплатам по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении прав использования произведений науки, литературы, искусства.

Теперь текст ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах уточнен таким образом, что данное исключение, безусловно, относится ко всем выплатам, перечисленным в этой части, кроме трудовых договоров. Для последних не имеет значения статус физических лиц, заключающих договоры с работодателем (см. Письмо Мин-здравсоцразвития России от 12.08.2010 № 10-4/346149-19).

Кроме того, объектом обложения страховыми взносами будут признаны вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Здесь же надо сказать и о том, что в п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании указывается, кто в соответствии с этим законом признается застрахованным лицом. В частности, до сих пор им считалось лицо, застрахованное по авторскому или лицензионному договору. Согласитесь, эта формулировка не слишком соответствует тому, какие выплаты и вознаграждения считаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах).

Теперь, кроме прочих лиц, застрахованными считаются лица, работающие по договорам авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении прав использования произведений науки, литературы, искусства.

Кроме того, застрахованными лицами теперь считаются и руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, если они работают (не уточняется, но, видимо, в этих же организациях) по трудовым договорам.

Данные руководители теперь также подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (измененп. 1 ч. 1 и добавлена ч. 1.1 в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). На них распространяется и обязательное медицинское страхование (изменена ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326‑ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Изменения, касающиеся взносов с выплат иностранцам

В статье 9 Закона о страховых взносах перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. В частности, до сих пор это были суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах). То есть с выплат иностранцам, постоянно проживающим в РФ, страховые взносы начислять необходимо.

Теперь в этой норме уточнено, что она не распространяется на случаи, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Речь идет о Законе об обязательном пенсионном страховании. Он дополнен новой ст. 22.1.

С 01.01.2012, если трудовой договор с временно пребывающим на территории РФ иностранцем заключен на неопределенный срок или срок, равный шести месяцам или более, на выплаты и вознаграждения по нему страховые взносы начислять все равно придется, но только в ПФР. До этой даты взносами не облагались любые такие договоры.

Изменение связано с тем, что иностранцы, временно пребывающие на территории РФ, заключившие такие договоры, теперь признаются застрахованными лицами в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (на них новая норма не распространяется).

Причем вся сумма начисленных по таким договорам страховых взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. Аналогичный порядок теперь установлен и в отношении взносов в ПФР, начисленных с выплат иностранцам, временно проживающим в РФ. А вот иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать и на накопительную часть трудовой пенсии. Распределение взносов с начисленных им выплат происходит в общем порядке в зависимости от года их рождения.

Нет наемных работников – не надо и отчитываться

До сих пор ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах было предусмотренно, что плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, раз в год до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, представляют в территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-2[3]. К таким плательщикам относятся:

– индивидуальные предприниматели, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 23 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона о страховых взносах) и частных детективов (п. 4 ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);

– адвокаты;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Теперь данный расчет в указанные сроки подают только главы крестьянских (фермерских) хозяйств (соответствующее изменение внесено в ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах). Только в случае прекращения деятельности они представляют этот расчет в 12‑дневный срок (изменена ч. 6 и утратила силу ч. 7 ст. 16 Закона о страховых взносах).

Соответствующие изменения внесены в ч. 8 ст. 16 Закона о страховых взносах, но они не затронули предусмотренную этой нормой обязанность индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, а теперь и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплатить положенные страховые взносы. Однако теперь это нужно сделать через 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно, а не с даты подачи окончательного расчета по форме РСВ-2, как ранее.

Кроме того, с этих плательщиков снята обязанность представлять в ПФР сведения, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе копию платежного документа об уплате страховых взносов. Соответствующие изменения внесены в ст. 8,п. 5 – 7 ст. 11,ч. 2 ст. 17 данного закона.

Об электронном документообороте

В Законе о страховых взносах теперь учтено стремление ПФР наряду с ФНС максимально применять в общении с плательщиками страховых взносов электронный документооборот. Так, в этой форме орган ПФР сможет направлять решение о взыскании страховых взносов (п. 6 ст. 19 этого закона). Здесь же уточнено, что решение передается непосредственно руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю).

