Бюджетный учет

Рекомендации по составлению учетной политики для учреждений силовых структур

В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из нюансов своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий. О том, что следует учесть при составлении учетной политики для учреждений силовых структур, – наш сегодняшний разговор.

В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н[1] государственные (муниципальные) учреждения, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из нюансов своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий. О том, что следует учесть при составлении учетной политики для учреждений силовых структур, – наш сегодняшний разговор.

Учетная политика является главным распорядительным документом бухгалтерской службы любого государственного (муниципального) учреждения. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н внутренним актом в целях организации и ведения бухгалтерского учета следует утвердить:

– рабочий план счетов;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

– порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным в учреждении графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные формы;

– формы документов управленческого учета и внутренней отчетности;

– порядок организации и обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля;

– иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая учреждением учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Корректировка учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета, разработки организацией новых способов ведения бюджетного учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бюджетного учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете[2]).

Всю необходимую информацию по формированию того или иного раздела, входящего в учетную политику, приведем в таблице.

Раздел учетной политики

Информация, подлежащая раскрытию в разделе

Рабочий план счетов

Составляется в соответствии с инструкциями № 157н и № 162н3. В силу п. 21 Инструкции № 157н в номере счета рабочего плана счетов отражаются:

– в 1 – 17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

– в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);

– в 19 – 23 разрядах – синтетический код счета Единого плана счетов;

– в 24 – 26-м разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для казенных и бюджетных учреждений в 24 – 26-м разрядах отражаются коды КОСГУ.

Государственное (муниципальное) учреждение с учетом положений Инструкции № 157н вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений.

Кроме того, при отсутствии в вышеуказанных инструкциях корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, главным распорядителем определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов. Указанную корреспонденцию также следует закрепить в учетной политике.

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Метод оценки материальных запасов при их списании. В соответствии с п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится в бухгалтерском учете по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Один из способов закрепляется в учетной политике.

Метод определения фактической стоимости материальных запасов, приобретенных в рамках централизованного снабженияУчреждение, осуществляющее централизованные закупки материальных запасов и (или) торговую (производственную) деятельность, может не включать в фактическую стоимость приобретаемых материальных запасов затраты, произведенные по их заготовке и доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей (включая страхование доставки), а относить их сразу на финансовый результат. Один из методов указывается в учетной политике.

Метод оценки бланков строгой отчетностиБланки строгой отчетности, находящиеся на хранении и выдаваемые в рамках хозяйственной деятельности учреждения, учитываются на забалансовом счете 03 в разрезе ответственных за их хранение (выдачу) лиц и мест хранения. В рамках формирования учетной политики учреждение выбирает один из следующих методов оценки бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции № 157н) – один бланк, один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, – по стоимости приобретения бланков.

Метод оценки основных средств стоимостью до 3 000 руб. (включительно) в эксплуатацииВ соответствии с п. 373 Инструкции № 157н находящиеся в эксплуатации объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно (кроме объектов библиотечного фонда и недвижимого имущества) числятся на забалансовом счете 21 в условной оценке один объект – один рубль, а в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.

Способ калькулирования единицы продукцииВ соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы на выпуск готовой продукции (работ, услуг) делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все расходы, напрямую связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, являются прямыми затратами, непосредственно относящимися на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы распределяются одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей) учреждение организует по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.). Способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбирается учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

 

Способ учета товаров, предназначенных для продажи. Согласно п. 125 Инструкции № 157н товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки), на что следует указать в учетной политике.

Метод учета доходов (расходов) будущих периодов. В соответствии с указаниями п. 301, 302 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов (расходов) будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (расходов) учреждения

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации регламентирован п. 20 Инструкции № 157н. Поэтому в данном подразделе достаточно будет указать количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, – то, что устанавливается руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Персональный состав инвентаризационных комиссий может утверждаться как в рамках учетной политики, так и отдельными приказами. При этом должна назначаться комиссия для проведения внезапной ревизии кассы, устанавливаться частота контрольной инвентаризации денежных средств и других нефинансовых активов

Правила документооборота

Движение первичных документов в бухгалтерском учете должно регламентироваться графиком документооборота, который составляет главный бухгалтер. Например, в указанном документе следует отразить:

– вид операции и должностное лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции;

– срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации.

Следует также утвердить перечень должностных лиц, ответственных за проверку каждого первичного документа, и порядок его передачи в архив.

При составлении графика документооборота можно воспользоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105, в части, не противоречащей действующему законодательству

Технология обработки учетной информации

В соответствии с п. 19 Инструкции № 157н автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Единого плана счетов бухгалтерского учета. В условиях комплексной автоматизации учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса.

Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе при его комплексной автоматизации осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики учреждения, но не реже периодичности, предусмотренной для составления и представления бухгалтерской отчетности. При установлении названных сроков за основу можно взять сроки, определенные в Письме Минфина РФ от 01.02.2006 № 02‑14‑10а/187.

В данном подразделе учетной политики необходимо указать программный продукт, с помощью которого осуществляется обработка учетной информации

Формы документов управленческого учета и внутренней отчетности

В соответствии с п. 7 Инструкции № 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ, правовыми актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование документа;

– дату составления документа;

– наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

– содержание хозяйственной операции;

– измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

– наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

– личные подписи указанных лиц и их расшифровку

Порядок организации внутреннего финансового контроля

Система внутреннего контроля необходима не только в целях эффективного и результативного использования государственного (муниципального) имущества, сохранности финансовых и нефинансовых активов, соблюдения законодательных требований и представления достоверной отчетности, но и для обеспечения эффективности деятельности, приносящей учреждению прибыль.

В подразделе, касающемся внутреннего контроля, следует отразить:

– порядок формирования инвентарного номера объекта недвижимого (движимого) имущества кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости;

– установление сроков и размеров выдачи денежных сумм в подотчет работникам учреждения;

– право первой (второй) подписи первичных документов;

– организацию и проведение госзакупок

Иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

В данном подразделе необходимо отразить один из видов организации бухгалтерской службы. В приложение к учетной политике нужно включить примерное положение о бухгалтерии. В нем следует указать место бухгалтерской службы в системе управления организацией, полномочия главного бухгалтера, структуру бухгалтерии, выполняемые ею функции с распределением участков работы

* * *

В заключение отметим, что учетная политика государственного (муниципального) учреждения является результатом огромной и кропотливой работы. Приведенные выше рекомендации будут хорошим подспорьем главным бухгалтерам в разработке собственной учетной политики для целей организации бухгалтерского учета. 


[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Начать дискуссию