Страховые взносы

Как убивали стартап

Минфин и МЭРТ признали, что повышение взносов в соцфонды (ФСС, ПФР и ФОМС) до 30% было ошибкой: собираемость у фискалов ухудшилась настолько, что общая собранная сумма сборов уменьшилась. Интернет-бизнесу же нанесли мощный удар под дых.
Как убивали стартап
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Минфин и МЭРТ признали, что повышение взносов в соцфонды (ФСС, ПФР и ФОМС) до 30% было ошибкой: собираемость у фискалов ухудшилась настолько, что общая собранная сумма сборов уменьшилась. Интернет-бизнесу же нанесли мощный удар под дых.

Поскольку не все тут в курсе финансовых вопросов функционирования своих компаний, проведем небольшой эскурс в историю налогообложения зарплат:

Большинство компаний до конца 2009-го года, уплачивали с зарплаты сотрудника 20% взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Есть еще НДФЛ, но это постоянная величина, он никак не менялся - поэтому мы не будем про него ничего говорить. У больших компаний взносы были выше, но у всех была одна фишка: после того, как сотрудник зарабатывал 415 тысяч рублей (в 2010-м году), на его зарплату переставали начисляться взносы. По сути, компания в случае с сотрудником на 100К рублей в месяц платила страховые взносы лишь 4 месяца из 12.

В конце 2010-го года законодательство изменилось: с компаний захотели брать уже 34% взносов в фонды на зарплату. А лимит, с которого переставали их взимать, подняли до 463 тысяч рублей.

Компании крякнули, посидели с эксельками и посчитали - налоговая нагрузка на дорогую квалифицированную рабочую силу увеличилась почти в два раза. Простой пример: если на зарплату размером в 100 тысяч рублей в 2010-м году надо было потратить 83 тысячи взносов в фонды за весь год, то в 2011-м - 157 тысяч. Рост почти в два раза.

И вот здесь бизнес сделал ошибку, которая особенно сильно ударила по интернет-компаниям. Он попросил государство ему помочь и не поднимать взносы в фонды так резко. И правительство помогло, да еще как! Следите за руками:

Ставку сборов на два года снизили до 30%, что хорошо. Но, поскольку уже все расчитывали на большие доходы, то для компенсации "выпадающих доходов" была отменена планка после которой взносы прекращались вообще. Теперь после прохождения отметки в 463 тысячи рублей взносы в фонды все равно взимались, но, правда, по пониженной ставке 10% процентов.

То есть, стотысячный сотрудник стал обходиться в 139 тысяч рублей сбора за выплаты до 463К плюс 73 тысячи рублей налогов за остальные 737К, которые он получит до конца года. Итоговый платеж составит 212 тысяч рублей. А было, напомним, 83 и хотели поднять до 157.

Чем-то мне это напоминает историю с подорожанием электричек на 12% процентов, когда по факту проезд на некоторых участках вырос в 2-3 раза.

Разумеется, есть кое-какие варианты эту сумму снизить, да и в целом не у всех в компаниях такие зарплаты, но в конторах, где людей мало и где каждый создает очень дорогой продукт, расходы на зарплаты увеличились именно так - в разы. И чем зарплата выше - тем грустнее картина со сборами. Наверное, самый тяжело пострадавший проект - это ВКонтакте, известный своими выплатами разработчикам.

Еще раз государство "помогло", когда снизило лимит для разработчиков софта: компания где работает не меньше 50 человек могла претендовать на сниженную ставку по сборам в фонды. Только вот подходит это, в лучшем случае, для веб-студий. Да и то не для всякой - много ли у нас компаний с 50-ю людьми в штате?

А если ваша компания занимается разработкой софта, но зарабатывает не его продажами, а показом рекламы на каком-нибудь интернет-сайте, то ни на какие послабления по налогам вам рассчитывать не приходится - вы же не софт продаете. То что у вас натурально инновационный бизнес с высокими расходами на сотрудника - никого не волнует. Эта картина немного упрощенная, но в целом верная - за бухгалтерскими нюансами можете сходить в обсуждения на уже существующие топики по данному вопросу.

Мнение интернет-отрасли по фискальной политике практически единодушное. По словам Сергея Рыжикова, генерального директора 1С-Битрикс, по веб-студиям данные новшества ударили очень болезненно: Мы хорошо знаем ситуацию в более чем 6 тысячах компаний по веб-разработке.

Повышение налогов до 34% оказало крайне негативное влияние на развитие интернет-компаний, остановился процесс "обеления", увеличился серый сектор.