При этом все способы передачи решения теперь равнозначны. Ранее же подразумевалось, что его направление по почте заказным письмом производится в случае невозможности вручения под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Аналогичные изменения внесены в порядок направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, требования о представлении необходимых для проверки документов в случае ее проведения, акта проверки (изменены ч. 7 ст. 22,ст. 37,ч. 4 ст. 38,ч. 13 ст. 39 Закона о страховых взносах).

В отношении документов, представляемых для проверки, уточнено, что они теперь также могут представляться не только в виде заверенных копий, как ранее, но и по телекоммуникационным каналам связи или по почте заказным письмом. Правда, в этом случае законодатели не сочли нужным пояснить, какая дата признается датой получения заказного письма, отправленного плательщиком страховых взносов.

Напомним, что согласно п. 5 ст. 37 Закона о страховых взносах документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Получается, что документы, отправленные по почте, должны попасть к проверяющим в течение этого срока, для чего их следует отправить задолго до его истечения. Ведь уверенности в стабильной работе почты, к сожалению, нет.

К сведению:

В соответствии с п. 7 ст. 37 Закона о страховых взносах ответственность за непредставление проверяемых документов в установленные сроки предусмотрена ст. 48 данного закона. С 01.01.2012 она заключается в наложении штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ранее – в размере 50 руб.).

В то же время в п. 2 ст. 37 Закона о страховых взносах теперь ничего не говорится о порядке заверения представляемых документов. Поэтому обратимся к общему порядку их заверения.

В РФ до сих пор действует Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779‑X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Согласно п. 1 данного указа копия документа заверяется печатью и подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

В соответствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[4] при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату заверения. При этом допускается заверять копию документа печатью, определяемой по усмотрению организации.

В электронном виде теперь будет направляться в банк поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на их перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов (измененач. 7 ст. 19 Закона о страховых взносах).

Важное уточнение сделано в п. 2 ст. 24 Закона о страховых взносах. В нем идет речь об обязанности банка исполнять поручение плательщика страховых взносов об их перечислении в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда. Теперь банк должен поступать таким же образом в отношении поручений плательщика на перечисление пеней и штрафов.

Ответственность рассчитывается исходя из взносов за квартал

В статью 46 Закона о страховых взносах внесено ожидаемое и закономерное изменение. Данной статьей определена ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в орган контроля в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В прежней редакции данной нормы предусматривалось взимать штраф за такое нарушение от суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета.

Однако данный расчет составляется за каждые отчетный и расчетный периоды нарастающим итогом. При этом, поскольку он представляется ежеквартально, уплате на основе расчета подлежат, по сути, только суммы, начисленные за прошедший квартал, а не все суммы, начисленные с начала года. Однако существовавшая формулировка ст. 46 Закона о страховых взносах позволяла трактовать ее и таким образом, что штраф должен начисляться именно от всей суммы взносов, начисленной по представляемому расчету с начала года.

Контролирующие органы не настаивали на этом и предлагали исчислять указанные штрафы от сумм, начисленных за квартал (см. письма ФСС России от 15.07.2010 № 02‑03‑10/05-5910, Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 № 507-19, п. 2.1 Распоряжения Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р). Однако на практике территориальные органы иногда не учитывали этих разъяснений, впрочем, не находя поддержки судей (постановления ФАС ВСО от 10.10.2011 № А78-1626/2011, ФАС ЗСО от 04.10.2011 № А27-3150/2011, ФАС ПО от 13.10.2011 № А55-5387/2011, ФАС УО от 12.09.2011 № Ф09-5452/11).

