Налоги, взносы, пошлины

Что считать налоговой льготой и когда это имеет значение

Понятие "налоговые льготы" в НК РФ трактуется как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере. От налоговой льготы вы вправе отказаться либо перестать ее использовать в течение одного или нескольких налоговых периодов

Понятие "налоговые льготы" в НК РФ трактуется как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере<1>. От налоговой льготы вы вправе отказаться либо перестать ее использовать в течение одного или нескольких налоговых периодов<2>.

Конкретного перечня льгот по НДС и по налогу на прибыль в НК РФ нет, поэтому многие предоставляемые по этим налогам послабления часто называют льготами. А на самом деле вопрос, что является налоговой льготой по НДС и налогу на прибыль, имеет принципиальное значение.

Какие преимущества налоговики приравнивают к льготам

Применение именно льготы является одним из оснований для налоговиков запросить у вас документы при проведении камеральной проверки <3>. В связи с этим налоговики называют льготами, например:

- возможность применения амортизационной премии. Контролирующие органы ранее неоднократно в разъяснениях называли амортизационную премию льготой <4>. Хотя в более поздних разъяснениях упоминали о том, что налоговые льготы не предусмотрены гл. 25 НК РФ <5>;

- возможность переноса на будущее убытка прошлых лет. Документы, подтверждающие размер убытка, вы должны хранить в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток налоговую базу текущего года <6>. И налоговики часто требуют в рамках камеральной проверки представить их;

- возможность не начислять НДС при оказании услуг, место реализации которых - не территория РФ (не возникает объекта обложения).

Но это неправильно.

ВЫВОД

Перечисленными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик, а значит, преимуществом для отдельных организаций и, соответственно, льготой это назвать нельзя. Так, освобождение от НДС услуг, местом реализации которых территория РФ не является, ФАС СЗО не посчитал льготой <7>. Получается, требование налогового органа представить в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие так называемые льготы в вышеперечисленных ситуациях, незаконно. А значит, можно его не выполнять <8>.

Какие преимущества организации приравнивают к льготам

А бывает и наоборот. Некоторые предоставленные НК РФ преимущества не всегда выгодны для организации, и она хотела бы от них отказаться. Поэтому организация называет это преимущество льготой (ведь от льготы можно отказаться) и считает, что это дает ей право преимуществом не пользоваться.

Освобождение от налогообложения НДС

В первую очередь, именно освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, принято считать налоговой льготой. Ведь это явное преимущество - можно не платить НДС по определенным операциям. Вместе с тем нельзя принять к вычету весь свой входной НДС. Кроме того, освобождение от НДС влечет необходимость ведения раздельного учета <9>. Плюс - придется заботиться о документальном подтверждении права на освобождение <3>.

В ст. 149 НК РФ приведены три списка не облагаемых НДС операций. И от освобождения по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться на законных основаниях - это прямо определено в НК <10>. Соответственно, только это освобождение является льготой.

А вот о возможности отказаться от освобождения операций, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, в НК ничего не сказано.

В связи с этим контролирующие органы считают, что применение освобождения по операциям из пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ является обязательным для налогоплательщиков <11>.

В то же время освобождение от налогообложения операций по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора столичное Управление ФНС в своем Письме называло именно льготой <12>. Также именно льготой называли освобождение операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, Конституционный суд и ВАС <13>.

Это позволило ФАС МО прийти к выводу, что любое освобождение от НДС по сути является льготой. Несмотря на то что порядок отказа от него не установлен гл. 21 НК РФ по НДС, от него можно отказаться, сославшись на ст. 56 НК РФ <14>.

А вот ФАС ВВО сделал такой вывод: если от обложения НДС освобождается отдельная категория налогоплательщиков, то это льгота. Если же не облагается конкретная операция, то такое освобождение - не льгота <15>. Например, если следовать его логике, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых организациями сферы культуры и искусства, - это льгота, а вот реализация лома и отходов черных и цветных металлов - не льгота <16>.

