НДПИ

НДПИ. Кто имеет право на понижающий коэффициент

Предприятия, добывающие полезные ископаемые за счет собственных средств или полностью возместившие государству расходы на разведку, могут применять при уплате НДПИ понижающий коэффициент 0,7. Однако, по мнению чиновников, это можно делать не всегда.

Предприятия, добывающие полезные ископаемые за счет собственных средств или полностью возместившие государству расходы на разведку, могут применять при уплате НДПИ понижающий коэффициент 0,7. Однако, по мнению чиновников, это можно делать не всегда.

Когда можно применять понижающий коэффициент

Плательщики налога на добычу полезных ископаемых имеют право на применение понижающего коэффициента 0,7. Это установлено пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Данное правило применяется, если полезные ископаемые добываются на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ.

Воспользоваться льготой можно при одновременном выполнении следующих условий:

– поиск и разведку разрабатываемых месторождений предприятие вело за счет собственных средств или за счет средств государства, которые были полностью возмещены;

– по состоянию на 1 июля 2001 года организация признавалась плательщиком отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но была освобождена от уплаты этих отчислений в отношении разрабатываемых месторождений в соответствии с федеральным законодательством.

На практике применение нормы о понижающем коэффициенте вызывает немало противоречий, связанных с двояким ее толкованием.

Какая точка зрения у чиновников

Итак, чиновники подтверждают, что воспользоваться правом на понижающий коэффициент 0,7 при уплате НДПИ могут организации, оплатившие разведку месторождения за счет собственных средств (в случае, если их оплачивало государство, возместившие соответствующие расходы полностью).

При условии, что по состоянию на 1 июля 2001 года предприятия были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

При этом второе условие (об освобождении от отчислений) является самостоятельным.

То есть относится оно и к случаю, когда организация полностью возместила все расходы государства на поиск и разведку запасов полезных ископаемых, и к ситуации, когда данные мероприятия были проведены за счет собственных средств предприятия.

Такая позиция выражена в письме Минфина России от 9 декабря 2011 г. № 03-06-06-01/29.

В то же время многие налогоплательщики не согласны с подобной трактовкой нормы.

Они считают, что наличие освобождения от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы относится только к организациям, которые провели разведку за счет государства, а впоследствии полностью возместили все расходы.

Иными словами, организации, которые оплатили разведку месторождения самостоятельно, но не были освобождены от отчислений (например, закончили разведку после 1 июля 2001 года), также имеют право на льготу.

Какова позиция арбитражных судей

Судебные органы полностью поддерживают позицию Минфина России. Одно из свежих решений – постановление ФАС Уральского округа от 28 октября 2011 г. № Ф09-6697/11.

Дело в том, что ранее Президиум ВАС РФ в постановлении от 17 июля 2007 г. № 3803/07 уже дал правовую оценку данной ситуации.

Выводы такие.

Обязанность по уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы была установлена статьей 44 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (на сегодняшний день утратила силу).

Из нее следовало, что предприятия, оплатившие разведку за счет собственных средств или возместившие соответствующие расходы государству, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от данных отчислений был утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597.

Из него следовало (п. 16), что от отчислений освобождаются обе категории добывающих предприятий. То есть и те, которые оплатили разведку самостоятельно, и те, которые возместили расходы государству.

Впоследствии данное постановление, а также статья 44 Закона № 2395-1 утратили силу, поскольку была введена в действие глава 26 Налогового кодекса РФ.

Но для организаций, освобожденных от уплаты отчислений, была сохранена льгота по НДПИ в виде права на применение понижающего коэффициента 0,7.

Именно поэтому условие о наличии освобождения от отчислений, указанное в пункте  2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, должно выполняться обязательно.

Порядок определения количества добытых ископаемых

В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого может определяться двумя методами.

Первый – прямой (посредством применения измерительных средств и устройств).

Второй – косвенный (иначе говоря, расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

Выбранный метод закрепляется в учетной политике предприятия для целей налогообложения.

При этом утвержденный метод подлежит изменению только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии их добычи.

Если предприятие применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

В соответствии с положениями раздела 3 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной Минтопэнерго России 11 марта 1996 года, в состав фактических потерь включены общешахтные потери, потери от геологических нарушений, а также эксплуатационные.

Также отметим, что в силу особенностей технологии разработки угольных месторождений общешахтные потери и потери от геологических нарушений не нормируются.

Однако они списываются с государственного баланса на основании данных следующих форм статистической отчетности:

– № 5-гр «Сведения о потерях угля в недрах»;

– № 11-шрп «Отчет о потерях угля в недрах».

>|Формы отчетности утверждены постановлением Госкомстата России от 13 ноября 2000 г. № 110 и постановлением Росстата от 9 февраля 2007 г. № 17.|<

И переводятся в фактические потери в том налоговом периоде, в котором закрываются подходы к запасам полезных ископаемых, образовавшим данные потери.

Поэтому, как разъяснил Минфин России в письме от 21 декабря 2011 г. № 03-06-06-01/31, для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщики учитывают общешахтные потери и потери от геологических нарушений в составе фактических потерь в том налоговом периоде (а им является календарный месяц), в котором утрачена возможность отработки запасов полезных ископаемых, образовавших указанные потери.

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №3, март 2012 г.

Начать дискуссию