Если контролеры нарушат правила проведения проверок, результаты такого мероприятия можно будет оспорить. Поэтому следует знать права и полномочия учреждения и проверяющих.
Полномочия проверяющих
Минздравсоцразвития России приказом от 7 ноября 2011 г. № 1325н утвердило Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплат пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей*.
Регламент утвержден в соответствии с Трудовым кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373.
Пунктом 5 Регламента должностным лицам Роструда предоставлено право:
– беспрепятственно в любое время суток проводить проверки соблюдения работодателями обязательных требований;
– запрашивать у работодателей и их полномочных представителей и безвозмездно получать от них информацию, документы, объяснения, необходимые для исполнения государственной функции;
– предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
– выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении работодателями обязательных требований.
Этим же пунктом Регламента закреплены обязанности проверяющих. В том числе инспекторам вменено:
– проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя Роструда;
– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя Роструда, копии документа о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких работодателей;
– не препятствовать работодателю и его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– предоставлять работодателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету;
– вести запись о проведенной проверке в соответствующем журнале.
>|План «трудовых» проверок утвержден приказом Роструда от 24 января 2012 г. № 8.|<
При этом проверяющие не вправе:
– проводить плановую или внеплановую выездную проверку в отсутствие при ее проведении работодателя или его представителя (за исключением случая, когда такое мероприятие проводится по основаниям, предусмотренным подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, – причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
– отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем установленные нормы;
– распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
– превышать установленные сроки проверки;
– выдавать предписания или предложения о проведении за счет работодателя мероприятий по контролю.
Учреждение вправе попросить у проверяющих удостоверения установленного образца и непосредственно присутствовать при проведении проверки. Ему разрешено давать объяснения, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки свое согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц Роструда.
Разумеется, проверяемые вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Роструда, повлекшие за собой нарушение прав работодателя во время проверки, в административном и (или) судебном порядке.
Для граждан и работодателей, желающих письменно обратиться в Роструд или его территориальный орган, полезным является пункт 19 Регламента. Этим пунктом установлено, что письменная форма обращения юридических лиц должна содержать следующую информацию: полное наименование юрлица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, содержание вопросов, должность, фамилию, имя, отчество полномочного представителя юрлица, заверенную печатью юрлица (в случае, если письменное обращение представлено не на бланке работодателя), с указанием даты обращения. Письменная форма обращения физлиц должна содержать: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, содержание вопросов, личную подпись с указанием даты обращения.
>|Обращение должно быть написано разборчиво от руки или распечатано.|<
В обращении, направляемом в Роструд или его территориальный орган электронно, указываются фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, почтовый или юридический адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме (п. 20 Регламента).
Регламентом установлен целый ряд случаев, когда Роструд жалобы заявителей может не рассматривать. К таковым относятся:
– наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу уполномоченного должностного лица Роструда, а также членов его семьи;
– не поддающийся прочтению текст письменной жалобы.
Кроме того, руководитель территориального органа Роструда или его заместитель вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу (п. 88 Регламента).
Если жалоба на невыплату пособия все-таки будет рассмотрена, то Роструд выдаст организации предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства. Руководитель будет привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде административного штрафа.
>|Размер штрафа за невыплату пособия работнику колеблется от 1000 до 5000 руб.|<
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2012 г.
Начать дискуссию