ВЫВОД

Учитывая противоречивость позиций по данному вопросу, отказываться от применения освобождения по операциям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, не стоит. Ведь что может произойти? Вы будете начислять налог по этим операциям и принимать к вычету входной НДС. А налоговики при проверке снимут вам вычеты, поскольку приобретенные для такой деятельности товары (работы, услуги), по их мнению, использованы в необлагаемой деятельности <17>. А примет ли суд вашу сторону - неизвестно. Хотя в крайнем случае можно будет снять начисления, подав уточненку.

Применение ставки 0% по НДС

Есть еще одно ошибочное мнение, что применение нулевой ставки по НДС является льготой.

Действительно, вам не нужно платить налог, а это, несомненно, преимущество. Но некоторые организации не хотят усложнять себе жизнь необходимостью подтверждения права на применение нулевой ставки и сразу начисляют НДС по ставке 18 или 10%.

Однако нулевая ставка - вовсе не льгота. Вы не можете выбирать ставку налога по своему усмотрению. И обязаны применять ставку, установленную ст. 164 НК РФ.

Конечно, начислить НДС по повышенным ставкам вы можете. За увеличение налога по собственной инициативе вас не накажут. Для налоговиков это даже лучше, ведь они получат налог. Но если вы выставите своему контрагенту счет-фактуру с 18%-м НДС (вместо нулевого налога), то это, скорее всего, ему не понравится и он легко сможет оспорить в суде предъявление ему НДС и вернуть свои 18%, так как суд считает получение таких сумм неосновательным обогащением. Платить же НДС за счет собственных средств просто нерационально. К тому же налоговики могут отказать вам в вычетах НДС, относящихся к этой реализации, так как не подтверждена ставка 0% <18>.

ВЫВОД

Применять при экспортных операциях нулевую ставку НДС вы обязаны и отказаться от нее не можете.

* * *

Если налоговики требуют у вас документы в ходе камералки, напирая на то, что вы применяете льготу, может быть, проще и не спорить с ними. И выдать им требуемые бумаги. Но если их требования начинают выходить за рамки разумного - не бойтесь возразить, что льготы вы не применяете. Аргументы, с помощью которых можно это доказать, мы вам привели.

И сами будьте осторожнее при приравнивании различных преимуществ к льготам: нажитые проблемы могут перевесить все плюсы, приобретенные в связи с отказом от так называемой льготы.

_________________________________

<1> п. 1 ст. 56 НК РФ

<2> п. 2 ст. 56 НК РФ

<3> п. 6 ст. 88 НК РФ

<4> Письма Минфина от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852

<5> Письма Минфина от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455, от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520; ФНС от 02.03.2009 N ШС-20-3/234; УФНС по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825

<6> п. 4 ст. 283 НК РФ

<7> Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 N А05-17483/2009, от 18.05.2010 N А05-17482/2009, от 01.06.2010 N А05-17481/2009

<8> подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ

<9> п. 2 ст. 170 НК РФ

<10> п. 5 ст. 149 НК РФ

<11> Письма Минфина от 02.06.2009 N 03-07-07/48; ФНС от 15.07.2009 N 3-1-10/501@

<12> подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666

<13> Определения КС от 09.06.2005 N 287-О, от 20.11.2003 N 392-О; Постановления Президиума ВАС от 08.06.2010 N 1650/10, от 29.09.2010 N 7090/10

<14> Постановление ФАС МО от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10

<15> Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 N 79-8805/2009

<16> подп. 20, 25 п. 2 ст. 149 НК РФ

<17> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<18> Постановления Президиума ВАС от 25.02.2009 N 13893/08; ФАС МО от 21.06.2011 N КГ-А40/5590-11; ФАС ВСО от 09.02.2011 N А33-1099/2010; ФАС ПО от 06.10.2010 N А55-32215/2009

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N07, 2012

Начать дискуссию