Интервью

Социальная бухгалтерия нового поколения

Компания «Моё дело» называет себя пионером на российском рынке интернет-бухгалтерии: первая версия одноименного сервиса появилась еще в конце 2009 года. Поначалу «удаленные механизированные расчеты» предназначались только для индивидуальных предпринимателей, но не заставила себя ждать и более сложная версия для компаний на ОСНО.
Социальная бухгалтерия нового поколения
Председатель совета директоров компании «Моё дело» Сергей Панов и генеральный директор компании Максим Яремко

Компания «Моё дело» называет себя пионером на российском рынке интернет-бухгалтерии: первая версия одноименного сервиса появилась еще в конце 2009 года. Поначалу «удаленные механизированные расчеты» предназначались только для индивидуальных предпринимателей, но не заставила себя ждать и более сложная версия для компаний на ОСНО. 

Председатель совета директоров компании «Моё дело» Сергей Панов и генеральный директор компании Максим Яремко уверены, что со временем онлайн-сервисам будут подвластны все более сложные задачи. Своим видением перспектив этого рынка они поделились с корреспондентом ИА "Клерк.Ру" Сергеем Васильевым.

Сергей, Максим, а чем вообще интернет-бухгалтерия отличается от привычных программ, устанавливаемых с дисков?

С.П.: - Есть компании, которые просто пытаются взять классические десктопные решения и перенести их в «облако». Но это ничего не даст. Очень важно изменить сам подход, само видение бухгалтерии. На наш взгляд, это не должен быть конструктор, когда клиенту предлагается купить то и это, а потом еще все это настроить, подняв под свою покупку отдельную инфраструктуру. Главный принцип интернет-бухгалтерии – простота. Это должен быть продукт, который достаточно зарегистрировать и он начинает работать. И клиент не должен видеть ничего лишнего на экране. Если ему нужна аналитика, он заходит в отдельное место и там находит все нужные отчеты. Но когда он работает с сервисом, он пользуется только тем функционалом, который нужен ему сейчас. Это то, что используется в Яндексе, в социальных сетях. На этом построены все современные продукты в интернете.

И вот именно этой части - простоты - не хватает всем локальным бухгалтериям, которые были придуманы в прошлом веке. Они были изобретены давно, и в их интерфейсе ничего не поменялось. Нужен новый подход к юзабилити. К примеру, расчет зарплаты. В 1С вы увидите список цифр, но не поймете, откуда они взялись. У нас вы подводите курсор к каждой цифре и понимаете, откуда она взялась, как сервис ее посчитал.

М.Я.: - Очень важный элемент - интерактивность.  Мы, например, делаем ставку на профессиональные консультации экспертов. Получил наш клиент письмо из налоговой, которого не понял, отсканировал и отправил нашим специалистам - а они его растолкуют. И то же самое с любым вопросом по бухгалтерии. Мы не передаем отказ в приеме отчетности сразу клиенту, сначала передаем консультанту. Тот смотрит – может, отчетность отправлена не в ту инспекцию, может, еще что. И мы не только подсказываем, что сделать, мы берем на себя ответственность, даем гарантию: если клиент ввел правильные исходные данные, то его отчетность будет принята в любом случае.

То есть сервис ориентирован на людей, не слишком разбирающихся в этих тонкостях. А как вы считаете, где проходит верхняя граница его потенциальной аудитории?

М.Я.: - Я не думаю, что в теории эта граница вообще должна устанавливаться. Да, сейчас наши клиенты – это микробизнес с небольшой вариабельностью операций и небольшим количеством сотрудников. Оборот такого предприятия может быть и значительным, но операции все равно стандартизированы. Мы начали развивать сервис и для ОСНО. Даже масштабный бизнес все равно идет по пути стандартизации большинства процессов. Он взрослеет. Так что со временем онлайн-сервисы будут все лучше подстраиваться под его потребности.

Кстати, для более крупных компаний мы развиваем направление консалтинга, обеспечиваем доступ к базе знаний, нормативно-правовых документов.

А давайте с начала начнем, не с вывода, а с ввода информации. Ведь суть-то, как я понимаю, в том, чтобы у человека отобрать большую часть рутинной работы.

С.П.: - Интернет-сервис расположен не на вашем компьютере. И именно поэтому он дает гораздо больше возможностей для интеграции с другими поставщиками данных. Бухгалтерия становится действительно социальной. Не надо каждый раз вводить цифры повторно: они сами приходят в систему от ваших контрагентов, от тех, кто выставляет вам счета-фактуры. В этой сфере пока еще далеко не все реализовано, что хочется.

М.Я.: - Пользователь говорит - я хочу интеграцию своего аккаунта со своим расчетным счетом.  Ставит соответствующую настройку в интернет-банке и у нас.  После этого вся информация, которая поступает на его расчетный счет, становится доступной и в интернет-бухгалтерии.  Если контрагент появился, система его запомнит, и не придется вбивать данные о нем каждый раз заново. Это проблема всех старых бухгалтерий - вбивать одно и то же много раз. Завести контрагента в одном месте, в другом, в третьем, а для составления отчетности - еще и в четвертом.

Возможна аналогичная интеграция с «электронными деньгами». Например, с агрегатором «Робокасса», к которому подключена половина интернет-магазинов России.

С.П.: - Следующая ступень развития – создание сервиса по автоматическому начислению зарплаты. Составленная нами ведомость формируется и отправляется в банк, клиент заходит в интернет-банк, ставит там подпись, и зарплаты «разлетаются» по карточкам сотрудников.

А банкам это интересно?

С.П.: - Да. Они находятся в достаточно жесткой конкурентной среде, и многие из них за сегмент малого и среднего бизнеса активно борются. То есть клиент, выбирая банк, будет оценивать еще и удобство зарплатного проекта. После того, как мы подключили первый банк, мы увидели, что наши клиенты начинают менять свои банки в его пользу. И с размером банка это никак не связано.

Это то, что касается коммерческих отношений. А как у интернет-бухгалтерии обстоит дело с получением информации из госорганов?

М.Я.: - Сервис автоматически скачивает информацию для удобства пользователей из всех доступных хранилищ данных. Начиная  с ЕГРЮЛ и ЕГРИП, продолжая КЛАДР (российским классификатором адресов, который недавно запустила ФНС) и вообще из любой информационной системы, по мере того, как то или иное ведомство доведет ее до ума. Как известно, они обязаны работать над Системой межведомственного электронного взаимодействия, только успехи у разных госслужб в этом деле пока разные. Приятно, что ФНС  определенно в этом направлении лидирует.

Вы говорили, что клиент интернет-бухгалтерии не должен видеть ничего лишнего на экране. Как это реализуется?

М.Я.: - В самом начале клиент заполняет свой профайл, и система запоминает его особенности, выдавая на экран лишь ту часть интерфейса, которая действительно нужна.

Классический пример - работа с кассой. Есть предприниматели, которые полностью работают по безналу. Вот для них работа с кассой будет сведена к одной кнопке - скачать кассовую книгу, которая будет сформирована автоматически. Есть те, которые принимают только наличные. А есть полноценно работающие - выдают деньги под авансовые отчеты,  и т.д. Для них бухучет будет доступен полностью. То же самое при сдаче декларации. УСН 6%, 15% - полей у них разное количество. А если у вас есть еще и убытки прошлых лет, то полей еще больше.

Хорошо, конечно, что система знает о пользователе многое и не заставляет его вводить информацию самостоятельно. Но годится такой осведомленный «большой брат», если предпринимателю есть что скрывать?

М.Я.: - Это мы уже переходим к вопросу безопасности. Что надежнее - флешка, которую можно потерять или сервер, к которому нет доступа ни у кого? Даже я, гендиректор, не могу подойти к нему просто так, не оформив несколько документов.

А если органы правопорядка  оперативно запросят доступ к этому серверу?

М.Я.: - Оперативно не получится, так как информация о пользователях сервиса подпадает под действие Закона «О защите персональных данных». И пользователь в любом случае узнает об этом первым. Он видит список лиц, у которых есть доступ к его аккаунту. И он может при желании в любой момент полностью удалить все данные.

Ладно, в конце концов, первый же подобный прецедент подорвет доверие к облачной бухгалтерии. А пока это лишь теория.

С.П.: - Все равно предприниматели «сливают» в облако ту информацию, которая нужна им будет для налоговой отчетности. Зачем же им ее скрывать?

Крупных игроков в вашем сегменте, как известно, совсем немного. А почему гигант 1С до сих пор не пришел в эту сферу?

С.П.: - Говорить за них самих, конечно, сложно. Можно отметить лишь, что 1С построила для себя великолепный рынок, на котором стала практически монополистом. И теперь изменить систему сбыта для 1С очень сложно. Ведь принцип SaaS (программное обеспечение как услуга) строится на том, что весь сервис оказывается головной компанией, дилеры только продают услуги. А бизнес 1С, как и «Консультанта» с «Гарантом», построен на сети дилеров. Изменить это они не могут.

Другое дело, что для клиента это означает, что постоянно нужно вызывать представителя 1С, который настраивает и донастраивает систему. Это потеря времени в работе бухгалтерии, а иногда и всей компании. Известно, что для среднего предприятия обслуживание бухгалтерии в России стоит дороже, чем во многих других странах. Между тем, значительная часть клиентов может получать те же услуги и в онлайне.

Достаточно ли для российского рынка двух-трех конкурирующих онлайн-сервисов?

С.П.: - Я думаю, что обязательно появятся еще игроки. Просто для того, чтобы создать полномасштабный сервис, нужны значительные вложения. Уже было 5-6 стартапов, но они пока не могут пройти стартовую стадию.

Комментарии

  • Katrina*

    Простота - это то, чего всегда не хватало бухгалтерскому учёту. Моё дело смогли совместить сложность этого процесса и удобство в работе, так, что теперь даже простому предпринимателю не надо ломать голову, составляя очередной отчёт.

  • ЛенаЯ

    Надо будет попробовать, что за альтернативу Консультанту и Гаранту в вашем сервисе сделали. Если ок, то буду пользоваться.

Комментарии под этим материалом были скрыты

В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru