Налоги, взносы, пошлины

Денежные документы

Рано или поздно у любого бухгалтера появляются такие документы, которые фактически уже оплачены, но использоваться будут через некоторое время. Например, оплаченные авиа- и железнодорожные билеты, телефонные карточки, почтовые марки, путевки для сотрудников, талоны на бензин или питание, проездные билеты и т. д. Такие документы учитываются на счете 50 субсчет 3 "Денежные документы" в сумме затрат на их приобретение (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

Имея в кассе денежные документы, бухгалтер не должен забывать: по таким документам также нужно оформлять "первичку". Необходимо обращать внимание на то, что учет денежных документов на счетах будет в каждом отдельном случае свой.

С.В. Князева, эксперт "УНП"


Что это такое?..

Рано или поздно у любого бухгалтера появляются такие документы, которые фактически уже оплачены, но использоваться будут через некоторое время. Например, оплаченные авиа- и железнодорожные билеты, телефонные карточки, почтовые марки, путевки для сотрудников, талоны на бензин или питание, проездные билеты и т. д.
Такие документы учитываются на счете 50 субсчет 3 "Денежные документы" в сумме затрат на их приобретение (инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

Главное - не забыть

На сегодняшний день Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденный постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88, не предусматривает форм для учета денежных документов. Поэтому организация сама может создать и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимые формы (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). К примеру, такими документами могут являться отчет кассира о движении денежных документов и книга учета денежных документов. Главное - не забыть, что в самостоятельно созданных документах должны присутствовать все необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ).
Рассмотрим на примерах наиболее распространенные случаи учета денежных документов в кассе предприятия.
Пример 1.
Организация в марте 2003 года приобрела для сотрудника авиабилеты стоимостью 3000 руб. Билеты выданы сотруднику в апреле 2003 года. Авансовый отчет по командировочным расходам сдан в бухгалтерию также в апреле.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.
В марте 2003 года:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 3000 руб. - оплачены авиабилеты;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 3000 руб. - получены авиабилеты.
В апреле 2003 года:
Дебет 71 Кредит 50-3
- 3000 руб. - выданы авиабилеты сотруднику для поездки в командировку;
Дебет 20, 26, 44 Кредит 71
- 3000 руб. - списана стоимость билетов, сданных в бухгалтерию после возврата сотрудника из командировки.

Пример 2.
Организация в марте приобрела у оператора сотовой связи телефонную карту стоимостью 360 руб., в том числе НДС - 60 руб. В марте телефонная карта выдана сотруднику и активирована.
В бухгалтерском учете эта операция отразится следующим образом:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 360 руб. - оплачена стоимость карты;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 300 руб. - учтена телефонная карта в составе денежных документов;
Дебет 19 Кредит 60-1
- 60 руб. - учтена сумма НДС;
Дебет 71 Кредит 50-3
- 300 руб. - выдана телефонная карта сотруднику.
После того как телефонная карта выдана сотруднику и активирована, денежные средства зачисляются непосредственно на лицевой счет абонента у оператора связи. Теперь денежный документ становится предоплатой за будущие разговоры. При этом делается проводка:
Дебет 60-2 Кредит 71
- 300 руб. - зачислена предоплата на лицевой счет абонента.
Далее по мере получения первичных документов, счетов-фактур стоимость внесенной предоплаты будет списываться на счета затрат и НДС будет приниматься к вычету:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 60-2
- списана за месяц часть стоимости телефонных разговоров;
Дебет 68 Кредит 19
- зачтена сумма НДС.

Пример 3.
Организация купила проездной билет на месяц стоимостью 250 руб. Проездной билет выдан сотруднику, работа которого носит разъездной характер. В середине месяца сотрудник переведен на другую должность, не связанную с разъездами.
В бухгалтерском учете бухгалтер должен сделать следующие записи:
Дебет 60-1 Кредит 51
- 250 руб. - оплачен проездной билет;
Дебет 50-3 Кредит 60-1
- 250 руб. - оприходован в кассу денежный документ;
Дебет 71 Кредит 50-3
- 250 руб. - выдан проездной билет сотруднику;
Дебет 50-3 Кредит 71
- 250 руб. - возвращен проездной билет в кассу в связи с переводом сотрудника на другую должность.
Обращаем ваше внимание на то, что возврат билета отражается по стоимости его приобретения, так как под отчет выдаются не денежные средства, а денежный документ. И именно за него подотчетное лицо отчитывается.
В дальнейшем, при выдаче проездного билета другому сотруднику, проводки будут аналогичны первоначальному варианту. Затем стоимость проездного билета списывается на затраты:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 71
- 250 руб. - списана стоимость проездного билета.
Эта запись делается в конце месяца.

Начать дискуссию

Первичные документы

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Первичные документы — это отправная точка бухгалтерского и налогового учета и прозрачности бизнеса. Правильное оформление и хранение документов позволит избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить надежную финансовую основу бизнеса.

