"Главбух" № 14, 2005
В ближайшие два года существенно сократится перечень видов деятельности, которые можно осуществлять только по лицензии. Такие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ . Так, уже с 17 июля 2005 года не будут лицензироваться коммерческие перевозки пассажиров на легковых автомобилях, а также перевозки грузов на машинах с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. С 1 января 2006 года лицензии не понадобятся, в частности, оценщикам и аудиторам, а с 1 января 2007 года - туроператорам и турагентам.
Казалось бы, отмена лицензирования - это хорошая новость. Но только для руководителей фирм. А вот бухгалтерам такое нововведение может создать дополнительные проблемы.
Как известно, лицензии выдают на пять лет (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). И большинство бухгалтеров в налоговом учете списывают истраченные на лицензирование деньги в течение срока действия лицензии. Ведь именно так рекомендовал поступать Минфин России в письме от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62.
Как же быть с недосписанной частью лицензионных сборов, если в связи с изменениями, внесенными Законом № 80-ФЗ, деятельность фирмы больше не подлежит лицензированию? По мнению налоговиков, в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, "остаточную стоимость" лицензии списать нельзя. Аргумент таков: поскольку лицензия фирме больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, уже нельзя считать экономически оправданными. В частности, такая точка зрения высказана в письме УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65420.
Из этой ситуации есть два выхода.
Первый выход состоит в том, что фирма, чья деятельность перестала лицензироваться, отстаивает свое право списать в расходы всю стоимость лицензии. Причем задним числом: в том месяце, когда были уплачены лицензионные платежи. Поясним.
Понятие "расходы будущих периодов" в Налоговом кодексе РФ не используется. Единственная норма, требующая списывать расходы равномерно в течение определенного времени, содержится в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Однако там речь идет о договорах, по которым доходы поступают в течение нескольких отчетных периодов. Получая же лицензию, фирма договоров не заключает. А сам лицензионный взнос является государственной пошлиной, которая уплачивается по правилам, прописанным в главе 25.3 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в статье 8 Налогового кодекса РФ сказано, что плата за получение лицензии является сбором.
Налоги и сборы, начисленные в порядке, который прописан в Налоговом кодексе РФ, включаются в прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем вся сумма сбора берется в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно - в том месяце, в котором ее начислили. На это указано в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ни о каком равномерном списании лицензионного сбора речь идти не может.
Значит, фирма, списывавшая какое-то время лицензионный сбор по частям, вправе представить в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот год, в котором была получена лицензия. В этой декларации можно указать всю уплаченную за лицензию сумму. Правда, в этом случае придется подать "уточненки" и за все последующие годы, когда организация пользовалась лицензией. Из этих деклараций суммы списанных лицензионных платежей надо исключить.
Второй выход проще. В рассматриваемой ситуации ввязываться в спор с налоговиками вовсе не обязательно. Ведь размер лицензионного сбора в большинстве случаев составляет всего лишь 1300 руб. А та его часть, которую фирма не успеет списать к моменту отмены лицензирования, окажется и того меньше. Вступать в конфликт с налоговиками из-за столь незначительной суммы нецелесообразно. Гораздо проще согласиться с инспекторами и не исключать несписанную часть сбора из налогооблагаемой прибыли. Налоговые потери при этом будут мизерными.
Что касается бухгалтерского учета, то там несписанный остаток лицензионного сбора относится в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если вы решите не списывать этот остаток в налоговом учете, то на него нужно начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует пункт 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Пример
ООО "Город" в январе 2005 года получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 года (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон № 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).
Бухгалтер ООО "Город" решил не включать эту сумму в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. А в бухгалтерском учете он сделал такие проводки:
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 97
- 1148,33 руб. - списан остаток лицензионного сбора;
ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" КРЕДИТ 68 субсчет
"Расчеты по налогу на прибыль"
- 275,60 руб. (1148,33 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство
на остаток лицензионного сбора, не учтенного при расчете налогооблагаемой
прибыли.
Обратим внимание еще на одно новшество, введенное Законом № 80-ФЗ. Этот документ ввел повышенные административные штрафы за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензиями по некоторым видам деятельности. Так, фирму, осуществляющую деятельность в области защиты информации, за грубое нарушение лицензионных условий могут оштрафовать на 10 000-15 000 руб., а индивидуального предпринимателя и руководителя фирмы - на 1000-1500 руб. При этом штраф могут заменить тем, что предприниматель или компания лишатся права заниматься деятельностью в области защиты информации на 90 суток. Такое изменение внесено в статью 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Заметьте, что в кодексе не сказано, какое нарушение лицензионных условий считается грубым. Понятие "грубое нарушение" применительно к конкретному виду деятельности должно определить Правительство РФ.
Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ вступает в силу с 17 июля 2005 года.
Начать дискуссию