Всем! Всем! Всем! Кто применяет, обслуживает и производит контрольно-кассовые машины. Крайний срок, до которого все ККМ должны быть освидетельствованы на соответствие их эталонным версиям, доработаны или заменены, перенесен с 1 октября 2001 года на 1 января 2002 года (протокол ГМЭК от 07.09.01 N 5/64-2001-09-07).
Только вот беда - МНС России "забыло довести до сведения пользователей, центров технического обслуживания (ЦТО) и генеральных поставщиков изменение срока. Правда, как нам сказали в МНС, проект письма, которое доведет до сведения территориальных налоговых инспекций изменение срока, уже почти готов и скоро должен быть подписан. А до тех пор после 1 октября 2001 года налоговые органы должны снимать с регистрации ККМ, не соответствующие эталонной версии (письмо МНС России от 01.09.2000 ? ВТ-6-16/713).
Напомним, что еще в 2000 году ГМЭК изменила требования к эталонным версиям ККМ и установила обязанность применять машины, соответствующие только этим эталонным версиям в целях защиты от несанкционированного вмешательства в фискальную память пользователями. И все применяемые кассовые машины подлежат освидетельствованию. Те, которые не соответствуют эталонным версиям, должны быть доработаны или заменены. После чего на каждую из них центр технического обслуживания выдаст пользователю ККМ специальный паспорт. Причем, обратите внимание, дорабатываться или заменяться должны контрольно-кассовые машины, уже внесенные к Государственный реестр, то есть официально допущенные к применению на территории РФ.
Кто, зачем и почему?
Ответственность за своевременное освидетельствование эксплуатируемых ККМ на соответствие эталонным версиям возлагается на пользователей ККМ, центры технического обслуживания и генеральных поставщиков. И если, например, генеральный поставщик не представит документы, подтверждающие соответствие "его" ККМ эталонным версиям, модель может быть исключена из Государственного реестра.
Эталонные версии моделей машин разрабатывают генеральные поставщики ККМ и представляют на экспертизу в Лабораторию эталонных образцов контрольно-кассовых машин. Разрешает к применению эталонные версии Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам - для этого на каждую версию должно быть положительное заключение экспертизы, сертификат Госстандарта.
Доработкой кассовых аппаратов занимаются центры технического обслуживания. Что приятно - центр технического обслуживания обязан это исполнить. А если ЦТО откажется или генеральный поставщик поставит "не такую" машину, владелец ККМ может обратиться в суд с иском за поставленную или допущенную к эксплуатации технику, не соответствующую эталонной версии. А вот заменой ККМ должен заниматься сам пользователь.
Все ККМ, освидетельствованные или "доведенные до ума", должны получить специальный паспорт на соответствие эталонной версии. И после этого пользователь должен отчитаться в налоговой, что все в порядке, и показать этот паспорт.
Правда, платит за все владелец кассового аппарата. Стоимость освидетельствования - до 500 рублей, доработки (в зависимости от модели аппарата) - до 2500 рублей, паспорт облегчит кошелек на сумму от 60 до 80 рублей.
Но вот что плохо - ответственность в основном ляжет на плечи пользователей. Потому что применение ККМ, не соответствующих эталонным версиям, МНС России предписывает квалифицировать как применение ККМ, не соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством РФ. Все это хорошо, конечно. Но, на наш взгляд, не совсем законно. Есть к решению ГМЭК замечания - незаконно оно и по форме, и по сути.
Все неверно:
ни по форме...
Начнем с формы. Решение ГМЭК обязало генеральных поставщиков разработать эталонные версии моделей ККМ, ЦТО - доработать аппараты, не соответствующие эталонным версиям, пользователей - пройти освидетельствование и заменить "непригодные" машины. Причем все это в определенные сроки.
Поэтому отдельные пункты решения ГМЭК обращены к неопределенному кругу лиц и направлены на неоднократное применение, то есть имеют нормативный характер. И к ним должен применяться такой же порядок вступления в силу, как для нормативных подзаконных актов (Указ Президента РФ от 23.05.96 ? 763). Это решение должно пройти правовую экспертизу в Минюсте России и подлежит опубликованию. Иначе оно не влечет за собой правовых последствий как не вступившее в силу.
А между прочим, решения ГМЭК оформляются протоколом. И доводятся до сведения членов комиссии и других заинтересованных лиц путем рассылки материалов. Интересно, как решение может быть доведено до неопределенного круга лиц путем рассылки, без официального опубликования?
...ни по сути
Теперь перейдем к сути.
В Государственный реестр вносятся модели ККМ, соответствующие уже утвержденным ГМЭК техническим требованиям.
Предприятия могут использовать ККМ, если машины отвечают двум условиям (ст. 2 и 5 Закона РФ от 18.06.93 ?5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"). Во-первых, модели этих ККМ должны быть допущены к использованию на территории РФ и внесены в Государственный реестр. Во-вторых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах.
А комиссия своим решением фактически запрещает использовать кассовые машины, которые она уже включила в Госреестр!
Поэтому решение ГМЭК в той части, в которой оно предусматривает доработку и переосвидетельствование уже допущенных к использованию на территории России ККМ, явно выходит за пределы полномочий ГМЭК.
Кстати, полномочия комиссии определены целым пакетом нормативных актов - законом о ККМ, Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 ? 745) и Положением о Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (утв. постановлением СМ РФ от 09.09.93 ? 903).
ГМЭК имеет право определять и вносить в Государственный реестр модели ККМ, допускаемые к использованию на территории РФ, организовывать испытания и экспертизу машин на соответствие государственным стандартам РФ, техническим требованиям, требованиям нормативных актов, определяющих условия применения или параметры ККМ.
Еще комиссия вправе принимать обязательные решения по вопросам, связанным с установлением технических требований к ККМ, определением моделей.
Но решения ГМЭК по вопросам использования ККМ не распространяются на поставщиков, ЦТО, пользователей ККМ. Они обязательны только для исполнительных органов власти.
Начать дискуссию