Теперь сказано определенно: штраф начисляется от суммы страховых взносов, предъявленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Отсюда также видно, что этот штраф теперь исчисляется независимо от наличия задолженности по уплате взносов на конец отчетного периода, учитывается только сумма начисленных за квартал взносов (в отличие от прежнего порядка, при котором имелась в виду сумма остатка не уплаченных на конец отчетного периода взносов, которая могла быть как меньше, так и больше величины начисленных за тот же период взносов).

Кроме того, величина штрафа не дифференцируется в зависимости от того, на сколько календарных дней задержалось представление расчета. Теперь штраф в любом случае составляет 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц, но не более 30% этой суммы. Прежде, если срок просрочки превышал 180 календарных дней, штраф увеличивался, а его минимальный размер составлял 1 000 руб., а не 100 руб., как в общем случае.

Теперь также независимо от срока просрочки минимальный размер штрафа равен 1 000 руб.

Кроме того, за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде теперь предусмотрен штраф в размере 200 руб. Правда, не вполне ясно, в каких случаях будет применяться эта санкция.

О сообщениях про расчетный счет и регистрацию

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов – организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в орган контроля за уплатой страховых взносов о счетах в банке, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Формы таких уведомлений приведены в Письме ФСС России от 28.12.2009 № 02-10/05-13656 и на сайте ПФР.

Однако никакого наказания за невыполнение этой обязанности Законом о страховых взносах не было предусмотрено. Правда, такая ответственность установлена ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ и заключается в наложении на должностных лиц штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб.

К сведению:

Сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) депозитных, а также ссудных и транзитных валютных счетов не требуется (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 № 1274-19).

Теперь плательщик страховых взносов, несвоевременно представивший в орган контроля сообщение об открытии или закрытии расчетного счета, будет оштрафован на 5 000 руб. Этому посвящена новая ст. 46.1 Закона о страховых взносах.

С принятием указанного закона большая часть норм, предусматривающих ответственность в сфере уплаты взносов на пенсионное страхование, оказалась предусмотрена именно им и была исключена из Закона об обязательном пенсионном страховании. Однако в последнем продолжает действовать ст. 27, касающаяся нарушения страхователем срока регистрации в ПФР и неправомерного несообщения (несвоевременного сообщения) лицом сведений, которые в соответствии с данным законом это лицо должно было сообщить.

Теперь названной статьей предусмотрена ответственность только за нарушение срока регистрации в ПФР, причем указывается, что взыскание соответствующих штрафов производится в порядке, предусмотренном Законом о страховых взносах.

Реализуйте свои программы и базы данных

В части 2 ст. 57 Закона о страховых взносах перечислены категории плательщиков страховых взносов, для которых установлены пониженные ставки. Например, это организации, осуще-ствляющие деятельность в области информационных технологий (п. 4 данной части). Ими признаются, в частности, российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Теперь в этой норме акцент сделан на том, что соответствующие организации применяют пониженные ставки именно в отношении реализации программ для ЭВМ и баз данных ими же, то есть этими же организациями, разработанными. Это означает, что процессы разработки и реализации не разделяются.

Правда, такое уточнение отсутствует в списке условий, которые должны соблюдать организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, чтобы получить возможность применять пониженные ставки (ч. 2.1 ст. 57 Закона о страховых взносах). Одним из таких условий является соответствие доли доходов от реализации программ для ЭВМ, баз данных и т. п. уровню, составляющему не менее 90% общего дохода этой организации. Следовательно, в указанные 90% могут не входить доходы от реализации разработанных такой организацией активов. Учитывается любая реализация программ и баз данных.

Другое необходимое условие для применения организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, пониженных тарифных ставок заключается в том, что средняя численность работников таких организаций должна составлять не менее определенного количества человек. Этот уровень с 01.01.2012 снижен с прежних 50 до 30 человек, что позволит применять данную льготу большему количеству организаций.

Аналогичные изменения, касающиеся доли в уровне доходов и средней численности работников, внесены в порядок применения данной льготы для вновь создаваемых организаций (ч. 2.2 ст. 57 Закона о страховых взносах).

