30 июня 2012 года заканчивается переходный период, установленный для выбора типа учреждений и документального закрепления нового статуса хозяйствующих субъектов. Однако в течение финансового года изменить тип учреждения непросто. Есть нюансы. Рассмотрим их.
В чем заключается сложность
Правила ведения бухгалтерского учета в учреждениях изменены с 1 января 2011 года. С этого времени учреждения делятся на казенные, бюджетные и автономные. Однако предусмотрен и переходный период – до 30 июня 2012 года. До этой даты учреждения должны определиться, к какому типу им относиться. Проще всего начать учет по новым правилам с нового года. А как быть, если учреждение до 1 января 2012 года не определилось с выбором? Получается, переход придется осуществить в течение финансового года. Отметим, что чиновники не торопились с разъяснениями о том, как действовать, если учреждение не перешло на новые правила учета с начала года. В свою очередь Инструкция по бухгалтерскому учету не регулирует процесс переноса данных в течение финансового года. Поэтому возникла необходимость разработки и утверждения отдельного нормативного акта, который касался бы исключительно указанного вопроса. Поэтому чиновники Минфина России разработали подобные рекомендации (письмо от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236).
Итак, к письму № 02-06-07/5236 предусмотрено два приложения:
– Методические рекомендации по порядку отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при преобразовании учреждения;
– Свод бухгалтерских записей.
Но обо всем по порядку.
Предполагается, что учреждение нового типа будет получать субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, то есть выберет тип нового бюджетного или автономного. Методические рекомендации отдельно регулируют порядок отражения в учете трех основных групп мероприятий, связанных с изменением типа учреждения:
– корректировка данных о санкционировании расходов бюджета;
– перенос данных о составе и стоимости активов и обязательств учреждения;
– составление и представление промежуточной и годовой отчетности.
Мероприятия по закрытию расчетов по прежней схеме финансирования учреждений (на основании сметы доходов и расходов) и открытию расчетов по выделенным субсидиям проводятся на уровне главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, финансового органа и на уровне получателя субсидии – учреждения, изменившего тип.
На уровне главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета.Вносятся изменения в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета и лимиты бюджетных обязательств путем уменьшения бюджетных ассигнований и ЛБО, доведенных учреждению (в сумме бюджетных назначений, не исполненных учреждением на дату внесения изменений), и увеличения таких ассигнований и лимитов, предусмотренных главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств как получателю бюджетных средств.
>|Актуально для статей расхода бюджетов, отражаемых по кодам подстатей 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.|<
На уровне распорядителя бюджетных средств. В бухгалтерском учете отдельно отражаются операции по уменьшению бюджетных назначений по суммам бюджетных ассигнований и суммам лимитов денежных средств. Все проводки оформляются методом «красного сторно» по соответствующим счетам учета раздела 5 Плана счетов бюджетного учета.
Отдельно урегулирован вопрос уменьшения доведенных в установленном порядке учреждению бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств. Операции в учете отражаются так:
В учете финансового органа соответствующего бюджета. Схема оформляемых бухгалтерских проводок будет более сложной. В данном случае операции также отражаются как изменения бюджетных назначений. При этом все изменения дифференцируются по направлениям использования бюджетных средств.
>|Для отражения в учете операций, связанных с выделением и движением бюджетных средств, предназначенных для финансирования мероприятий в рамках выполнения госзадания, будут использоваться счета раздела 5 Плана счетов, содержащие код 241 КОСГУ.|<
На уровне учреждения. Корректировка данных о движении средств в рамках санкционирования расходов бюджета оформляется сторнированием данных о санкционировании расходов бюджета по всем счетам раздела 5 Плана счетов бюджетного учета. Во вновь открытых регистрах бухучета данные о санкционировании расходов по коду вида деятельности 1 не отражаются. Следовательно, в результате сторнирования остатки по всем счетам раздела 5 Плана счетов бюджетного учета должны обнулиться.
Далее в учете корректируются данные о результатах внебюджетной деятельности и об операциях, совершаемых за счет средств медстрахования:
– сначала сторнируются суммы сметных назначений по доходам и расходам (по кодам видов деятельности 2 и 7);
– по дебету счетов учета прав на принятие обязательств и кредиту счетов учета принятых обязательств на текущий финансовый год (по кодам 2 и 7) сторнируются суммы принятых и не исполненных на дату изменения типа учреждения обязательств, источником исполнения которых предусматривались внебюджетные средства, в объеме обязательств по заключенным договорам и контрактам, по оплате труда, предусмотренных на текущий финансовый год, а также в сумме не исполненных на дату изменения типа учреждения обязательств по выплате денежных средств работникам учреждения – подотчетным лицам согласно утвержденным заявлениям работников о выдаче средств под отчет;
– сторнируется прочая кредиторская задолженность;
– затем как увеличение плановых назначений (на основании данных плана ФХД) отражаются данные о сметных (плановых) назначениях, правах на принятие обязательств (по кодам видов деятельности 4, 5, 2 и 7);
– по тем же кодам видов деятельности (финансового обеспечения) отражаются данные о суммах плановых назначений по доходам, принятым и не исполненным на дату изменения типа учреждения обязательствах.
