Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 22 апреля 2012 года

Как списать расходы на электронную отчетность в части абонентской платы за год? Может ли работодатель заставить увольняющегося сотрудника отрабатывать две недели после подачи заявления? Что делать, когда главбух сталкивается с организованным сопротивлением руководителей подразделений компании? Кто устанавливает лимит для кассы ИП? Давать ли контрагенту копию паспортов гендиректора и главбуха, если он этого требует?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 16 по 22 апреля 2012 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Как списать расходы на электронную отчетность в части абонентской платы за год? Может ли работодатель заставить увольняющегося сотрудника отрабатывать две недели после подачи заявления? Что делать, когда главбух сталкивается с организованным сопротивлением руководителей подразделений компании? Кто устанавливает лимит для кассы ИП? Давать ли контрагенту копию паспортов гендиректора и главбуха, если он этого требует?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Расходы на электронную отчетность

"Как списать расходы на электронную отчетность в части абонентской платы за год? – спрашивает ПТ. - На 97 сейчас можно списывать? Или сразу все в расходы на 44?".

"На 44", - отвечает saigak.

"А ничего, что это затраты на 12 месяцев? – интересуется ПТ. - Они же должны быть распределены на весь период".

"Вам уже акт на год вперед дали? – уточняет Январь. - Вообще-то, это аванс поставщику услуги".

"Обычно они дают один акт - сразу на всю сумму, - пишет Tortilla. - Я считаю, что это Дт 97, однако, при несущественности таких расходов вполне можно списать их в БУ сразу".

"Нет, в 97 явно не попадает, - не соглашается saigak. - Согласно новой редакции п. 65 Положения, "затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида". Иными словами, указанное изменение, внесенное Приказом N 186н, исключает правило о том, что затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, надо однозначно признавать расходами будущих периодов. Документ отсылает к нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету, то есть к ПБУ. Если какие-либо ПБУ не обязывают считать затраты расходами будущих периодов, компания вправе признавать их сразу при начислении".

"Давайте "отошлёмся" тогда к ПБУ 10/99 "Расходы организации", - предлагает Accountant_opt4. - "19. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем".

И к ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов": "39. <...> Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора".

97 счет никто из Плана счетов не выкидывал. Мы так и продолжаем учитывать электронную отчетность на 97м с ежемесячным списанием на затраты в течение срока, оговоренного лицензионным договором. Недавно была на семинаре - сказали, что всё правильно делаем".

"Но на электронную отчетность вы лицензию не получаете, поэтому ПБУ 14/2007 тут вообще не к месту" , - замечает saigak.

"Как раз оно-то там и к месту, - настаивает Accountant_opt4. - Речь идет о нематериальных активах, полученных в пользование (то бишь о лицензионном договоре), а не об исключительной лицензии. Посмотрите внимательно п.39 ПБУ 14/2007. Лицензию не получаем, но лицензионный договор, разрешающий нам в течение установленного периода времени пользоваться эл. отчетностью, оформляется".

"Я не говорила, что автор не вправе отнести на затраты сразу (даже наоборот), - пишет Tortilla. - Я лишь сказала, что считаю возможным учесть на 97 и списывать равномерно, опять же, если автор это посчитает нужным. Поскольку сама система ТКС используется компанией в течение определенного времени, то я имею право в целях корректности расчета СС ТРУ распределить такие расходы равномерно. Безусловно, не меньшее, а пожалуй даже большее право я имею списать их сразу. Просто мне больше нравится распределять".

"Абсолютно правильно считаете, - добавляет Accountant_opt4. - П.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ напрямую отсылает нас к ПБУ, регулирующим порядок списания стоимости конкретного вида активов - «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида». В силу прямого указания ПБУ 14/2007 платежи за права на использование компьютерных программ следует отражать на балансовых счетах и включать в расходы через механизм расходов будущих периодов. Для этих целей организация применяет счет 97, который никто не убирал".

"Я отражаю годовой платеж за Контур в составе дебиторки (как предоплату) и ежемесячно списываю на затраты в равных долях", - сообщает echinaceabel.