Льгота для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, предусмотрена и на период, который начался в 2011 году, а закончится, как предполагается, в 2019 году (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах). В данной норме теперь тоже идет речь о реализации разработанных российскими организациями программ для ЭВМ и баз данных.

Таким организациям надо будет не забывать и о поправке, внесенной в ч. 5 ст. 58 Закона о страховых взносах, согласно которой при невыполнении предусмотренных условий, а также при лишении аккредитации организации лишаются права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.

Расширен список льготников

На переходный период сделаны и иные поправки. Так, в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах сказано о применении пониженных ставок организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, но осуществляющими определенные виды деятельности. В частности, до сих пор одним из них была вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность. Теперь вместо этого вида деятельности указаны транспорт и связь.

Кроме того, для «упрощенцев» добавлены такие виды деятельности, как розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, производство гнутых стальных профилей, стальной проволоки.

Вообще перечень плательщиков страховых взносов, которые смогут воспользоваться пониженными ставками в течение переходного периода, существенно расширился (новые п. 10 – 13 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах). Теперь к ним относятся:

– аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающие ЕНВД, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и уплачивающие ЕНВД в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;

– некоммерческие организации, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в областях социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования и здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов), а также в области массового спорта (за исключением профессионального);

– благотворительные организации, применяющие УСНО;

– организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Аналогичные изменения, касающиеся списка «упрощенцев», имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов, внесены в п. 4 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Правда, в пп. 5 данного пункта внесено также изменение, касающееся плательщиков, имеющих статус резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории. Для них на период 2011 – 2019 годов установлены пониженные тарифы взносов, приведенные в п. 7 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании.

Однако теперь эта норма распространяется только на организации и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах, а также на организации и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

Должен был вызвать удивление тот факт, что Федеральный закон № 379‑ФЗ не вносит такие же изменения в пп. 5 п. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах[5], ведь нормыЗакона об обязательном пенсионном страховании о применении пониженных тарифов страховых взносов в переходном периоде в точности дублируются в Законе о страховых взносах.

Дело в том, что практически одновременно с Федеральным законом № 379‑ФЗпринят Федеральный закон от 30.11.2011 № 365‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как раз им указанная поправка и внесена в пп. 5 п. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. Собственно, эти поправки и вызваны изменениями, произошедшими в законодательстве об особых экономических зонах[6].

Добавим, что согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид «упрощенца» не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, он лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие. Сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджет ПФР с взысканием с организации или индивидуального предпринимателя соответствующих сумм пеней.

Теперь уточнено, что нужно восстанавливать и уплачивать не только те взносы, что перечисляются в ПФР, но и те, которые направляются в другие внебюджетные фонды. Кроме того, пени в этой ситуации теперь платить не надо (изменена ч. 1.4 ст. 58 Закона о страховых взносах).

В число видов плательщиков страховых взносов, являющихся льготниками в переходном периоде, входят российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах). Однако они должны иметь в качестве основного вида экономической деятельности:

– деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радио- и телевещания или деятельности информационных агентств;

– издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Частью 1.1 ст. 58 Закона о страховых взносахбыло предусмотрено, что порядок подтверждения основного вида экономической деятельности таких плательщиков должен быть определен Правительством РФ. Однако, поскольку оно не смогло этого сделать, указанный порядок теперь приведен непосредственно в этой части.

Говоря коротко, он заключается в определении удельного веса доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов плательщика. Этот удельный вес должен быть наибольшим по сравнению с другими видами деятельности. При этом конкретизировано, что сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ.

Зато Правительство РФ разработало Порядок подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов[7]. Теперь уточнено, что данные плательщики могут применять пониженные ставки страховых взносов с месяца включения в данный реестр (изменена ч. 1.2 ст. 58 Закона о страховых взносах).

Если эти плательщики перестали соответствовать необходимым условиям или исключены из упомянутого реестра, они должны перейти на применение обычных ставок страховых взносов, а за соответствующий период сумму страховых взносов надо восстановить и уплатить. Об этом говорится в ч. 1.3 ст. 58 Закона о страховых взносах, но данная норма больше не требует уплачивать еще и пени.

Об уменьшении тарифов страховых взносов

Как и обещали чиновники, страховые взносы несколько снижены. Для этого в Закон о страховых взносах добавлена ст. 58.2, определяющая их размеры на 2012 – 2013 годы. Получается, что после 2013 года ставки страховых взносов для основных категорий налогоплательщиков будут восстановлены до размеров, применявшихся в 2011 году, или, возможно, пересмотрены. Пока это нельзя предсказать.

Ставки, которые перечислены в ст. 58.2 Закона о страховых взносах, не касаются плательщиков, для которых установлены пониженные ставки, приведенные в ст. 58 и 58.1 данного закона. Они тоже претерпели изменения, но об этом будет рассказано ниже.

Что касается основной части плательщиков страховых взносов, для них общая сумма взносов уменьшится на 4 процентных пункта за счет пенсионных взносов. Ставки в 2012 – 2013 годах равны: в ПФР – 22% (в 2011 году – 26%), в ФСС – 2,9%, в ФФОМС (с учетом изменений в медицинском страховании, согласно которым платежи полностью перечисляются в федеральный фонд) – 5,1%.

Однако для некоторых категорий плательщиков нагрузка по страховым взносам возрастет. Ранее никому из плательщиков не приходилось платить взносы с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Теперь же придется заплатить взносы и с суммы, превышающей предельный уровень, правда, только в ПФР (в размере 10%).

Частью 4 ст. 8 Закона о страховых взносах предусмотрен предельный уровень, который ежегодно пересматривается и выше которого страховые взносы не взимаются. В 2011 году он был равен 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 № 933), а в 2012 году увеличился до 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974).

Теперь данная норма исправлена таким образом, что в некоторых случаях, предусмотренных указанным законом, страховые взносы могут начисляться и при превышении их предельного размера.

При этом, помимо существующей классификации сумм страховых взносов (накопительная и страховая части), вводится деление на солидарную и индивидуальную части (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании). За счет солидарной части будут финансироваться фиксированный базовый размер трудовой пенсии, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и расходы на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Индивидуальная часть предназначена для формирования денежных средств застрахованного лица и учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Причем эти две новые части страховых тарифов вводятся задним числом, то есть уже с 2011 года.

Каким образом распределяются тарифы страховых взносов страхователями, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам, указано в п. 2.1 ст. 22 и ст. 33.1 Закона об обязательном пенсионном страховании. В 2011 году разделение должно было происходить в следующем порядке. С выплат лицам 1966 года рождения и старше ранее делались отчисления только на страховую часть трудовой пенсии. Теперь вся сумма такого отчисления делится на солидарную (10%) и индивидуальную (16%) части.

Более молодые застрахованные лица рассчитывают как на страховую, так и на накопительную часть трудовой пенсии. Страховая часть также делится на солидарную (10%) и индивидуальную (10%) части. А вот накопительная часть полностью считается индивидуальной частью тарифа страховых взносов.

Уменьшение страховых взносов в 2012 году произойдет за счет солидарной части (она уменьшится на 4 процентных пункта), но это касается страховых взносов, облагаемая база которых не превысила предельную величину, свыше которой взносы теперь будут уплачиваться в размере 10%. При ее превышении все 10% будут отнесены к солидарной части.

Приходится констатировать тот факт, что число платежек на перечисление взносов в ПФР возрастет, по‑видимому, с двух до четырех. Правда, надо дождаться утверждения новых КБК на 2012 год. Что касается 2011 года, возможно, чиновники потребуют от плательщиков дополнительных отчетов, в которых суммы уже начисленных взносов придется перераспределить.