Смущает, что послабление до 30% незначительное и временное (на два года). Падает доверие государству.

Для интернет-компаний зарплата сотрудников является основным расходом. Налоговая нагрузка на эти компании поднялась очень значительно.

Практически нет компаний, которые смогли бы воспользоваться льготами для ИТ компаний в 14%, ограничение на численность в 50 человек непреодолимо для большинства из них.

Вся эта ситуация не помогает развитию интернет-отрасли, а подавляет активность. Массовый самостоятельный рост интернет-компании от 1-2 человек на своих средствах крайне затруднен.

Несправедливым порог в 50 сотрудников для получения льгот считает и Дмитрий Чихачев, управляющий партнер Runa Capital: Разумеется, расходы софтверных компаний, где восемьдесят процентов затрат составляет фонд оплаты труда, увеличились. Очень хорошо будет, если взносы в фонды хотя бы зафиксируют на этой отметке и не будут поднимать дальше.

При этом налоговые льготы, которые раньше давались компаниям с не менее чем 100 сотрудниками, сейчас может получить бизнес с 50-ю наемными работниками. Но почему именно такое ограничение, а не 20 или 10 сотрудников? Выходит так, что маленькие стартапы находятся в менее выгодном положении, чем существующие компании. Лучше бы рассмотреть возможность дальнейшего снижения порога применения льгот.

Представитель одной из крупнейших интернет-компаний России особо отметил губительность 10% сбора с зарплат высокооплачиваемых сотрудников и невозможность интернет-компаний живущих на рекламные доходы попасть под льготы:

Введение 10-процентного налога на доходы свыше 450 т.р. в год совершенно не способствует развитию IT-отрасли. Расходы на оплату труда - одна из самых существенных статей расходов высокотехнологичных и инновационных компаний. И их главный актив - талантливые высоковалифицированные люди, способные создавать продукты мирового уровня. Такие люди мобильны на глобальном уровне, им не составляет особого труда уехать работать на время в другую страну, особенно если предлагается интересная профессиональная задача. Чтобы талантливые профессионалы оставались в России им надо платить достойные зарплаты. Поэтому повышение налогов на фонд оплаты труда является контрпродуктивная мерой.

Надо отметить, что правительство попыталось предоставить льготы по платежам в соцфонды для IT-компаний, но критерии льгот таковы, что интернет-компании (не поставляющие софт, а продающие рекламу на своих сервисах - Roem.ru), к примеру, под них не попадают.

В общем, не надо интернет-бизнесу такой ставки в 30% при которой нет лимитов для обложения заработка в фонды. Дайте 34% при которой лимит будет. И, дорогое государство, если ты хочешь взять побольше денег - бери, мы как-нибудь переживем. Но не надо нам при этом пытаться еще и помогать - у тебя это плохо получается.

Комментарии

5
  • Евгений

    А еще есть УСН-щики и ЕНВД-шники, которые платили до 2011 г. 14% от ФОТ, а в 2011 г. стали платить 34%!!! Рост - в 2,4 раза. А потом, блин, снизили на 4% - вот, спасибо, дайте два.

    Вообще попали все, кто оказывает услуги, т.е. имеют высокую долю трудозатрат в себестоимости.

  • Helenes
    Цитата:

    Поскольку не все тут в курсе финансовых вопросов функционирования своих компаний,

     

    кому же тогда быть в курсе, если не бухгалтерам "Клерка",

    а вот автор похоже совсем не в курсе того, о чем он пишет, к сожалению.

    Надо бы все-таки редактировать статьи, выходящие на таком уважаемом сайте как  "Клерк".

     
  • Евгений

    AnonymousАнонимHelenes, вы не то ищете. Возможно, автор ошибся в деталях, но он прав по сути.

    Кстати:

    1. взносы от налогов ничем не отличаются, особенно для бизнесмена, а не для бухгалтера.

    2. то, что для ИТ компаний установлен пониженный тариф никого (в т.ч. автора) не радует, т.к. воспользоваться им смогут единицы (если вообще такие найдутся).

Экспертные разборы за неделю: новые ставки по НДФЛ, переоценка основных средств, 6-НДФЛ в 1С, уведомление по ЕНП в июле

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

НДС

НДС можно не платить при передаче товаров в рекламных целях

Компании нужно соблюсти ряд пунктов, чтобы получить освобождение от НДС за рекламный товар.

Кадры

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель нанимать работников. Руководство по процессу найма, оформлению договоров и типам трудового соглашения.