"Они же акт сразу должны выдавать - с чего вдруг предоплата?" – сомневается Accountant_opt4.

"Акт вперед? Я понимаю, что некоторые выдают такие акты, но это не значит, что это правильно, - пишет Январь. - И по сути операции - это предварительная оплата, а не расходы и не РБП".

"Еще раз повторюсь - это не НМА, обсуждали уже множество раз, - пишетsaigak. - И акты на услуги по подключению и выдачу сертификатов - уж это точно не НМА и РБП. Это разовая услуга, плодами которой вы пользуетесь в течение года...".

А отработать на дорожку?

« Сегодня сотрудник принес заявление на увольнение по собственному желанию (уволиться хочет через три дня после подачи), - рассказывает Sharik007. - Я поинтересовалась насчет отработки двух недель, а он мне отвечает: "А если я больничный принесу?" (у него мама - врач в какой-то частной клинике). Я заявление взяла (резолюцию никакую еще не ставила), его отправила гулять. Сижу вот, думаю. Последние две недели он и так не работал практически. А вчера поступил заказ крупный. Кроме него делать некому, производство у нас специфическое, оборудование тоже. И получается - этот не придет больше, а обучение нового 2-3 недели занимает. Срываются сроки, договоренности. Вот это хамство. Правильно понимаю, что я имею право поставить резолюцию: "Уволить с числа через две недели после подачи заявления", и в итоге уволить за прогулы по статье, т.к. он не появится на работе? А трудовую выслать по адресу регистрации ценным письмом? И если он вдруг по истечении этого срока объявится с больничным - как отследить подлинность?». 

«Если с Вашей стороны нарушений ТК нет, то имеете право поставить такую резолюцию, - отвечает BorisG. - А трудовую выслать по адресу регистрации ценным письмом - только после его согласия на это. Насчет подлинности больничного - прокуратура и ФСС в помощь. Сами Вы расследование проводить не вправе».

«Уволить его за прогулы, пока он не появится, Вы не можете, поскольку Вам неизвестна причина его отсутствия на работе, - замечает Просто Таша. - Он действительно может больничный принести. Сам листок, скорей всего, будет подлинным, а доказать, что он не болел, Вы вряд ли сможете. Я не вижу смысла упорствовать. Работник Вас не устраивает, Вы его тоже - и чего зря время терять? Увольняйте и ищите нового».

«Значит, действия мои должны быть следующие, - пишет Sharik007:

1. Ставлю резолюцию.

2. После первого же дня прогула требую объяснительную - почему не является. Если "болеет", то я же по идее не имею права увольнять болезного, так? Я ж должна дождаться "больничного", чтобы начислить и выплатить пособие.

3. Когда у меня больничный на руках - составляю запрос в мед.учреждение о его подлинности.

Но проверка подлинности потребует времени, а уволить его без выплат, ему причитающихся я ж не могу, верно? Значит, уволить, как закончится действие "больничного", все выплатить, и если потом выяснится, что листок нетрудоспособности липовый - что дальше? Требовать назад выплаченный больничный? Или я могу оттянуть момент увольнения до проверки подлинности больничного листа?».

«После первого дня отсутствия его на работе Вы можете составить акт об этом, а уж потом при его появлении требуете объяснительную или же оправдательный документ, - пишет Просто Таша. - Даже в его отсутствие Вы можете уволить его на основании его же заявления в установленный срок. ТК запрещает увольнять в отсутствие работника по инициативе работодателя, в Вашем случае инициатива исходит от работника, и - если заявление не отозвано - по истечении 2-хнедельного срока ТД должен быть расторгнут. Но если он принесет больничный - оплатить его нужно будет полностью, даже дни после увольнения. Оттягивать Вы не имеете права - рискуете нарваться на разборки с трудовой инспекцией».

«Обращаться в медучреждение за проверкой подлинности больничного пользы мало, - считает BorisG. - Тем более, если родственник - врач. Если действительно это Вам надо, отправьте запрос в ФСС, деньги они платят, у них и право проверки есть. И требовать назад выплаченный больничный, если что, будете уже не Вы, а ФСС. А вот "оттянуть момент увольнения до проверки подлинности больничного листа" вы категорически не можете».