Виды первичных документов в бухгалтерском учете: как оформлять и работать с ними 

Налоговая реформа по НДФЛ принята! Что изменится в работе бухгалтера в 2025 году

С 2025 года будет новая шкала для ставок НДФЛ – от 13 до 22%, в том числе для релокантов, изменятся стандартные вычеты на детей и сотрудников, сдавших нормы ГТО.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бизнес в новых регионах начал получать статус социальных предприятий

Девять представителей МСП из Запорожской области впервые признали социальными предприятиями.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🎉 Снизили цену на подписку Клерк.Плюс до 99 рублей!

В течение недели подписка на сервис Клерк.Плюс будет стоить всего 99 рублей.

Маркетинг

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами

Мессенджеры — один из самых эффективных и удобных каналов коммуникации с аудиторией. Их функции позволяют решать большинство бизнес-задач — от формирования имиджа до увеличения продаж. Рассказываем, какие возможности для бизнеса способны предложить мессенджеры сегодня и где лучше начать рассылки.

WhatsApp или Viber: какой мессенджер выбрать для общения с клиентами
Автоматизация учета

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%

Производительность склада — один из самых важных показателей для Danone. В какой-то момент команда заметила, что иногда сборка заказов отнимает большое количество времени, и для решения этой проблемы решили провести скрининг, используя VK Process Mining. 

Danone: как VK Process Mining помог увеличить производительность складов на 19%
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Автобусы обяжут проходить весовой контроль

По требованию должностных лиц, которые проводят рейды, водители городских автобусов будут обязаны пройти весовой контроль.

6-НДФЛ

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: как правильно заполнить в 1С по шагам
ЭДО в кадровом учете

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО

Процесс приема на работу новых сотрудников разнится от компании к компании. В этой статье мы хотим поделиться, как КЭДО EasyDocs помогает средним и крупным компаниям работать с кандидатами и экономить время рекрутерам и кадровикам при приеме на работу новых сотрудников.

Анкета кандидата и оформление новых сотрудников в КЭДО
Маркетплейсы

Модульбанк запустил единый кабинет для управления магазинами на маркетплейсах

Модульбанк создал единое виртуальное пространство для ведения бизнеса на маркетплейсах — сервис «Мой магазин». Теперь предприниматель может управлять магазинами на Wildberries и Ozon из одного окна.

ФНС успокоила: инвестиционные налоговые вычеты вырастут вместе с НДФЛ

Инвесторы смогут получить вычет по ставкам от 13% до 22%. Максимальная сумма возврата составит 88 тысяч рублей.

Бесплатно с Компенсация за неиспользованный отпуск

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск есть у каждого работника. Если часть отпуска на момент увольнения не использована, ее выплачивают как компенсацию. Разберем, как ее рассчитать.

Компенсация при увольнении. Мини-курс

Началась рассылка налоговых уведомлений на имущественные налоги физлиц

В первую очередь налоговые уведомления за 2023 год получат пользователи личных кабинетов.

Маркетплейсы

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

Надежный поставщик — одна из главных составляющих успеха на маркетплейсе, причем в постоянном поиске действительно хороших партнеров находятся как начинающие селлеры, так и опытные продавцы. Рассказываем, где искать поставщиков и на что обратить внимание при выборе.

Где и как искать поставщиков для маркетплейсов 2024

10 навыков эффективного финансового директора

Финансовый директор — ключевой участник управленческой команды. Планирование финансового будущего компании, обеспечение ее стабильной работы и устойчивого развития — все эти задачи входят в зону ответственности финдира. Рассказываем, без каких навыков не обойтись финансовому лидеру бизнеса.

10 навыков эффективного финансового директора

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

Бизнес-ассистент — это специалист, который помогает руководителю решать ежедневные рабочие вопросы: планирует и согласовывает графики, организует переговоры и рабочие встречи. В отличие от секретаря и личного помощника, бизнес-ассистент более глубоко погружен в суть и цели компании. Он управляет проектами и продуктами, анализирует их продвижение и решает бизнес-задачи. Обучиться этой профессии можно на специальных курсах.

15 онлайн-курсов для бизнес-ассистента руководителя

До 2037 года продлят нулевую ставку по взносам на выплаты членам экипажей

Нулевая ставка для российского флота уже действует больше 10 лет. Это позволило повысить число зарегистрированных судов в 2,5 раза.

Банк «Русский стандарт» создал собственное коллекторское агентство

Банки и микрофинансовые компании начали создавать организации, которые будут заниматься взысканием долгов. Это позволит сохранить маржинальность бизнеса в условиях жесткого регулирования ЦБ.

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

Интересные материалы

Маркировку импортного алкоголя перенесут в Россию

С 1 марта 2026 года импортеры будут оплачивать маркировку иностранного алкоголя в РФ. Это снизит зависимость предпринимателей от маркировочных центров других государств.