Финансовый кризис

Антикризисные советы или как сократить расходы, не потеряв прибыль

Мировая экономика переживает не самые простые времена. Состояние дел в ряде европейских стран, продолжающийся спад на многих финансовых рынках дают многим повод для беспокойства. В России вероятность наступления новой волны финансового кризиса стала одной из главных экономических тем, обсуждаемых бизнес-сообществом.
Антикризисные советы или как сократить расходы, не потеряв прибыль
На фото Максим Солнцев, председатель правления СДМ-Банка

Мировая экономика переживает не самые простые времена. Состояние дел в ряде европейских стран, продолжающийся спад на многих финансовых рынках дают многим повод для беспокойства. В России вероятность наступления новой волны финансового кризиса стала одной из главных экономических тем, обсуждаемых бизнес-сообществом.

Конечно, состояние международных финансов серьезно влияет и на российскую экономику. Но не только оно. Высокие цены на нефть создают «подушку» для нашего бюджета. Банковская система России сейчас гораздо сильнее, чем 5 лет назад: благодаря накопленным за последние годы активам и усиленному риск-менеджменту она способна противостоять внешним финансовым катаклизмам. В Евросоюзе ситуация пока далека от безнадежной, со своими финансовыми проблемами Европа более или менее справляется.

Опасения скорого финансового кризиса в России, мягко говоря, несколько преувеличены. Тем не менее, многим российским компаниям, особенно в секторе малого бизнеса на всякий случай стоит серьезно задуматься над своим развитием на ближайшее время. Подготовиться к возможным трудностям имеет смысл именно сейчас, пока все относительно спокойно. Если тяжелые времена все же наступят, «подготовленным» компаниям будет легче пережить смутные времена. Ну а если опасность минует, так и не наступив, то превентивные меры по «затягиванию поясов» все равно не повредят. С их помощью вы поможете своему бизнесу выйти на новый уровень.

Итак, на чем компания может сэкономить, какие затраты сократить без особого ущерба для бизнеса?

В качестве совета N 1 я бы рекомендовал не увлекаться кредитами. Следите за постоянным ростом собственного капитала в бизнесе и не спешите занимать у банков максимально возможные суммы. С бурным развитием на кредитные деньги сейчас лучше подождать. На всякий случай компаниям надо прогнозировать свое будущее, исходя из пессимистичного варианта развития событий. То есть, если, например, предприятие занимается поставкой какого-либо товара, стоит предусмотреть в планах, что цена на него может быстро снизиться. И, наоборот, не рассчитывать на то, что цены на комплектующие и сырье вдруг упадут.

Надо быть готовым к тому, поступление выручки может непредсказуемо измениться, и могут возникнуть кассовые разрывы. А банк-кредитор, несмотря ни на что, будет требовать равномерного поступления платежей и процентов за обслуживание кредита. И чрезмерное увлечение кредитами в случае ухудшения финансовой ситуации может обернуться для владельца бизнеса большими неприятностями. Кстати, не случайно в кризис 2008-2009 году, выжили, в первую очередь, компании, которые подошли к нему с оптимальной кредитной нагрузкой и не проводили рисковую политику по привлечению инвестиций в свой бизнес.

Для примера достаточно вспомнить строительные компании, которые перед кризисом активно привлекали кредиты для строительства недвижимости в расчете на быструю прибыль. Другая модель (снижение продаж, резкое падение покупательского спроса) ими даже не рассматривалась. Результат такой политики - замороженные стройки - на рубеже 2008 – 2010 годов наблюдали мы все. Выиграли в данном случае строительные компании, которые вошли в кризис с небольшими заимствованиями, и смогли скупить «по дешевке» замороженные конкурентами объекты.

Совет N 2 плавно вытекает из совета N 1. Четко отслеживайте дебиторские платежи, отсекайте ненадлежащих плательщиков. Если партнер в «мирное» время платит с грехом пополам, то в кризис он вообще платить не будет. Дисциплина и контроль рисков, а не накапливание проблем ради расширения продаж – вот что должно стать одной из важнейших заповедей для компаний, особенно небольших.

Опять-таки, анализ прошлых лет показывает, что в выигрыше в кризис оказались компании, установившие прямую ответственность коммерческих служб за работу с недобросовестными контрагентами. Они просто стали считать выручку не по отгрузкам товара, а по поступлениям денег и обеспечили себе бюджет без дебиторских «дырок».

Совет N 3. Проанализируйте расходные статьи, наверняка есть те из них, на которых вы без особого ущерба для бизнеса можете «подвинуться». Например, снизить стоимость аренды, выбрав менее дорогую недвижимость или потеснившись на уже занимаемых метрах.

Еще можно исследовать рынок поставщиков, вполне возможно, найдется кто-то с более выгодными условиями.

Можно сократить затраты на персонал, отдав какую-то часть работы на аутсорсинг. Например, рекламу, маркетинг, IT-услуги вполне возможно доверить сторонней компании. Тогда у вас останется больше возможностей сосредоточиться на развитии основного бизнеса. А в случае кризиса от услуг аутсорсеров можно легко и быстро отказаться - без излишней бюрократии, моральных терзаний и выплат материальных компенсаций.

Но в кадровом вопросе главное - не переусердствовать. Многие компании, которые в кризис начали активно сокращать сотрудников, не просчитали, что доля затрат на персонал в общей структуре расходов компании на самом деле не такая большая. В результате они столкнулись с тем, что и сильно сэкономить не удалось, а после завершения кризиса набрать квалифицированных сотрудников оказалось не так просто, и обходились они компаниям гораздо дороже, чем прежние.

Совет N 4 – возможно, самый главный. Он принесет пользу компании, даже если кризис и вовсе не настанет, а уж в плохие времена может стать настоящим спасением для бизнеса. Проанализируйте свой продукт и то, как на него может измениться спрос во время кризиса. Пока не поздно, скорректируйте по необходимости ассортимент: сформируйте «эконом-пакет» услуг или добавьте более дешевый продукт в линейку. Это сделает ваш бизнес более маневренным в нестабильное время.

Хорошим примером диверсификации бизнеса является производство мороженого. В зимнее время, когда спрос на мороженое падает, оно может быть заменено на другую продукцию: пельмени, вареники, различные полуфабрикаты. Таким образом, производство работает, холодильные мощности, которые летом используются для производства мороженого, не простаивают, предприятие имеет стабильную выручку.

Настоящей проблемой многих российских компаний, особенно маленьких, является низкий уровень юридической поддержки, который не дает им возможности грамотно отстаивать свои права в спорах с партнерами и в суде. На это есть совет N 5. Подстрахуйтесь и проведите юридический анализ договоров, наймите специалистов, которые помогут вам грамотно составить необходимые документы. Затраты на юридический консалтинг вас не разорят, но помогут избежать больших расходов в будущем, в случае возникновения бизнес-конфликтов.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Начать дискуссию