Что только не придумают «изощренные умы» налоговиков, чтобы обогатить казну РФ. На этот раз они обратили свой взор на популярную сейчас маркетинговую программу - получение "бесплатных" товаров или услуг в обмен на заработанные при других покупках бонусы.
Речь идет о недавнем Письме ФНС России от 19.08.2011 N АС-4-3/13626, содержащем ответ налогоплательщику - организатору одной из таких бонусных программ по вопросу исчисления и уплаты им НДФЛ. В данном Письме налоговое ведомство сообщило, что, по их мнению, организация, проводящая подобные маркетинговые кампании, становится налоговым агентом по НДФЛ и обязана взимать его с тех граждан, которые получают от них товары или услуги в качестве вознаграждения по бонусным программам. Налоговый орган приравнял эти товары и услуги к доходам, полученным в натуральной форме. Если налог удержать невозможно, а чаще всего это именно так, то компании предлагается просто сообщить в налоговую инспекцию об этом в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 226 НК РФ. Взыскивать налог с граждан тогда уже будут сами налоговые органы.
Каков же механизм функционирования бонусных программ и можно ли говорить о безвозмездности получения участниками (физическими лицами) таких программ товаров или услуг?
За физическими лицами - участниками программ числятся не только накопленные бонусные баллы, но и реальные денежные средства. Соответственно, при передаче участнику поощрительного товара происходит списание не только баллов, но и денежных средств в сумме, равной цене товара в рублях. Стоимость поощрительных товаров (услуг) также выражается не только в баллах, но и в рублях.
Покупатель оплачивает сумму, равную первоначально заявленной цене товара, но в чеке она разбивается на цену с учетом скидки и скидку. Затем данная скидка направляется в качестве предоплаты на приобретение у менеджера (организатора) программы поощрительных товаров, работ или услуг. При этом сам продавец в выдаваемом покупателю чеке обычно отражает в нем размер предоставленной скидки как в рублях, так и в баллах.
В этой части действия всех участников программы не противоречат правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ, выраженной в от 22.12.2009 N 11175/09 и разъяснениям Минфина РФ (Письмо Минфина РФ от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268).
В данном Постановлении судьи ВАС указали, что независимо от того, как стороны соглашения определили систему поощрения - путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки у продавца подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).
Близкая к данному вопросу ситуация стала предметом рассмотрения в одном из недавних арбитражных дел. Речь идет о Постановлении ФАС МО от 31.08.2011 N КА-А40/9116-11-1-6.
Почти полтора года стороны выясняли вопрос, считаются ли доходом средства, которые получают владельцы карт "Малина" для дальнейшего обмена на подарки. Правда, в данном деле речь шла не о НДФЛ, а о налоге на прибыль, который пытался доначислить менеджеру программы налоговый орган, переквалифицировав поступающие в его пользу авансы в доход.
Данная программа предполагает получение участниками (физическими лицами) некоего поощрения при совершении покупок в компаниях-ритейлерах путем получения скидок и направления их в качестве предоплат на приобретение у менеджера программы (заявителя) поощрительных товаров, работ.
Вступление, таким образом, физического лица в программу "Малина" предоставляет ему право:
- получать скидки при приобретении товаров/услуг у компаний-ритейлеров в целях использования суммы скидки в качестве предварительной оплаты товаров менеджера;
- получать на свой лицевой счет, открытый менеджером, баллы за совершение покупок у компаний-ритейлеров, на которые впоследствии можно приобрести товары у менеджера;
- выбрать и заказать товар из каталога, размещенного на сайте "Малины", на сумму накопленных баллов.
Правовая конструкция программы "Малина" подразумевает заключение трех видов сделок: Соглашения об участии между менеджером программы и компанией-ретейлером, присоединяющейся к программе (договор возмездного оказания услуг); агентского договора между менеджером и компанией-ретейлером, присоединяющейся к программе; договора купли-продажи поощрительного товара между менеджером и потребителем - участником программы.
При реализации поощрительных товаров по договорам с участниками менеджер программы включал стоимость таких товаров в налоговую базу по налогу на прибыль в том налоговом периоде, в котором товары передаются участникам программы. Предоплаты, на сумму которых участники программы не заказали поощрительные товары в течение трех лет со дня их внесения, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль по истечении трех лет как внереализационные доходы на основании пп. 18 ст. 250 НК РФ (как суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по иным основаниям).
Однако инспекция посчитала данные действия налогоплательщика неправомерными и вынесла решение о доначислении налога на прибыль. Мотивировка такого решения сводилась к следующему. «Заключенные обществом с компаниями-ритейлерами агентские договоры являются договорами оказания услуг по привлечению и удержанию потребителей; суммы денежных средств, уплаченных покупателями - физическими лицами при покупке товара в компаниях-ритейлерах не могут быть признаны суммами предварительной оплаты товара общества, компании-ритейлеры не предоставляют покупателям никаких скидок и потому полученные физическими лицами поощрительные товары являются бесплатными».
По мнению инспекции, перечисленные компанией-ретейлером обществу денежные средства подлежат включению в его доход в период их получения обществом, а не в период передачи поощрительного товара физическому лицу-покупателю.
Однако Президиум ВАС РФ не согласился с доводами инспекции, указав на следующее. "Вывод... о бесплатности получаемого физическим лицом товара не соответствует содержанию и смыслу программы, при том, что имеющиеся в деле товарные чеки и товарные накладные, регистры бухгалтерского учета компаний-ритейлеров подтверждают факт реализации менеджером указанных товаров участникам программы на возмездной основе". Далее суд указал: «денежные средства, перечисленные в виде предоплаты за поощрительный товар компанией-ритейлером, как агентом, заявителю, как принципалу, в силу п. 1 ст. 996 ГК РФ не принадлежат компании-ритейлеру, не являются выручкой от реализации его товаров и потому не подлежат налогообложению у компании-ритейлера на основании ст. 249, пп. 1 и 9 п. 1 ст. 251 НК РФ».
Исход данного дела позволяет сделать вывод о том, что в случае возникновения спора по рассматриваемому вопросу касательно НДФЛ суды также встанут на сторону налогоплательщика.
Комментарии
1Ну где бы содрать с людей налоги?! ну изощренный мозги у наших налоговиков!!