ЕСХН

Налогообложение сельхозтранспорта. Учтите особенности

Чиновники напомнили, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет надо вести с года, следующего за тем, в котором было выпущено транспортное средство.

Чиновники напомнили, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет надо вести с года, следующего за тем, в котором было выпущено транспортное средство.

О других нюансах расчета транспортного налога – в статье.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог является региональным. Поэтому региональные власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога, порядок и сроки уплаты (ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также они имеют право предусматривать налоговые льготы и основания для их применения. Сельхозпроизводители должны уплачивать налог независимо от системы налогообложения. При этом от налогообложения освобождены некоторые виды сельхозтехники.

Льготная техника

Перечень приведен в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Это:

– тракторы;

– самоходные комбайны всех марок;

– специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, а также машины ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Льгота действует только в том случае, если техника зарегистрирована на сельхозпроизводителя и используется в деятельности по производству сельхозпродукции.

Кто является сельхозпроизводителем в отношении транспортного налога, в Налоговом кодексе РФ не сказано. Однако чиновники настаивают, что, применяя льготу по транспортному налогу, необходимо ориентироваться на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В частности, такие разъяснения даны в письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05. Так, сельскохозяйственные производители в отношении транспортного налога – это организации или индивидуальные предприниматели, которые производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а затем реализуют. Доля дохода от ее реализации должна составлять не менее 70 процентов за календарный год, а сама продукция может быть только из Перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446.

Для того чтобы подтвердить свой статус, в инспекцию нужно представить расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме продукции в целом по организации. Порядок определен подпунктом 17.3 пункта 17 Методических указаний, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Если статус будет не подтвержден, то организации начислят налог в общеустановленном порядке.

Подтверждаем назначение спецтехники

Транспортный налог не уплачивается в отношении специальной техники. Но практика показывает, что проблем с применением льготы в отношении данного транспорта больше всего.

Транспортное средство есть в классификаторе

В Налоговом кодексе РФ имеется указание на то, что является спецтехникой. Это молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания. Является ли этот перечень закрытым? Если обратиться к ОК 013-94  (Общероссийский классификатор основных фондов), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, где имеется группировка 15 3410040 «Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040», то там перечислено большое количество транспортных средств, которые не вошли в перечень необлагаемой техники.

Следует учитывать, что воспользовавшись ОК 013-94 в целях расчета базы по налогу, хозяйство должно быть готово к спорам с налоговиками. Причем суды неоднократно выносили решения по этому вопросу не в пользу организаций. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 судьи указали на то, что перечень необлагаемой техники является закрытым и трактовать (дополнять) его нельзя.

Однако в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009 судьи указали, что норма подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ является бланкетной.

>|Бланкетная норма – правовая норма, которая предоставляет государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать нормы поведения, запреты и т. д.|<

Судьи отметили: при определении объектов, освобождаемых от транспортного налога, можно руководствоваться другими нормативными актами, в том числе ОК 013-94. Таким образом, если у сельхозорганизации есть сомнение в отношении своей специализированной техники, ей достаточно убедиться в том, что она поименована в соответствующем разделе ОК 013-94.

Отметка в паспорте техсредства

При приобретении транспортного средства выдается технический паспорт (ПТС), в котором производитель указывает его назначение или категорию.

По мнению налоговиков, ПТС является первичным документом в отношении конкретного транспортного средства. И именно в соответствии с данными, указанными там, ГИБДД заполняет и выдает свидетельство о его регистрации. Известны случаи, когда ревизоры отказывали организациям в льготе по причине отсутствия в техпаспорте записи производителя о том, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства.

Однако суды зачастую считают, что отсутствие в ПТС такой записи не является основанием для лишения права сельхозпроизводителя использовать налоговую льготу (постановления ФАС Уральского округа от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2, от 10 июня 2008 г. № Ф09-4144/08-С2 и Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007(32783-А46-40). Таким образом, если в техническом паспорте нет указания на использование данного транспортного средства в сельском хозяйстве, можно попытаться отстоять право не платить транспортный налог через суд. Шансы на это есть.

Рассчитываем налог по нельготируемому транспорту

Рассмотрим несколько спорных вопросов, с которыми сталкиваются многие хозяйства при исчислении налоговой базы.

Транспортное средство физически отсутствует

Давний спор о том, следует ли облагать налогом транспортные средства, которых физически нет, но которые с учета в ГИБДД еще не сняты, окончательно разрешен. О чем свидетельствует постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12223/10. Высшие арбитры поддержали налоговиков, указав, что обязанность по уплате налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. То есть на транспорт, которого нет по каким-либо причинам у хозяйства (угон, утилизация и т. д.), нужно начислять транспортный налог до момента снятия его с учета в ГИБДД. При этом в акте о его списании (форма ОС-4а) должна стоять отметка о снятии с учета.

Без такой отметки списать транспортное средство с баланса организации будет невозможно и обязанность по уплате налога за организацией сохранится.

О дифференцированных ставках налога

Как было отмечено ранее, законодательные органы субъектов России определяют ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), сроки и порядок его уплаты. При этом пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года их выпуска, или их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Порядок определения количества лет на конкретном примере разъяснили чиновники в письме Минфина России от 30 января 2012 г. № 03-05-05-04/02. Так как транспортный налог исчисляется по окончании налогового периода (ст. 362 Налогового кодекса РФ), то при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды начиная с 1 января года, следующего за годом его выпуска, включая налоговый период, за который уплачивается налог.

То есть при исчислении авансовых платежей и суммы транспортного налога за 2012 год в отношении транспортного средства 2003 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит девять лет — это период с 2004 года по 2012 год.

Уплата налога при сдаче транспорта в аренду

Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ), которое является местом его регистрации  (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Транспортное средство регистрируется по местонахождению организации, которая является его собственником, или ее обособленного подразделения. При условии, что обособленное подразделение заявлено в учредительных документах организации. Это правило установлено приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Арендатор, имеющий право владеть имуществом до определенного срока, не может зарегистрировать транспортное средство на себя, так как он не является его собственником. Поэтому он имеет право зарегистрировать его на временной основе.

При этом налог нужно уплачивать по месту постоянной, а не временной регистрации транспортного средства.

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано на арендодателя (постоянная регистрация), то он и признается плательщиком транспортного налога, который перечисляет по своему местонахождению. Об этом говорится в письме Минфина России от 4 марта 2011 г. № 03-05-05-04/04.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №4, апрель 2012 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию