Материал предоставлен журналом
"Расчет" (№4, 2003)
С Ашей, бухгалтером из Дели, мы знакомы довольно давно. Как-то раз она приехала туристкой в Россию и остановилась у моих друзей, с которыми встретилась в Индии. С тех пор мы переписываемся. И однажды я собралась и поехала к ней в гости.
Целую неделю, которую я провела в Дели, вставать мне приходилось в семь утра. Впрочем, Аша вскакивала на час раньше, чтобы успеть принять ванну и заняться йогой. Завтракали мы пшеничными лепешками парантха с джемом и молоком. Потом одевались обе в белые брюки и блузки. Для Аши это была обычная офисная одежда, а для меня - то, в чем можно гулять без риска получить солнечный удар. Первую половину дня я бродила по Дели, а когда становилось слишком жарко, заглядывала к Аше на работу и, устроившись в кресле с книгой, краем глаза наблюдала, как моя подруга делает свои бухгалтерские дела.
Обычно все проходило спокойно, Аша сидела за компьютером, иногда звонила отцу посоветоваться. В индийских фирмах очень развит принцип семейственности. Отец Аши, дипломированный бухгалтер с многолетним стажем, был ее начальником. "Он делает такие большие дела! - гордо рассказывала мне подруга. - На этот год для нашей фирмы весь бюджет разработал". И уже сокрушенно продолжала: "А я еще ничего толком не умею". Это, конечно, неправда, что Аша не умеет. Просто ей пока не доверяют. И не только потому, что она стажируется после окончания института.
Женщине в Индии приходится нелегко. Для индийской красавицы единственный способ заслужить общественное уважение - получить почетную профессию. Общество здесь с древности делится на касты. Высшая - брамины, то есть жрецы, духовные учителя. По поверью, они вышли из головы бога Брахмы. Ко второй относятся военные и дипломированные специалисты: управляющие, учителя, инженеры, родившиеся из его рук и плеч. Торговцы, ремесленники, земледельцы, которые появились из бедер, составляют третью. К четвертой касте, самой презираемой и низкооплачиваемой, относятся чернорабочие - шудры. Для них не осталось другой части тела бога, кроме ног.
Все касты живут совершенно по-разному. Кроме того, считается, что каждой касте полагается своя заработная плата. Шудры, например, обычно добывают не больше 60 рупий в день (1,26 долл. США), при этом килограмм хорошего риса, основной здесь еды, стоит 20 рупий. Перейти в более почетную касту практически невозможно. Индийцы верят, что те, кто будет вести духовный образ жизни, молиться, поститься, смогут подняться выше в следующей жизни. А нынешняя - это лишь один из отрезков пути к нирване.
Маленькие и большие
Что касается профессии Аши, то в Индии есть простые бухгалтеры и дипломированные. Простые - те, у кого нет возможности получить хорошее образование. Они работают сразу после курсов - ведут учет на небольших фирмах. Такие бухгалтеры входят скорее в третью касту и не получают больше 20 тысяч рупий в месяц (около 450 долл. США), даже возымев сорокалетний стаж. Их профессия считается здесь слишком земной, недуховной. Представители ее в основном мужчины.
Дипломированные бухгалтеры принадлежат ко второй касте: они получают экономическое образование в колледже или университете и сдают экзамены на аттестацию Института привилегированных бухгалтеров (вроде нашего ИПБР). Или можно, как Аша, учиться в самом институте четыре года, одновременно работая.
Аттестовав своих питомцев, институт строго следит за ними. Выпускники не только занимаются ведением учета, но и дают налоговые консультации, работают финансовыми управляющими крупных компаний. И не дай один из сотни индийских богов совершить дипломированному бухгалтеру крупную ошибку. Это грозит не только лишением аттестата, но и изгнанием из общества.
Аша тоже надеется когда-нибудь работать в сфере управления. Пока что она получает 15 тысяч рупий в месяц (около 320 долл.), совсем как обычный бухгалтер, правда, с приличным опытом работы. Такая зарплата считается достаточно маленькой. Хотя прожить на нее можно даже в Дели, если не покупать предметов роскоши.
Налоги с зарплаты индийцы платят не так, как мы. Заработки до 50 тысяч рупий
(около тысячи долл.) вообще не облагаются налогами. Те, кто получает от 50 до
60 тысяч рупий в месяц (около 1300 долл.), радуют государство 10 процентами
своего заработка. Если сумма зашкаливает за 60 тысяч, индийцы раскошеливаются
на тысячу рупий плюс 20 процентов с дохода, который превышает 60 тысяч рупий.
С самых высоких зарплат - больше 150 тысяч рупий (около 3200 долл.) - в казну
отдают 19 тысяч рупий (400 долл.) и 30 процентов со всего, что получают сверх
150 тысяч.
Со временем, набравшись опыта, Аша сможет зарабатывать даже в 10 раз больше,
чем теперь.
Беспокойная пятница
День, когда я улетала домой, 14 марта, мы решили провести вместе. Чтобы я могла
поехать с ней в офис, Аша выпросила у брата велосипед - наиболее предпочитаемый
индийцами вид транспорта. Приехав на фирму, мы обнаружили за компьютером в кабинете
Аши незнакомого мужчину. Это оказался внештатный аудитор. Он приехал познакомиться
с бухгалтерами, с которыми ему придется сотрудничать, и взять нужные документы.
Большая часть их, правда, хранится в электронном виде, так что он забирал с
собой еще и стопку дискет.
У индийских аудиторов работа, как и у российских, - аудиторские проверки. Но,
кроме того, они занимаются и другими делами. В Индии, которая была когда-то
британской колонией и унаследовала основы английского налогового законодательства,
развита процедура возврата налогов. Компании платят налоги заранее, с предполагаемой
прибыли. Государство возвращает им часть денег в случае, если эта прибыль оказывается
меньше. Фирме Аши аудитор был нужен для того, чтобы заполнить декларацию по
возврату. За окном март, и декларацию нужно подать до 31-го числа, иначе компанию
оштрафуют.
Проводив аудитора, мы расслабились. Аша приступила к учету сделок, совершенных
накануне, а я уселась в "свое" кресло и приготовилась спокойно читать.
Но не тут-то было. Прибежал папа Аши (вообще-то он, как большинство индийцев,
очень спокойный), и они стали быстро-быстро разговаривать на хинди. Потом папа
ушел, а мы с подругой вдвоем полезли в интернет - искать на налоговых сайтах
(благо они все на английском) новые, только что вышедшие формы отчетности.
Мне, кстати, эти сайты очень понравились. Во-первых, на них можно найти все
изменения, связанные с учетом, все пояснения к ним и даже посоветоваться с какой-нибудь
очень важной персоной. В деревнях, конечно, с интернетом туго, но во многих
из них налогов вообще не платят и бухгалтеров в них тоже нет.
Через полчаса мы наконец-то распечатали формы и пошли обедать в одно из ближайших кафе. Вторую половину дня Аша придумывала, как облегчить налоговое бремя своей фирмы. Впрочем, оно и так пока не было тяжким. Первые пять лет фирма, как занятая развитием инфраструктуры, освобождалась от налога на прибыль, теперь еще пять лет будет платить на 30 процентов меньше обычной ставки. В Индии налоговые льготы (от 30 до 100%) первые десять лет имеют все новые предприятия, а сколько платить, зависит от штата, области производства, размера и формы организации. Кроме того, сумма всех налогов любой компании не превышает 50 процентов от прибыли.
А вот налоговых проверок в Индии бухгалтеры не боятся. Пока серьезных подозрений в отношении предприятия нет, его никто проверять не станет. Но если не в порядке отчетность, большие суммы налога к возврату или "подозрительные" доходы у руководства, то тут индийской фирме проверки не избежать.
Пока Аша, думая, мерила шагами кабинет, я молчала, так как знала, что работа с налогами ей нравится больше всего. Моя подруга, как многие индийцы, полагает, что чем занятие более интеллектуальное, тем ближе к богу.
Вечер трудного дня
Когда рабочий день закончился, мы заехали домой за вещами и отправились в аэропорт. Для поездки Аша завернулась в шестиметровую зеленую ткань - свое любимое сари. По дороге она сообщила мне, что папа принял решение уйти в отставку. Он собирается заняться частным бухгалтерским бизнесом, рассчитывать семейные бюджеты, давать консультации по налогам. "Мне, конечно, будет трудно, - вздохнула она, а потом гордо добавила: - Но зато я смогу сделать хорошую карьеру сама, собственными руками, точнее, головой".
Начать дискуссию