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ЕФС-1 придется сдавать по новым срокам

Работодателей обяжут сдавать подраздел 1.1 на следующий день, если сотрудника перевели на удаленку или на неполную занятость.

❗ Директора-единственного учредителя надо будет включать в годовой отчет о стаже по форме ЕФС-1. Мнение эксперта

С 2023 года ежегодные сведения о стаже сдают не на всех сотрудников, а только на тех, у кого есть особенности стажа. И таких особенностей будет больше.

Что налоговый агент должен включить в декларацию по прибыли

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Забудьте об ошибках в ведении учета с новым онлайн-курсом «Клерка» — «Типичные ошибки бухгалтера в бухгалтерском и налоговом учете»!

До сдачи отчетности за второй квартал остаются считанные дни. Уверены, что сделали все без ошибок? Не сомневайтесь в результатах своей работы — пройдите наш новый онлайн-курс, в котором собраны часто встречающиеся ошибки бухгалтеров, и то, как их найти и исправить.

Облачная неквалифицированная электронная подпись (НЭП): что это такое и как ее создать

Переход на электронный документооборот существенно упростил бизнес-процессы многих компаний. Сегодня необязательно распечатывать бумажные договоры, подписывать их вручную, доставлять экземпляры контрагентам и ждать их возврата. Все это можно сделать за несколько секунд в электронном виде – например, используя облачную электронную подпись (ЭП).

Облачная неквалифицированная электронная подпись (НЭП): что это такое и как ее создать

Бизнесу упростят покупку земли

Власти признали, что предоставление земельных участков для предпринимательской деятельности занимает слишком много времени. Теперь эти сроки сократят с двух лет до одного года.

15 курсов для бухгалтера строительной организации

Курсы бухгалтерии для строительных организаций необходимы для точного учета затрат на материалы, труд и оборудование. Они помогают управлять финансовыми потоками, минимизировать налоговые риски и соблюдать нормативные требования. Это улучшает контроль за проектами и повышает прибыльность компании.

15 курсов для бухгалтера строительной организации

ФНС обновила позицию по дроблению бизнеса

Инспекторы могут признать едиными доходы взаимозависимых компаний, которые применяют специальные режимы налогообложения, и потом доначислить налог фирме на ОСНО.

Банки

Правительство запретит открывать счета несовершеннолетним

Чтобы подростки не столкнулись с противоправными действиями мошенников, им запретят самостоятельно открывать банковские счета без согласия родителей.

Чеки

Теги в кассовых чеках. Что это и какие реквизиты обязательны

Кассовые чеки — фискальные документы, которые не только выдаются покупателю, но и передаются в налоговую через ОФД (оператора фискальных данных). Они должны иметь обязательные реквизиты, установленные законом № 54-ФЗ от 22.05.2003.

Теги в кассовых чеках. Что это и какие реквизиты обязательны

70% предпринимателей начали вести свой бизнес на маркетплейсах

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

ФСБУ

Компания купила оборудование для сдачи в аренду: как правильно вести его учет

Организации могут допустить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете при работе с оборудованием, которое было куплено для сдачи в аренду. Узнайте, как действовать правильно и возможные варианты исправления недочетов.

Проверки

Общепит перед открытием будет проходить обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу

Представители общественности просят отменить мораторий и вернуть проверки предприятий общественного питания. Бизнесу придется проходить экспертизу и сталкиваться с контрольными закупками.

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Отношение к роботизации в обществе неоднозначное. Ее сторонники считают, прогресс в XXI веке иначе невозможен, а противники опасаются, что повсеместная замена человека машиной приведет к массовой безработице. Как на самом деле внедрение роботов влияет на рынок труда в целом и на отдельно взятую компанию в частности?

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Крупные организации выступили против оборотных штрафов за утечку данных

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

УСН

ИП начнут по-новому уменьшать налог по УСН на сумму уплаченных страховых взносов

Предприниматели на УСН «доходы минус расходы» начнут учитывать сумму фиксированных страховых взносов в составе расходов независимо от факта их уплаты.

Интересные материалы

ЭДО в кадровом учете

Формирование служебных записок, запросов и заявлений сотрудников в КЭДО

Служебная записка и заявление от сотрудника — это внутренний документ организации, который используют для решения организационных, информационных, хозяйственных и технических вопросов в формате деловой переписки. Разбираем, как система КЭДО EasyDocs упрощает создание этого документа и помогает избежать ошибок.

Формирование служебных записок, запросов и заявлений сотрудников в КЭДО