Электронная отчетность

На сайте ФНС можно будет сдавать отчеты и регистрировать компании

В ФНС России в этом году обещают запустить личный кабинет для налогоплательщика — юридического лица. О том, как это может облегчить работу бухгалтерам, а также о других полезных сервисах налоговой службы, которые доступны уже сейчас, мы поговорили с начальником Управления по работе с налогоплательщиками Татьяной Матвеевой.

В ФНС России в этом году обещают запустить личный кабинет для налогоплательщика — юридического лица. О том, как это может облегчить работу бухгалтерам, а также о других полезных сервисах налоговой службы, которые доступны уже сейчас, мы поговорили с начальником Управления по работе с налогоплательщиками Татьяной Матвеевой.

— Татьяна Владимировна, в прошлом году ФНС России активно работала над электронными сервисами для налогоплательщиков. Расскажите, пожалуйста, какие из них пользуются большей популярностью?

— На сегодняшний день на сайте службы представлено 22 онлайн-сервиса. Согласно нашей статистике компании чаще всего пользуются сервисом «Проверь себя и контрагента». Каждую неделю формируется более 4 миллионов запросов. А гражданам интереснее всего узнать о своей задолженности по налогам. По этому сервису мы получаем более 600 тысяч запросов в неделю.

— А на какие ресурсы сайта налоговой службы вы бы посоветовали бухгалтерам обратить особое внимание?

— Мы знаем, что бухгалтерам порой очень важно получать от ФНС России информационную поддержку. В том числе для решения этой задачи мы разместили на сайте все разъяснения ФНС России, которые обязательны к применению по всей стране. Само собой, база постоянно обновляется. Пользоваться ею несложно. Есть две строки поиска. В одной из них нужно выбрать налог, по которому требуются разъяснения, а в другой при необходимости указать уточняющую информацию, которая сузит поиск.

— Уже более полугода каждый человек может вести свои налоговые дела через «Личный кабинет». Когда и у юридических лиц появится такая возможность?

— Сперва отмечу, что физические лица уже достаточно давно получили возможность просматривать налоговую задолженность через сервис «Узнай свою задолженность». В прошлом году возможности этого сервиса существенно расширились. Налогоплательщики теперь сразу оплачивают часть или полную сумму задолженности посредством онлайн-банкинга. Оплата проходит без взимания комиссий. В октябре 2011 года обновленная версия «Личного кабинета» налогоплательщика для физического лица заработала в пяти регионах: в Республиках Башкортостан и Татарстан, Калужской, Нижегородской и Тверской областях. В скором времени планируем открыть сервис для граждан всей территории Российской Федерации. Что касается юридических лиц, то сейчас ведется активная работа по созданию «Личного кабинета» налогоплательщика и для компаний. В этом году проект планируется запустить в опытную эксплуатацию.

— Какие операции можно будет проводить с помощью сервиса для юрлиц?

— «Личный кабинет» позволит проводить электронную регистрацию и перерегистрацию, представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность, получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом и применяемых к организации мерах взыскания недоимки. Кроме того, можно будет урегулировать разногласия с налоговыми инспекторами и направлять в инспекцию по месту регистрации различные запросы и заявления.

— Пока налоговая служба продолжает работать над электронными сервисами, бухгалтерам все же приходится лично посещать ИФНС, общаться с инспекторами. Можно и в очереди простоять долгое время, и общий язык не найти с сотрудником налоговой службы...

— Очереди, конечно, пока кое-где есть. В среднем каждый день по всей стране в инспекции обращаются 323 тысячи человек. Лично, не через Интернет. Наша текущая работа направлена на создание комфортных условий для налогоплательщиков в инспекциях. Помимо этого на помощь приходят современные технологии и Интернет. Например, в Омске и Тюмени можно зарегистрироваться в электронной очереди в ИФНС на сайте территориального управления. Услуга доступна для посетителей, которые пришли за выписками из ЕГРЮЛ, ЕГРИП или за документами госрегистрации. В этом году мы планируем подобный сервис запустить централизованно для всех инспекций страны.

Если же налогоплательщик не удовлетворен работой сотрудников налоговой службы, свой отзыв он может оставить на сайте ФНС России. Для этого нужно пройти в раздел «Анкетирование». Начальники региональных управлений получают оперативную информацию о работе подчиненных. Мы же, в центральном аппарате, следим за результатами опроса постоянно и обращаем особое внимание на критику.

Коротко о важном

— Какой сервис на сайте ФНС больше всего оценит бухгалтер?

— Базу официальных разъяснений налоговой службы.

— Можно ли будет сдавать отчетность через сайт nalog.ru?

— Да.

— Когда запустят кабинет налогоплательщика для юридических лиц?

— В этом году.

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 6, 2012

Начать дискуссию