В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н[1] государственные (муниципальные) учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из нюансов своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий. О том, что следует учесть при составлении учетной политики для учреждений силовых структур, – наш сегодняшний разговор.
Учетная политика является главным распорядительным документом бухгалтерской службы любого государственного (муниципального) учреждения. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н внутренним актом в целях организации и ведения бухгалтерского учета следует утвердить:
– рабочий план счетов;
– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
– порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным в учреждении графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные формы;
– формы документов управленческого учета и внутренней отчетности;
– порядок организации и обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля;
– иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая учреждением учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Корректировка учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, разработки организацией новых способов ведения бюджетного учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете[2]).
Всю необходимую информацию по формированию того или иного раздела, входящего в учетную политику, приведем в таблице.
Раздел учетной политики |
Информация, подлежащая раскрытию в разделе |
Рабочий план счетов |
Составляется в соответствии с инструкциями № 157н и № 162н3. В силу п. 21 Инструкции № 157н в номере счета рабочего плана счетов отражаются: – в 1 – 17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; – в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности); – в 19 – 23 разрядах – синтетический код счета Единого плана счетов; – в 24 – 26-м разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета. Для казенных и бюджетных учреждений в 24 – 26-м разрядах отражаются коды КОСГУ. Государственное (муниципальное) учреждение с учетом положений Инструкции № 157н вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. Кроме того, при отсутствии в вышеуказанных инструкциях корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, главным распорядителем определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов. Указанную корреспонденцию также следует закрепить в учетной политике. |
Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств |
Метод оценки материальных запасов при их списании. В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится в бухгалтерском учете по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Один из способов закрепляется в учетной политике. Метод определения фактической стоимости материальных запасов, приобретенных в рамках централизованного снабжения. Учреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, может не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов затраты, произведенные по их заготовке и доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей (включая страхование доставки), а относить их сразу на финансовый результат. Один из методов указывается в учетной политике. Метод оценки бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности, находящиеся на хранении и выдаваемые в рамках хозяйственной деятельности учреждения, учитываются на забалансовом счете 03 в разрезе ответственных за их хранение (выдачу) лиц и мест хранения. В рамках формирования учетной политики учреждение выбирает один из следующих методов оценки бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции № 157н) – один бланк, один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, – по стоимости приобретения бланков. Метод оценки основных средств стоимостью до 3 000 руб. (включительно) в эксплуатации. В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н находящиеся в эксплуатации объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно (кроме объектов библиотечного фонда и недвижимого имущества) числятся на забалансовом счете 21 в условной оценке один объект – один рубль, а в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта. Способ калькулирования единицы продукции. В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы на выпуск готовой продукции (работ, услуг) делятся на прямые и накладные. При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все расходы, напрямую связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, являются прямыми затратами, непосредственно относящимися на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Накладные расходы распределяются одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей) учреждение организует по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.). Способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирается учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике. |
|
Способ учета товаров, предназначенных для продажи. Согласно п. 125 Инструкции № 157н товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки), на что следует указать в учетной политике. Метод учета доходов (расходов) будущих периодов. В соответствии с указаниями п. 301, 302 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов (расходов) будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (расходов) учреждения |
Порядок проведения инвентаризации |
Порядок проведения инвентаризации регламентирован п. 20 Инструкции № 157н. Поэтому в данном подразделе достаточно будет указать количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, – то, что устанавливается руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Персональный состав инвентаризационных комиссий может утверждаться как в рамках учетной политики, так и отдельными приказами. При этом должна назначаться комиссия для проведения внезапной ревизии кассы, устанавливаться частота контрольной инвентаризации денежных средств и других нефинансовых активов |
Правила документооборота |
Движение первичных документов в бухгалтерском учете должно регламентироваться графиком документооборота, который составляет главный бухгалтер. Например, в указанном документе следует отразить: – вид операции и должностное лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции; – срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации. Следует также утвердить перечень должностных лиц, ответственных за проверку каждого первичного документа, и порядок его передачи в архив. При составлении графика документооборота можно воспользоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105, в части, не противоречащей действующему законодательству |
Технология обработки учетной информации |
В соответствии с п. 19 Инструкции № 157н автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Единого плана счетов бухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при его комплексной автоматизации осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики учреждения, но не реже периодичности, предусмотренной для составления и представления бухгалтерской отчетности. При установлении названных сроков за основу можно взять сроки, определенные в Письме Минфина РФ от 01.02.2006 № 02‑14‑10а/187. В данном подразделе учетной политики необходимо указать программный продукт, с помощью которого осуществляется обработка учетной информации |
Формы документов управленческого учета и внутренней отчетности |
В соответствии с п. 7 Инструкции № 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ, правовыми актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты: – наименование документа; – дату составления документа; – наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды; – содержание хозяйственной операции; – измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; – наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; – личные подписи указанных лиц и их расшифровку |
Порядок организации внутреннего финансового контроля |
Система внутреннего контроля необходима не только в целях эффективного и результативного использования государственного (муниципального) имущества, сохранности финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, но и для обеспечения эффективности деятельности, приносящей учреждению прибыль. В подразделе, касающемся внутреннего контроля, следует отразить: – порядок формирования инвентарного номера объекта недвижимого (движимого) имущества кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости; – установление сроков и размеров выдачи денежных сумм в подотчет работникам учреждения; – право первой (второй) подписи первичных документов; – организацию и проведение госзакупок |
Иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета |
В данном подразделе необходимо отразить один из видов организации бухгалтерской службы. В приложение к учетной политике нужно включить примерное положение о бухгалтерии. В нем следует указать место бухгалтерской службы в системе управления организацией, полномочия главного бухгалтера, структуру бухгалтерии, выполняемые ею функции с распределением участков работы |
* * *
В заключение отметим, что учетная политика государственного (муниципального) учреждения является результатом огромной и кропотливой работы. Приведенные выше рекомендации будут хорошим подспорьем главным бухгалтерам в разработке собственной учетной политики для целей организации бухгалтерского учета.
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Начать дискуссию