Интервью

Реформа должна обрести качественное направление

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Интервью с Татьяной Саакян, заместителем  директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Согласно Федеральному закону № 83-ФЗ в 2012 г. заканчивается переходный период, установлен­ный для завершения всех подготовительных ме­роприятий по реформированию бюджетной сферы. Совместно с экспертом попытаемся оценить работу, которая была проведена в рамках совершенствования право­вого положения государственных (муниципальных) учреждений. Можно ли утверждать, что реформа состоялась, и не планиру­ются ли очередные глобальные перемены в бюджетной сфере.

- В процессе реализации Феде­рального закона № 83-ФЗ на местах «всплыло» немало правовых недо­работок. Какие меры приняты по их устранению?

- Проблем, действительно, было много, что неудивительно при таком масштабе участников реализации но­вых норм. Кроме того, очень многое зависит от деятельности конкретных людей, организующих их внедрение. Да, закон установил единые для всех правила, но как они будут работать в повседневной деятельности, зависит от создания простых и ясных механиз­мов через утверждение четких ре­гламентов, соблюдение которых создаст реальные условия для предоставле­ния населению качественных услуг. Фронт работы сейчас переместился именно на этот уровень.

Поэтому так важно, что некоторые федеральные органы государствен­ной власти и субъекты РФ в прошлом году взяли на себя миссию написать подзаконные акты и воплотить их в жизнь. Полученный при этом опыт дорогого стоит. Мы смогли выявить пробелы и противоречия в законода­тельстве и устранить их еще в 2011 г. В первую очередь, речь идет о Законе № 239-ФЗ.

Так, были изменены нормы, касаю­щиеся налога на добавленную стои­мость. Статью 146 Налогового кодекса дополнили операциями, доходы от которых не признаются объектом на­логообложения НДС. К ним, в частно­сти, были отнесены работы и услуги, выполняемые как казенными, так и бюджетными и автономными учреж­дениями в рамках государственного (муниципального) задания, источни­ком финансового обеспечения которо­го является субсидия из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Прекрасная норма, но, с учетом срока вступления в силу (с 1 января 2012 г.), на бюджетные учреждения, перешедшие на субсидию еще в 2011 г., такая льгота не распространя­лась.

В этой связи Министерством фи­нансов была срочно подготовлена по­правка в ст. 6 Закона № 239-ФЗ, которая распространяет вышеуказанную норму:

  • в части казенных учреждений - на правоотношения, возникшие с 1 ян­варя 2012 г.;
  • в части бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставле­нии им субсидии из соответствую­щего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответ­ствии с абзацем первым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса, - на правоот­ношения, возникшие с даты предо­ставления им указанной субсидии, но не ранее 1 января 2011 г. Закон № 239-ФЗ позволил решить и другие вопросы, в т. ч.:

   исключение обязательности указа­ния в наименовании учреждения его типа (п. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

  • дополнение возможностью пользоваться лицензией, иными разрешительными документами при изменении типа учреждения (п. 4 ст. 17.1 Закона № 174-ФЗ);
  • создание возможности направлять остатки субсидии на выполнение государственного задания, неиспользованные в отчетном году, для достижения целей, ради которых созданы автономные учреждения и бюджетные учреждения, а не на те же цели (т. е. на государственное задание) (п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Отмечу изменения, касающиеся лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Важная поправка2 внесена в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ, дополнившая ее новой ч. 12.1. Согласно прежней редакции в случае отсутствия учреждений Центрального банка на территории муниципального образования счета для учета операций со средствами, поступающими муниципальным бюджетным учреждениям, открывались территориальным органам Федерального казначейства,

что автоматически влекло открытие и лицевых счетов бюджетных учреждений таких муниципальных образований в ОФК, а не в финансовых органах.

Теперь при заключении органом Федерального казначейства с администрацией муниципального образования соглашения лицевые счета могут быть открыты в соответствующем финансовом органе в установленном им порядке.

Уточнены положения постановле­ния Правительства РФ № 671, устано­вившие:

  • что при внесении изменений в го­сударственное (муниципальное) за­дание составляется новое задание;
  • возможность использования нор­мативных методов планирования при выполнении работ;
  • право при формировании задания устанавливать возможные откло­нения от плановых показателей, в пределах которых оно считается выполненным.

Теперь поговорим о перечне услуг В настоящее время Бюджетный ко­декс РФ не требует обязательности применения субъектами РФ и муни­ципальными образованиями такого инструмента выполнения государ­ственного (муниципального) задания, как перечень государственных и му­ниципальных услуг (работ). Такое тре­бование установлено только на феде­ральном уровне (постановление Правительства РФ № 671), хотя созда­ние базовых и отраслевых перечней услуг является первым шагом на пути публичности и прозрачности их ока­зания. Эти услуги предоставляются населению на бесплатной основе и га­рантируются законодательством.

Опыт показал, что сформировать эти перечни четко и однозначно с универсальной степенью детализа­ции для одноименных услуг, а главное, с определением ожидаемого резуль­тата, который может быть применим для реализации политики в соответ­ствующей сфере, непросто. Однако развивать этот инструмент необходи­мо каждому публично-правовому об­разованию.

В целях установления единых под­ходов к формированию перечней госу­дарственных и муниципальных услуг, показателей их объема и качества, унифицированной формы, необходимой для размещения перечней на едином сайте в сети Интернет, подготовлена поправка в ст. 692 Бюджетного кодек­са РФ, устанавливающая, что государ­ственное (муниципальное) задание формируется на основе ведомствен­ного перечня государственных (муни­ципальных) услуг (работ), утвержден­ного органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осущест­вляющим функции и полномочия учре­дителя бюджетного или автономного учреждения, либо главным распоряди­телем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреж­дение. То есть перечень услуг стано­вится обязательным инструментом для формирования задания.

Вводится еще более важная нор­ма - ведомственный перечень должен формироваться на основании базово­го (отраслевого) перечня, утвержден­ного федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфе­ре деятельности.

Таким образом, федеральное мини­стерство должно сформировать базо­вый перечень услуг, на основании ко­торого органы государственной власти и местного самоуправления будут утверждать ведомственные перечни, они, в свою очередь, послужат осно­вой для установления государствен­ного или муниципального задания для учреждения.

- На какие еще документы учреж­дениям стоит обратить внима­ние?

- Несомненный интерес представ­ляет письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959 о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждения­ми обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении исполнителем своих обяза­тельств.

Положениями ч. 10 и 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ введены такие способы обе­спечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каж­дый день просрочки исполнения обя­зательства, предусмотренного кон­трактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока. Размер такой неустойки (штра­фа, пеней) составляет не менее одной трехсотой действующей на день упла­ты ставки рефинансирования Цен­трального банка.

В случае неисполнения или ненад­лежащего исполнения контракта, за­ключенного по итогам размещения заказа, может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотрен­ного Законом № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ государственные (муници­пальные) контракты заключаются го­сударственными (муниципальными) за­казчиками для нужд Российской Федерации, субъектов РФ, муници­пальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.

Принимая во внимание положения ст. 125, 126 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения или ненадлежа­щего исполнения исполнителем обяза­тельств, возникающих из государствен­ных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образо­вания. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреж­дения.

Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями ст. 308 Гражданского кодекса РФ, предусматривающими воз­можность прекратить обязательство зачетом встречного однородного тре­бования, срок которого наступил.

В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому об­разованию необходимо иметь ввиду, что согласно положениям ст. 41 Бюд­жетного кодекса РФ средства от при­менения мер гражданско-правовой ответственности относятся к ненало­говым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся ис­точниками формирования доходов, согласно нормам ст. 40 Бюджетного кодекса РФ зачисляются на счета ОФК для их распределения этими органа­ми в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюд­жетной системы Российской Федера­ции.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства го­сударственного (муниципального) за­казчика - получателя бюджетных средств в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполни­телем своих обязательств, условиями контракта на основании ст. 313 Граж­данского кодекса РФ может быть предусмотрено, что исполнение обязательства исполнителя по перечис­лению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.

Начисление по исполнению денеж­ного обязательства по контракту про­изводится на основании акта о прием­ке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата контракта может быть осу­ществлена путем выплаты исполните­лю суммы, уменьшенной на сумму не­устойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установлен­ном порядке неустойки (штрафа, пе­ней) в доход соответствующего бюдже­та бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получате­лем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осущест­вляется перечисление неустойки (пе­ней, штрафов).

В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 1601 Бюджетного кодекса РФ учет начис­ления и поступления в доход бюдже­та суммы неустойки (пеней, штрафов) по контракту на основании вышеука­занных актов приемки осуществляют подведомственные главному админи­стратору доходов администраторы доходов.

- Можно ли сказать, что в ре­зультате реформы повысилось ка­чество государственных (муници­пальных) услуг и эффективность деятельности бюджетных (авто­номных) учреждений?

- Как уже отмечалось, говорить о результатах пока рано, но с уверенно­стью можно сказать, что ответствен­ность учреждений в отношении каче­ства услуг (работ) выросла. Ведь по старой системе контроль осущест­влялся в основном за расходованием средств. А сейчас, в рамках госзада­ний, оценивается своевременность и качество оказания услуг, их соответ­ствие стандартам и другим установ­ленным требованиям.

При таком подходе санкциониро­вание расходов, источником которых является субсидия на выполнение госзадания, стало намного либераль­нее. Можно сказать, что оно стало нести организационный характер (платежка должна соответствовать установленным форматам и быть подписана уполномоченными на это лицами, средств на лицевом счете должно быть достаточно для плате­жа, код классификации (три знака!) должен соответствовать тексту на­значения платежа, не требуется представления договоров, счетов, накладных и других подтверждаю­щих документов). Таким образом, фи­нансовая самостоятельность учреж­дения расширилась.

Расходы учреждения зависят от плана финансово-хозяйственной дея­тельности, от того, насколько грамот­но он составлен. Теперь это главный финансовый документ бюджетного и автономного учреждения.

Много вопросов связано с контро­лем органа, осуществляющего функ­ции и полномочия учредителя учреж­дения. Ответственность учредителя увеличилась по сравнению с той, что была ранее. Установить задание недо­статочно. Нужно продумать, насколь­ко эффективно будет оказана та или иная услуга?

Серьезно изменилась ответствен­ность учредителя по распоряжению имуществом. Учреждение не вправе отчуждать либо иным способом рас­поряжаться имуществом без согласия собственника, за исключением:

  • недвижимого имущества, приобре­тенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному, у автономного учреждения;
  • движимого имущества, не отнесен­ного к особо ценному, у бюджетно­го учреждения.

При согласовании сделок, напри­мер, по реализации имущества, на учредителе лежит серьезнейшая от­ветственность, поэтому данный во­прос, скорее всего, потребует допол­нительного регулирования.

- Что еще нового готовит для учреждений Минфин России? Не за­тевается ли очередная реформа?

- Нельзя затевать новое, не реали­зовав ранее начатое. Реформа еще не закончена, она только подготовлена. Думается, что 2012 г. будет очень сложным: в России огромная армия государственных и муниципальных учреждений, в них работает большое количество людей, поэтому реализа­ция одних и тех же норм будет окра­шена разной спецификой возможных ситуаций, которые необходимо будет решить и урегулировать. Так что впе­реди у нас много работы.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.