 «То есть на каждый день прогула составляю акт, - продолжает Sharik007. - Когда объявится сотрудник - требую объяснение или оправдательный документ. Если дает больничный - увольняю его с богом, все оплачиваю, и дальше просто порчу жизнь учреждению его мамы проверками от ФСС. А если больничного не принесет и объяснительную писать откажется? Составляю документ о том, что "Отказался объяснять"? И тут-то я могу его уволить по статье?».

«А вот и не можете заставить его отрабатывать, - считает Аноним, - только если он перепишет заявление с новой датой. А если у него написано 20 а уволите 1 мая, он с вас еще и за задержку трудовой деньги может получить. Лучше отпустите и все. Если он не будет выходить, а просто придет в последний день за трудовой, тоже не уволите за прогул. В последний день вы ему должны выдать ТК и затребовать объяснение, а ему же дается 2 дня на ответ. Так что у вас шансов нет».

«Обоснуйте, - настаивает Sharik007. - Я руководствуюсь вот чем: ст. 80 ТК РФ: "По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении." Я, как работодатель, на это не соглашаюсь. "Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели" - он имеет право расторгнуть. И если он решает воспользоваться этим правом, то только предупредив за две недели. Я не права?».

«Ну как вы можете уволить его за прогул? – спрашивает Аноним. - Вот он придет за трудовой. Вы ему предложите написать объяснительную, он скажет – ладно, напишу. Завтра. Вы ему отдадите документы и все, он уже не ваш. Сколько читала информации по этому вопросу, семинары слушала - практически нереально уволить за прогул в такой ситуации».

«Я имею право отдельным приказом изменить формулировку увольнения и уволить по статье "в связи с отсутствием на работе, отказом от объяснений и т.п."?» - уточняет Sharik007.

«Имеете, - отвечает GSokolov, - только учтите, что соблюдение формальностей, связанных с квалификацией отсутствия на работе как прогул, имеет огромное значение. Поищите, как правильно уволить сотрудника за прогул, чтобы суд не стал на его сторону. Может, этого сотрудника кто-то надоумил так уволится, мол, по суду всё равно восстановят, а ты погуляешь, да ещё и заплатят. Лучше увольте его, как он просит, и освободившееся время потратьте на поиск решения, как выполнить контракт».

Защита чести и достоинства главбуха

"Я – главбух, - пишет oleksks. - В связи с тем, что расчетчик уволился, по совмещению рассчитываю зарплату. В прошлом году перешли с ЗиК (1с 7.7.) на ЗуП (1с 8.2.). Начиная с расчетов с октября по март, расчет только в 8-ке. За это время было два реальных косяка - начисление в двойном размере премии (к новому году) работникам, работающим по внутреннему совместительству, и в феврале начисление в полном окладе без учета ставки 0.1. Никто из работников, получивших излишние выплаты, не прибежал с расчетным листком, чтобы вернуть переплату. Но если двойное начисление премии вернуть невозможно, то февральские переплаты пересчитаны за март и будут учтены в последущем (с согласия работников, разумеется). Я обратилась к руководителям подразделений с просьбой о проверке начислений их работникам. На следующий день с утра я получила нелицеприятное сообщение. И никто до этого момента не позвонил, чтобы выяснить, что я имела в виду. Я не призываю разбирать нравственность такого "коллективного анонимного послания". Прошу лишь рассудить мой поступок и помочь аргументами".

"Руководители должны работать, а не проверять заработную плату, - отвечает mvf. - Это действительно проблемы бухгалтерии".

"Кстати, в просьбах обычно срок исполнения не указывают", - добавляет Ленка.

"По-моему, это незаконно, рассылать расчётные листки работников даже руководителям подразделений, - пишет НатальяС. - Думаю, Вам всё-таки доплачивают за расчёт зарплаты, так что это именно Ваша работа".

"Срок указан для того, чтобы ошибки выявить до выдачи расчетных листков, - поясняет oleksks. - У нас есть внутренние локальные акты, не противоречащие закону о защите ПД, которые разрешают информировать руководителей о зарплате подчиненных. Да и не о расчетных листках идет речь, а об итоговых начислениях, есть ли видимая переплата. Как 10000 и 1000".

"А почему вы сами начисления не проверяете?" – интересуется Анжелика Ник.

"Проверяю на 5 раз, - отвечает oleksks. - Но в программу доступ имеют те, кто может внести изменения в кадровый приказ "задним" числом. И я проверив на 100 раз, могу все равно получить ошибку".

"Так, может, просто решить вопрос о запрете редактирования документов, которые влияют на расчет заработной платы в закрытом периоде?" – предлагает Анжелика Ник.

"Уже сделано, - отвечает oleksks. - Возможно, проблемы со счетными ошибками уже все снялись. Но вопрос-то в другом. Вы же бухгалтеры, вы ведь понимаете необходимость двойного контроля, "незамыленного глаза".

"Если руководители подразделений не просто возразили, а составили коллективное обращение; если в этом обращении они пишут "в очередной раз" — то я предположу, что Вы действительно избрали неправильную линию поведения по отношению к коллегам, - пишет stas®. -  Стиль Вашего послания совсем не тот, которым принято просить о помощи или о любезностьи. Простите за откровенность, но Вам явно нужно учиться общению с людьми, работа главбуха — это не только и не столько бумажки, сколько общение".

Кто устанавливает лимит для кассы ИП?

«Имеется ИП (6%), - пишет Аноним. - У него маленький бар. Сегодня пришел представитель налоговой инспекции и оставил требование, в котором написано, что в трехдневный срок нужно предоставить копии и оригиналы следующих документов:

1. Карточка регистрации ККТ.

2. Журнал кассира-операциониста.

3. Кассовая книга ИП.

4. Приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия (с приложением Z-отчетов).

5. Свид-ва ИНН, ОГРНИП.

6. Документ, устанавливающий лимит остатка кассы (сведения о р/с; местонахождение банка, расчет по установленному предприятию лимита остатка кассы).

7. Копию паспорта РФ.

У меня вопросы по пунктам 3 (кассовая книга) и 6 (Лимит остатка кассы). Подскажите, пожалуйста, должна ли у ИП быть кассовая книга. А по пункту 6 я вообще ничего не поняла".

"С 2012 года ИП обязаны вести кассовые книги, - напоминает Над.К. - И лимит кассы должны устанавливать (если он вообще нужен, а то можно просто все деньги подчистую забирать в карман ИП и все). Тема про ИП и кассу беспрерывно обсуждается в форуме уже полгода".

"Хорошо. Кассовую книгу я распечатаю, - пишет Аноним. - Я правильно понимаю, что она должна быть в 2-х экземплярах: в одной отчеты кассира, а в другой кассовые ордера и к ним подшиты кассовые чеки? А что делать с лимитом кассы? Где его берут? Насколько я знаю, ИП-к выручку в банк не сдает. Р/сч у него есть, но им мы пользуемся только для оплаты налога, взносов в фонды и т.п".

"Книга в одном экземпляре, - отвечает Над.К. - Отчеты кассира скрепляются с ПКО и РКО. А лимит кассы устанавливают. Сами. В соответствии с Положением о кассовых операциях. Зачем Вам лимит? Внесли наличку по ПКО в кассу, всю её тем же днем выдали ИП, как его личные деньги. В кассе постоянный ноль в остатке, и никакой лимит не нужен. А вообще, висит огромная тема про кассу у ИП вверху этого раздела форума".

"Получается, что налоговая по Положению Банка России от 12.10.2011 No 373 П будет требовать установку лимита кассы, и им всё равно будет нужно дать некую бумагу, что "лимит кассы не установлен"?" – спрашивает Linuxoid.

"Да мало ли что они могут требовать, - отвечает Над.К. - Если лимит не устанавливать, он автоматически равен нулю. О какой бумаге может идти речь? Налоговую не интересует сама бумажка, её интересует нарушение в виде сверхлимита. А если лимит кассы не установлен, то любой остаток в кассе на конец дня будет рассматриваться как сверхлимитный остаток" .

