Материал предоставлен
журналом "Расчет" (№4, 2003)
Уже к осени вторая часть Налогового кодекса должна обзавестись несколькими новыми главами, посвященными имущественным налогам. Проекты этих глав в конце февраля одобрило правительство. В апреле министры представят свое творение на суд депутатам. Фирмам стоит присмотреться к проектам двух глав - о налоге на имущество и земельном налоге. Первая начнет действовать 1 января будущего года, вторая - годом позже.
Над тем, как изменить имущественные налоги, кабинет министров размышляет давно. Для решения этого вопроса была создана специальная рабочая группа, в которую вошли сотрудники МНС, Минфина и Минэкономразвития. Пока она трудилась, депутаты успели разработать собственный вариант главы о налоге на имущество организаций, но рассматривать его не стали – ждали правительственного законопроекта. И вот наконец он родился. Правительственный законопроект Госдума, видимо, и будет рассматривать как основной. Более же либеральный и в основном сохраняющий действующие правила расчета и уплаты налога депутатский проект, как обычно, станет не больше чем источником поправок ко второму чтению.
Ставка выше
Новый налог на имущество по замыслу законодателей должен компенсировать региональным
бюджетам потери от отмены с 1 января будущего года налога с продаж. Поэтому
максимальную ставку налога кабинет министров предлагает увеличить с 2 до 2,6
процента. Правда, региональные законодатели, если захотят, смогут ее уменьшить
и даже установить разные ставки для разных категорий плательщиков или имущества.
Еще на усмотрение региональных властей оставлено определение порядка и сроков
уплаты налога.
Впрочем, введение новой главы кодекса в действие еще не будет означать введения
нового налога на всей территории страны. Законодатели регионов должны будут
до 1 декабря принять и официально опубликовать свои законы о введении налога.
Льгот меньше
Кабинет министров, кажется, задался целью создания первой в мире налоговой
системы без льгот. По налогу на имущество, как и по налогу на прибыль, их почти
не будет. Правда, на некий «переходный период» некоторые из льгот, по словам
министра финансов Алексея Кудрина, возможно, сохранятся. В первую очередь это
льготы для социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Всегда смогут
рассчитывать на льготы естественные монополии, религиозные организации и общероссийские
организации инвалидов. Всем остальным о льготах по налогу на имущество придется
забыть. Впрочем, правительство, как пообещал замминистра финансов Сергей Шаталов,
над этим еще подумает и, возможно, смягчит свою позицию.
Региональные власти, правда, получат право вводить свои льготы. Главное, чтобы
у них возникло желание это сделать. Но даже в самом правительстве в это особо
не верят. По словам Сергея Шаталова, в кабинете министров не исключают вероятности
того, что регионы не только не введут никаких льгот, но еще и обложат имущество
организаций по максимальной ставке. Тогда, как признал замминистра, платить
налог фирмам будет затруднительно.
База у'же?
Приятное в проекте новой главы все же есть – налогом на имущество больше не
будут облагаться нематериальные активы, затраты в незавершенном производстве,
а также готовая продукция, сырье, материалы и покупные товары.
Это, оказывается, сделано не столько для блага налогоплательщиков, сколько в
качестве подготовки к введению налога на недвижимость. Когда вводили действующий
налог на имущество, считалось, что необходимость платить его с запасов и затрат
заставляет фирмы не закупать лишнего сырья и заботиться о скорейшей реализации
продукции. Что самим же фирмам и на пользу, потому что тем самым достигается
эффективное использование оборотных средств. Теперь в Минфине говорят, что новшество
позволит стимулировать развитие производства. Как бы то ни было, легче от нововведения
станет тем, кто нынешнему налоговому регулированию не поддался, и тем, кто в
силу особенностей производства и сбыта вынужден держать на складе большие запасы
сырья, материалов, покупных товаров и готовой продукции.
Итак, объектом налогообложения станут только основные средства, учитываемые
на балансе организации (в том числе и переданные во временное владение, пользование,
распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность).
Еще под налог попадет имущество, в случае если права на него надо зарегистрировать,
но этого еще не сделано, хотя документы на регистрацию уже поданы. Получившая
их госструктура в течение 10 дней сообщит об этом налоговикам.
Налоговая база по-прежнему будет определяться как среднегодовая стоимость облагаемого
имущества исходя из его остаточной стоимости по данным бухучета. Как и сейчас,
стоимость тех основных средств, по которым амортизация в бухучете не начисляется,
должна приниматься в расчет налога за вычетом начисленного на конец года износа.
Это, напомним, имущество некоммерческих организаций, а также объекты жилищного
фонда, внешнего благоустройства, продуктивный скот, многолетние насаждения и
т. п.
А вот саму среднегодовую стоимость нужно будет определять по-новому. В ее расчет
нужно будет брать остаточную стоимость основных средств на 1-е число каждого
месяца отчетного или налогового периода и следующего за ним месяца.
Период тот же
Налоговым периодом останется год, а отчетными по-прежнему будут квартал, первое
полугодие и 9 месяцев. По итогам отчетных периодов нужно будет перечислять авансовые
платежи. На них потом уменьшится годовая сумма налога.
Однако регионы получат право определить отчетный период как каждый месяц года
или вовсе не устанавливать никаких отчетных периодов (в этом случае не будет
и авансовых платежей).
Сроки представления деклараций и квартальных расчетов (по авансовым платежам)
несколько сдвинутся. Ими станут 25 марта года, следующего за отчетным, и 25-е
число месяца, следующего за отчетным периодом.
Кадастровые новшества
Налоговой базой по земельному налогу все-таки станет кадастровая стоимость
земли на 1 января каждого года. Узнать ее можно будет от местных властей.
Рассчитывать налоговую базу и сумму налога фирмы и предприниматели должны будут
самостоятельно. Помимо налогового периода, который равен году, будет еще и отчетный
– квартал, по итогам которого нужно будет вносить в бюджет авансовые платежи.
Рассчитывать их нужно исходя из некой «процентной доли», которую должны будут
определить местные власти. Они, кстати, могут уменьшить отчетный период до месяца
или отменить его вовсе.
В Налоговом кодексе будут закреплены лишь максимальные ставки налога. Для земель
сельскохозяйственного назначения и земель, занятых жилищным фондом, это 0,3
процента, для всех прочих – 1,5 процента. Конкретные ставки в каждом поселении
определят местные власти. Они же должны будут принять решение о введении земельного
налога, определить порядок и сроки его уплаты.
Без почти полной отмены льгот и здесь не обошлось. Но исправить ситуацию смогут
местные власти, которые будут вправе ввести свои льготы. Одной из их разновидностей
может быть необлагаемый минимум.
Кстати, если правительство успеет до конца года завершить формирование земельного
кадастра, то новый земельный налог начнет действовать уже 1 января. В ином случае
его введение отложат на год. Что наиболее вероятно.
Нескорое превращение
Кабинет министров рассчитывает, что по этим правилам фирмам придется платить
налог на имущество и земельный налог как минимум два года. Потом они превратятся
в налог на недвижимость. Чтобы превращение состоялось, до 2006 года министерствам
нужно успеть провести всеобщую инвентаризацию объектов недвижимости, разработать
методику ее массовой оценки, составить реестр госсобственности и подготовить
механизм апелляций на тот случай, если собственник недвижимости не согласен
с ее оценкой.
Начать дискуссию