Правда, Федеральным законом от 30.11.2011 № 373‑ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» никаких новых КБК для доходов бюджета ПФР не предусмотрено. А ведь он принят практически одновременно с Федеральным законом № 379‑ФЗ.

Отметим, что с выплат иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории РФ, производятся распределение страховых взносов и их уплата в общем порядке. А вот иностранцы, временно пребывающие или временно проживающие на территории РФ, не могут рассчитывать на отчисления в накопительную часть пенсии. Однако, как мы указали, при заключении трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора на срок не менее шести месяцев они становятся застрахованными лицами, а вся сумма страховых взносов по этим договорам перечисляется на страховую часть (Закон об обязательном пенсионном страховании дополнен ст. 22.1).

Снижены взносы и для льготников

Для ряда категорий плательщиков снижены страховые взносы. Прежде всего, это «упрощенцы», занимающиеся видами деятельности, перечисленными в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. На 2012 год уровень обложения страховыми взносами для них первоначально был предусмотрен таким же, как и в 2011 году, с учетом изменений в порядке медицинского страхования: в ПФР – 18%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%.

С учетом поправок в 2012 и 2013 годах им придется платить страховые взносы только в ПФР, правда, в размере 20%. На это указано в новой ч. 3.4 ст. 58 Закона о страховых взносах. Данная норма распространяется и на новых льготников, за исключением тех, которые оказывают инжиниринговые услуги, то есть на льготников, перечисленных в п. 10 – 12 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах.

Что касается упомянутых организаций, оказывающих инжиниринговые услуги (п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах), в 2012 и 2013 годах они уплачивают 22% в ПФР, 2,9% в ФСС и 5,1% в ФФОМС (новая ч. 3.5 ст. 58 Закона о страховых взносах).

Кстати, для данных организаций приведен также ряд условий, которые они должны соблюдать, чтобы применять пониженные ставки страховых взносов (ч. 5.4 – 5.8 ст. 58 Закона о страховых взносах). Они похожи на те, что установлены для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Отличия, прежде всего, заключаются в том, что численность таких организаций должна быть не менее 100 человек. Кроме того, они должны иметь положительное заключение экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам, созданного в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116‑ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Здесь же отметим, что для некоммерческих организаций –
«упрощенцев», которые также будут применять пониженные ставки страховых взносов на основании п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, установлено дополнительное условие для того, чтобы пользоваться этой льготой (ч. 5.1 – 5.3 ст. 58 данного закона). Приведен перечень доходов некоммерческой организации, которые должны составлять не менее 70% ее общего дохода.

Для плательщиков, которым на переходный период снижены ставки страховых взносов, также приводятся схемы распределения тарифа на солидарную и индивидуальную части. При этом соблюдаются две закономерности:

– каждый плательщик должен заплатить 16% в индивидуальную часть. Лица 1966 года рождения и старше уплачивают взносы за счет страховой части трудовой пенсии, а то, что сверх, – также за счет страховой, но в солидарную часть. У тех, что моложе, накопительная часть пенсии полностью рассчитывается как индивидуальная часть тарифа, остаток которой уплачивается за счет страховой части пенсии, как и солидарная часть тарифа;

– если общий страховой тариф не превышает 16%, он полностью относится к индивидуальной части (п. 5 – 7,9, 10,12, 13 Закона об обязательном пенсионном страховании).


  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
  3. Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 895н.
  4. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65‑ст. 
  5. Пониженные ставки страховых взносов для этой группы плательщиков приведены в п. 3 ст. 58 Закона о страховых взносах.
  6. Об основных положениях Федерального закона № 365‑ФЗ речь пойдет в одном из следующих номеров журнала.
  7. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.03.2011 № 150.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • Приходится констатировать тот факт, что число платежек на перечисление взносов в ПФР возрастет, по

  • Чего-то обрезало цитату(((

    Хотела сказать, что задними умом у нас видимо все законодательство и пишется и принимается, именно умом, а не числом. Ну пока никаких разъяснений о распределении нет, а все уже уплочено и  сдано.