Давать ли контрагенту копию паспортов гендиректора и главбуха, если он этого требует?

"Насколько правомерно требование наших контрагентов (поставщиков) о предоставлении копий паспортов генерального директора и главного бухгалтера (договор поставки с отсрочкой платежа)?" – спрашивает EWA.

"Считаю, что вопрос не в неправомерности, а в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, - пишет Vecherinka. - Настали такие времена, что все стараются себя обезопасить. Поэтому все и осматриваются на предмет, является ли физическое лицо, подписывающее договор и другие документы от имени контрагента, его реальным руководителем или иным лицом, уполномоченным подписывать документы, например, на основании доверенности. Документальным подтверждением в данном случае могут служить приказ о вступлении руководителя в должность, протокол учредителей о назначении руководителя (если подписывает иное лицо, то доверенность), устав контрагента, паспорт лица, подписывающего договор, даже копия банковской карточки, в которой имеется образец подписи руководителя предприятия, на основании которой проводятся банковские платежи. Эти документы я рекомендую запрашивать у контрагента в виде копий, которые должны быть заверены печатью организации и подписью заверяющего их должностного лица с расшифровкой. Но есть случаи, когда у контрагента запрашивают его налоговые декларации по НДС, по налогу на прибыль со штампом налогового органа, книгу продаж, в которой отражена сумма налога, указанная в выставленном предприятию счете-фактуре. Так что вам решать".

"Я, например, не дам копию своего паспорта каким-то непонятным лицам, которые хотят нам возить товар, - заявляет EWA. - Банковскую карточку с образцами подписей, приказы о назначении- это пожалуйста. Все учредительные документы - пожалуйста. Но паспорт зачем? Им что, фото мое нужно?".

"Вы же считаете их "непонятными лицами", они, в общем-то, вас, видимо, тоже, - поясняет Vecherinka. - Привезут вам товар, а вы им счет-фактуру не дадите. Время такое сейчас, все боятся. Может, они "попадали" на "массового гендиректора".

"Счет-фактуру как раз они будут нам давать, а не я, - замечает EWA. - Мне кажется, что в некоторых компаниях раздут штат. Есть некие люди, которые создают видимость "бурной деятельности" и для того, чтобы перед начальством отчитаться о проделанной работе, запрашивают кучу документов, которые не нужны. Зачем им, к примеру, мое сообщение об открытии расчетного счета, если я им уже предоставила свежую справку об открытых расчетных счетах в банке из налоговой?".

"Вот чего категорически нельзя давать, так это банковскую карточку с образцами подписей", - пишет Над.К.

"Это самый простой способ махинаций со счетом, - подтверждает BorisG. - А сбор копий паспортов - это, по сути своей есть сбор и обработка персональных данных, со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Нет никаких судебных решений (постановлений) про копию паспорта. А банковская карточка - документ, который касается отношений ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО конкретного клиента и конкретного банка, и никого более.  Более того, клиент не обязан ни повторять подпись "как в карточке", ни повторять печать из карточки, запросто в карточке может быть печать "Для банка", а то и вовсе для конкретного банка и свои печати, и свои подписи. И даже более, в банковской карточке может не быть подписи директора в качестве первой подписи".

"Налогоплательщик может попросить предъявить паспорт, да, - соглашается Над.К. - . Но с какого перепугу кому-то должны отдавать копии своего паспорта? Кстати, по однодневкам Вам могут предоставить замечательные документы. В том числе и копии паспортов. Поскольку вот кому-кому, а массовым директорам без разницы, кому раздавать свои данные. Где и в каком решении суда было написано, что если нет именно копий паспортов, то налогоплательщик не осмотрителен? Вы сами вот так просто отдаете незнакомым людям копии своего паспорта? Вас ничего не смущает? Вы никогда не слышали об открытых однодневках по копиям паспортов? О полученных кредитах? О ввезенных и не растаможенных машинах?".

Начать дискуссию