Учет в строительстве

Устранение аварии на стройке

Услуги по устранению последствий аварии на стройке оказала сторонняя организация. Как отразить в бухгалтерском учете данные затраты? Можно ли их учесть при расчете налога на прибыль и какие подтверждающие документы понадобятся?

Услуги по устранению последствий аварии на стройке оказала сторонняя организация. Как отразить в бухгалтерском учете данные затраты? Можно ли их учесть при расчете налога на прибыль и какие подтверждающие документы понадобятся?

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете все затраты, связанные с ликвидацией аварии, относятся к прочим расходам. Так, в пункте 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н) установлено, что прочими являются расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.). Они отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») в корреспонденции со счетами учета имущества и денежных средств (01, 10, 50), расчетов (70, 60, 76) и др. Таким образом, затраты на устранение аварии, произведенное сторонней организацией, отражаются записями:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 60

– учтены расходы по устранению последствий аварии;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60


– выделен НДС, предъявленный исполнителем.

Если же какие-то виды работ по устранению аварии организация выполнила собственными силами, проводки могут быть такие:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 10

– списаны материалы, использованные для устранения аварии;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 70 (69)

– начислено вознаграждение работникам (начислены взносы).

Кроме того, у компании могут возникнуть и затраты в виде потерь от порчи имущества вследствие аварии. Они учитываются тоже как прочие расходы, но отражаются с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Напомним: этот счет предназначен для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая деньги), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц. По результатам инвентаризации фактическая стоимость недостающего имущества списывается в дебет счета 94 с кредита счетов учета ценностей (01, 10, 41, 43 и т. д.). При этом:

– по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям отражается их фактическая себестоимость;

– по недостающим или полностью испорченным основным средствам – их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации);

– по частично испорченным материальным ценностям – сумма определившихся потерь.

Списание потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников отражается записью:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 94

– списаны на прочие расходы потери от порчи ценностей вследствие аварии.

Согласно порядку, установленному в пункте 18 ПБУ 10/99, в бухучете чрезвычайные расходы являются расходами того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты. Но при списании недостач операция отражается на основании инвентаризационных документов, то есть на дату выявления результатов инвентаризации.

Налоговый учет

В налоговом учете потери от аварий и других чрезвычайных ситуаций приравниваются к внереализационным расходам (подп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Убытки и затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий, признаются для целей налогообложения прибыли в случае их документального подтверждения в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. При этом могут быть приняты расходы (убытки), связанные со списанием остаточной стоимости пришедших в негодность объектов основных средств, определенной по данным налогового учета (письмо УФНС России по г. Москве от 25 июня 2009 г. № 16-15/065190).  >|Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 года, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).|<

Признание расходов по работам, выполненным сторонней организацией, в данном случае производится на дату предъявления документов, служащих основанием для произведения расчетов – подписания актов выполненных работ. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Документальное подтверждение

Затраты на оплату работ по ликвидации аварии сторонней организацией должны быть оформлены подтверждающими документами.

Для обоснования необходимости проведения этих работ нужно:

– издать приказ руководителя строительной компании о создании комиссии, ответственной за устранение последствий аварии;

– заключить договор на выполнение работ (оказание услуг) сторонней организацией;

– подтвердить факт выполнения работ актом.

Для списания потерь и недостач необходимо провести инвентаризацию имущества, так как необходимым условием для признания данных расходов в целях налогообложения будет являться наличие акта инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества (см. письмо УФНС России по г. Москве от 25 июня 2009 г. № 16-15/065190). Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации обязательно в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.  >|Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями… утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Результаты инвентаризации оформляются документами, утвержденными постановлениями Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26, от 18 августа 1998 г. № 88.|<

Чтобы признать затраты в составе внереализационных расходов в целях налогообложения прибыли понадобятся также документы из органов исполнительной власти, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. Например, при аварии в результате стихийного бедствия нужно обратиться в Росгидромет, пожара – в противопожарную службу МЧС России и т. д. Факт отсутствия виновных подтверждается справкой из органов внутренних дел (постановлением о прекращении расследования).

Важно запомнить

Затраты на ликвидацию аварии и ее последствий признаются и в бухгалтерском, и в налоговом учете. В бухгалтерском учете они относятся к прочим расходам, в налоговом учете – к внереализационным.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №2, февраль 2012 г.

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет