Онлайн-бухгалтерии

Онлайн-сервис: друг или враг бухгалтера?

В последние годы труд бухгалтера становится все более виртуальным. Как известно, в России действуют уже несколько онлайн-сервисов, которые позволяют бухгалтерам небольших компаний экономить время на проведении расчетов. А если бизнес совсем невелик, а расчеты не сложны, то можно и вовсе обойтись без услуг бухгалтера «из плоти и крови».
Онлайн-сервис: друг или враг бухгалтера?
Илья Бублик, руководитель проекта «Эврика» компании СКБ Контур

В последние годы труд бухгалтера становится все более виртуальным. Как известно, в России действуют уже несколько онлайн-сервисов, которые позволяют бухгалтерам небольших компаний экономить время на проведении расчетов. А если бизнес совсем невелик, а расчеты не сложны, то можно и вовсе обойтись без услуг бухгалтера «из плоти и крови».

Корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев поговорил с представителем одной из ведущих компаний, занимающихся онлайн бухгалтерией, и попросил рассказать о новостях и трудностях на этом рынке. Итак, наш собеседник - руководитель проекта «Эврика» компании СКБ Контур Илья Бублик.

Илья, не секрет, что рынок программного обеспечения для бухгалтерской деятельности устоялся довольно давно. В чем же, на ваш взгляд, кроются возможности нового роста для его участников?

Действительно, рынок уже вполне насыщен, крупные налогоплательщики, что называется, давно поделены. Новые подключения идут в основном за счет мелких организаций или ИП: как известно, закон требует, чтобы юрлица или ИП со штатом свыше 50 сотрудников отчитывались в ПФР и ФСС в электронном виде.

Правда, есть фактор, который оставляет шанс для взрывного роста по одному из направлений. На днях Минюст зарегистрировал долгожданный приказ ФНС о  форматах электронных счетов-фактур, и после утверждения требований к операторам электронного документооборота мы ожидаем, что обороты возрастут в разы. Например, в нашей системе Диадок уже сегодня вращаются миллионы документов. После того, как электронные счета-фактуры начнет принимать налоговая, это число превратится в сотни миллионов. Конечно же, этот сервис будет полезен только тем компаниям, которые работают «в белую». В первую очередь, крупным налогоплательщикам.

В других сферах на значительные рывки рассчитывать не приходится, так что ставка – на новые услуги.

Какие же?

Искусственный разум должен брать на себя максимум рутинной работы. Мы, например, уже год эксплуатируем «Эврику» - онлайн-сервис по расчету зарплаты для бухгалтера небольшого предприятия.

Как известно, готовить отчетность можно разными способами. Самый маргинальный – заполнять таблицы в Excel, а когда придет пора, воспользоваться бесплатной набивалкой для отчетности.  Данные при этом формируются не автоматически, их надо в ручном режиме высчитывать и заносить. Второй вариант – альтернативная программа, в первую очередь 1С. В ней все считается, в ней же формируется отчетность. Потом надо файл в xml сохранить на рабочий стол и подгрузить в систему отправки отчетности.

«Эврика» на основании вводимых человеком данных сама считает зарплату, отпускные, больничные, а затем готовит те самые файлы отчетности и отправляет их через «Контур-Экстерн». Здесь же можно увидеть протокол – ответ от контролирующих органов, принята отчетность, или же ее надо подкорректировать.

А не отнимает ли ваш сервис хлеб у мелких бухгалтеров, особенно из провинции?

Если смотреть на онлайн-сервисы с точки зрения очень консервативного бухгалтера, мы действительно в какой-то степени отнимаем «хлеб», предлагая предпринимателям самостоятельно решать какую-то часть задач. Да, работать в онлайн-сервисах намного проще, чем, например, считать зарплату в Excel. Но есть и другая сторона вопроса: далеко не все хотят заниматься бухгалтерией! Огромному количеству предпринимателей хочется сосредоточиться на развитии бизнеса, а не думать о том, как подготовить в сотый раз изменившуюся отчетность. И мы не только отнимаем «хлеб», мы даем его бухгалтерам-аутсорсерам, которые ведут несколько организаций. Если программа быстрая и удобная, то бухгалтер может успевать вести не 10 организаций, а, например, 20. При этом стоимость работы в сервисе существенно ниже, чем в классических программах.

Давайте сравним функциональность онлайн-сервиса и его локального собрата (того, что устанавливается на диске).

Локальные решения, конечно, обладают ощутимо большей функциональностью. Они развивались в течение нескольких лет, а онлайн-сервисы пока совсем молодые. Более того, крупным организациям нужна гибкость программ, возможности заточки под конкретные возможности – онлайн-сервисы на них совсем не рассчитаны.

Но облачные технологии, когда обработка данных ведется не на локальном компьютере или сервере пользователя, а удаленно, имеют ощутимый плюс. Известно, что формы отчетности в госорганы довольно часто меняется. Все разработчики учитывают эти изменения с одинаковой скоростью. Но в случае с локальными приложениями эти изменения еще нужно донести до бухгалтера: наш опыт показывает, что в каждом таком случае установщику приходится за неделю обновить программы примерно у сотни клиентов. Если же речь идет о работе в режиме онлайн, то изменения вносятся моментально и сразу для всех.

По вашим ощущениям, с представлением какой отчетности пользователи испытывают наибольшие затруднения?

В первую очередь с отчетностью в Пенсионный фонд. Просто в налоговой отчетности форматы были утверждены довольно давно, они проверены временем и, с моей точки зрения, уже устоялись. А в пенсионной отчетности, более «молодой» по сравнению с налоговой, довольно хитрые алгоритмы формирования: в разных профессиях используются разные экзотические показатели.

