Новые правила выставления корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров распространяются и на случаи возврата товара, но только если покупатель не успел принять их на учет. Такие разъяснения Минфин России дает в комментируемом письме. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.02.12 № 03-07-09/08)
Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.02.12 № 03-07-09/08
ВОЗВРАТ ТОВАРА И НДС
На практике нередко бывает, что покупатель в силу неких событий решает возвратить товар продавцу. Такая ситуация может возникнуть, если продавец не передал в установленный срок принадлежности или документы, относящиеся к товару (ст. 464 Гражданского кодекса РФ), передал товары с нарушением условия об ассортименте (п. 2 ст. 468 ГК РФ), в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 480 ГК РФ), поставил товар без надлежащей тары и упаковки (ст. 482 ГК РФ), а также когда покупатель обнаружил недостатки товара (п. 2 ст. 475 ГК РФ) или нарушены иные требования, предусмотренные договором.
Возникает вопрос: как оформить эту операцию? Минфин России считает, что здесь возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, успел покупатель принять приобретенный товар на учет или нет.
ТОВАР ПРИНЯТ НА УЧЕТ
Если покупатель возвращает товар, который уже принят на учет, то, по мнению главного финансового ведомства, происходит обратная реализация. При этом никаких корректировок делать не нужно, покупатель просто начисляет НДС с обратной реализации и выставляет обычный счет-фактуру (письмо Минфина России от 03.04.07 № 03-07-09/3, решение ВАС РФ от 30.09.08 № 11461/08). Корректировочный счет-фактуру продавец не выставляет.
Такое оформление предусматривают и новые правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). В них установлено, что в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета отражаются показатели счетов-фактур, выставленных покупателем продавцу при возврате продавцу принятых покупателем на учет товаров.
ТОВАР НЕ ПРИНЯТ НА УЧЕТ
Если же покупатель возвращает товар, который еще не принят на учет, ситуация кардинально меняется.
В данном случае выполняется требование пункта 3 статьи 168 НК РФ. В соответствии с ним при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе если происходит уточнение количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. Следовательно, в таких ситуациях продавец при получении товаров обратно уже обязан выставить корректировочный счет-фактуру.
Стоит помнить, что корректировочный счет-фактура составляется продавцом на основании документа (договора, соглашения, иного первичного документа), подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Так, к примеру, в случае обнаружения недостатков части товара, которые не могут быть устранены в приемлемый срок, покупатель составляет акт и высылает письменную претензию продавцу (ст. 475, 477, 483, 518 ГК РФ). Согласно статье 514 ГК РФ, некачественный товар принимается на ответственное хранение и в дальнейшем отгружается по товарно-транспортной накладной в адрес продавца в разумный срок. Продавец приходует у себя некачественный товар, а на сумму разницы между первоначальной и уменьшенной стоимостью отгрузки составляет корректировочный счет-фактуру, на основании которого он принимает суммы НДС к вычету, а покупатель восстанавливает НДС.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №8, апрель 2012 г.
Комментарии
1Минфин не в курсе, что при поставке брака, не той марки, не в той таре согласно ГК РФ считается, что поставщик не выполнил свои обязанности, а если поставщик не выполнил свои обязанности, то согласно ст. 39 НК РФ постака не осуществлена. А если нет поставки, то что покупатель ставит на учет? Или с логикой Минфин не дружит?