В том случае, если имеются данные о назначениях (санкционировании расходов) на очередной финансовый год, в новых регистрах учета оформляются соответствующие записи по счетам:
– 504 20 000 «Сметные (плановые) назначения по выплатам на очередной финансовый год»;
– 506 20 000 «Право на принятие обязательств в очередном финансовом году»;
– 507 20 100 «Утвержденный объем доходов на очередной финансовый год».
Также на уровне учреждения (получателя средств бюджета, в том числе и в виде субсидий) уточняются остатки денежных средств. По общему правилу на дату изменения типа учреждения остатки наличных денежных средств по бюджетной деятельности должны быть равны нулю.
>|То есть все остатки наличных денег по состоянию на дату изменения типа требуется сдать на счет учреждения в органе Федерального казначейства (финансовом органе).|<
Если в кассе учреждения есть суммы, которые получены в рамках деятельности, приносящей доход, а также полученные во временное распоряжение, перечислять их на счет учреждения не надо (если это не обусловлено необходимостью соблюдения требований по организации наличного обращения). Данные об остатках в кассе вносятся в новую Кассовую книгу (ф. 0504514), сформированную за день, предшествующий дате изменения типа учреждения, и отражаются в графе 6 по строке «Остаток на конец дня».
При переносе остатков по счетам бухгалтерского учета в связи с изменением типа учреждения достаточно только распределить остатки, образовавшиеся в рамках основной деятельности (финансируемой за счет бюджетных средств). По счетам, используемым при ведении деятельности за счет средств, выделенных на реализацию целевых программ, а также субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, код 1 заменяется на код 5 (субсидии на иные цели), по иным остаткам это код 4. Коды по остальным видам деятельности 2, 6 и 7 менять не нужно.
Перенос данных о наличии и состоянии активов и обязательств учреждения в основном представляет собой списание остатков по аналитическим счетам, открытым к счету 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», а также определение кодов видов деятельности по отдельным группам активов и обязательств после изменения типа учреждения.
Для обеспечения правильности отражения данных необходимо (по состоянию на конец месяца, предшествующего месяцу, в котором будет отражено изменение типа учреждения) провести обязательную сверку расчетов:
– с финансовым органом – в части показателей, сформированных на соответствующих счетах аналитического учета счетов 1 304 05 000 и 1 210 02 000, с показателями финансового органа соответствующего бюджета и (или) с органом;
– с иными участниками бюджетного процесса – в части показателей по консолидируемым расчетам (расчетам по передаче и приемке активов, обязательств до даты изменения типа учреждения), сформированных на соответствующих счетах бюджетного учета счетов 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 401 10 000 и 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».
По результатам сверки составляют:
– Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) – в части расчетов с финансовым органом;
– Справку по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) – в части консолидируемых расчетов.
Перевод показателей наличия активов и обязательств на дату изменения типа учреждения, сформированных по результатам деятельности с начала текущего финансового года и числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета (в разрезе аналитических данных), оформляется бухгалтерскими справками по форме 0504833.
Учреждение, изменившее тип в течение финансового года (2012 года), будет вынуждено проводить закрытие остатков дважды: на дату изменения типа учреждения и по состоянию на конец отчетного года. Закрытие счетов по состоянию на дату изменения типа, так же как и закрытие счетов в конце года, оформляется через счет учета доходов прошлых периодов (401 30 000). Особенностью будет необходимость списания вероятного остатка на счете 304 06 000.
>|Данные, сформированные в процессе закрытия счетов, используются при составлении бухгалтерской отчетности.|<
В настоящее время правила составления и представления отчетности регулируются двумя нормативными актами:
– Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от от 28 декабря 2010 г. № 191н применяется при формировании и представлении отчетности казенными учреждениями, распорядителями средств и финансовыми органами. Таким образом, учреждение, изменившее тип, должно представлять отчетность за период с начала года до даты изменения типа в соответствии с требованиями этой Инструкции;
– Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 23 марта 2011 г. № 33н, должна использоваться автономными и бюджетными учреждениями (которые перешли на субсидирование). Отчетность за 2012 год (с момента изменения типа до конца года) должна составляться и сдаваться в соответствии с требованиями Инструкции № 33н.
Согласно пункту 20 Методических рекомендаций, учреждение составляет и представляет данные по состоянию на дату изменения типа учреждения в объеме форм квартальной бюджетной отчетности, за исключением изменения типа на 1 января года, следующего за отчетным. Требование о формировании месячной отчетности в Методических рекомендациях отсутствует. Следовательно, можно сделать вывод о том, что месячная отчетность сдается только за полные месяцы (до даты изменения типа учреждения).
Кроме того, учреждениями, изменившими тип, также представляется годовая бухгалтерская отчетность (включая и тот период, в течение которого бухгалтерский учет велся уже по новым правилам).
При формировании данных для пояснительной записки следует иметь в виду, что состав сведений и показателей, отражаемых в этом разделе отчетности, особо определен Методическими рекомендациями.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2012 г.
Начать дискуссию