А если говорить об учете, то больше всего вопросов у клиентов связано с расчетом больничных и отпускных, пособий по беременности и родам, и так далее.

Ваши клиенты всегда могут получить ответ на свои вопросы?

Конечно. Экспертно-техническая поддержка – это наш козырь. 24 часа в сутки, причем поддержка не только по самому сервису (я имею в виду вопросы в духе «что означает кнопочка»). Но и в предметной области: каким образом получить эту цифру, что надо вбить в это поле и т.д. Это, на мой взгляд, огромный плюс.

Каким образом вы учитываете мнение бухгалтеров насчет удобства вашего сервиса?

Прежде чем задуматься о разработке новой функциональности, мы проводим исследование. У нас есть специальные девочки – юзабилити-специалисты. Их задача – сидеть рядом с «тестируемыми» бухгалтерами и отслеживать все их действия, создавать сценарий работы пользователей.

Далее на основании этих сценариев интерфейсологи рисуют картинки – как будет выглядеть программа. Картинки на этом этапе пока не работают, это лишь скриншоты. С этими скриншотами девочки снова идут к бухгалтерам и узнают их мнение – понимают ли они, к примеру, зачем вот там находится этот знак вопроса? Удобно ли кнопочка расположена в правом нижнем углу? Набирается обратная связь, и картинки перерабатываются, пока не станут удобными для подавляющего большинства бухгалтеров. А уже потом идут в работу создателям самой программы.

Помимо этого, мы проводим более массовые исследования на уже готовом продукте. Это известная технология изучения удобства пользования сайтом, которая в автоматическом режиме фиксирует движения мышки пользователя, анализирует «степень нагрузки» на те или иные элементы меню.

В прошлом году некоторые страхователи испытывали трудности при отправке отчета в ФСС. В этом году нет таких проблем?

На мой взгляд, нет. Во-первых, сам ФСС постоянно работает над качеством своего портала, во-вторых, и спецоператоры научились с ним работать.

Сроки сдачи формы 4-ФСС, как известно, весьма сжатые. Можно ли отложить отправку отчета на последний день (16 апреля), не чревато ли это проблемами для фирмы?

Мы всегда рекомендуем клиентам готовить отчетность заранее. Конечно, катастрофы не произойдет и в последний день, но можно гарантированно ожидать, что перегружены будут как наши сервера с call-центром, так и нервные системы наших пользователей.

Насколько активно услугами «Контур-Экстерн» пользуются в регионах? Может есть какие-то сдерживающие факторы?

В 2009 году мы праздновали появление миллионного клиента компании. Двумя годами ранее наши сервисные центры были уже в 85 регионах России. Сейчас наши пользователи есть в каждом уголке страны. Что касается регионов-лидеров, то это, конечно же, наш родной Урал, откуда «Контур» начинался. А так - Москва, Уфа, другие крупные города.

Конечно, хорошо бы было, если бы пользователи имели возможность отправлять электронные документы с любого устройства – ноутбука, планшета. Сегодня, как известно, для этого требуется наличие сертифицированного средства электронной цифровой подписи, что привязывает клиентов к одному-единственному компьютеру, на котором оно установлено. Есть другой способ: хранить полученный ключ можно в том самом «облаке». Я отправляю документ с ноутбука, мне для подтверждения приходит СМСка – вашим ключом хотят что-то подписать, согласны ли вы с этим? Технической проблемы в этом нет, сейчас мы прорабатываем организационную схему для решения этой задачи.

И каковы результаты первого года работы «Эврики»?

50 000 регистраций, 15 000 из них реально работают. По динамике это сравнимо с другими подобными сервисами.

Каким вам видится развитие рынка онлайн-бухгалтерии на ближайшие годы?

Онлайн-сервисы сейчас больше всего заинтересованы в интеграции (например, с банками, справочно-правовыми системами). Этот формат позволяет быстро развивать комплексные решения, которые могут покрывать самые разные задачи в режиме одного окна.

Например, в «Эврику» скоро будет встроена система СКБ Контур «Норматив»: это такой плагин, надстройка для «Эврики». Он объясняет пользователю, какими законами или нормативными актами мотивируются те ли иные действия, предлагаемые ему программой. Наводишь курсор на ссылку и узнаешь, что такой-то расчет производится по такому-то закону.

Другое направление – это углубление зарплатного и кадрового потенциалов «Эврики». Приказы, табельный учет, конструктор видов начислений и удержаний.

Известно, что у многих предприятий есть зарплатные проекты в банках. Как в этом случае происходит выдача денег? Бухгалтер в своей программе считает зарплату, потом формируют файл и передает его в банк. А по-хорошему он в своей зарплатной программе должен иметь возможность нажать кнопочку «Начислить зарплату сотрудникам», а дальше происходит  магия, и зарплата падает работникам на карточку. Проблемы тут не столько в технологии, сколько в договоренностях с банками. Мы работаем над этим.

Помимо этого, у нас есть интересный онлайн-сервис для малого бизнеса – «Электронный бухгалтер «Эльба». С его помощью предприниматели могут самостоятельно подготовить и сдать отчетность через Интернет, привести в порядок документы, выстроить финансовую картину дня и многое другое. Для этого сервиса мы также разрабатываем зарплатно-кадровую функциональность. Кстати, «Эльбой» также пользуются бухгалтеры, которые ведут одновременно несколько организаций.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию