Взносы в ПФР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2012 № 232н

«Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения»

Минздравсоцразвития выпустило Приказ от 15.03.2012 № 232н, которым утвердило новую форму Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также Порядок ее заполнения (далее – Расчет и Порядок).

При этом перестала действовать прежняя форма Расчета, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н. Изменений в исчислении страховых взносов в 2011 году произошло слишком много для того, чтобы, как ранее, ограничиться внесением поправок в старую форму.

Что касается Порядка, то с вступлением его в силу не появилось необходимости отменять его прежнюю версию. Вместо нее чиновники предлагали пользоваться рекомендуемым порядком заполнения предыдущей версии Расчета (далее – Рекомендации). Он не был издан в виде нормативного документа, а был размещен на сайте ПФР. Тем не менее работники Пенсионного фонда придерживались правил, установленных им, и того же требовали от плательщиков. Поэтому стоит сосредоточиться на его отличиях от Порядка, так как их структура похожа.

Как представляется Расчет?

В пункте 1 Порядка появилось указание, отсутствовавшее в Рекомендациях, но в то же время дублирующее положения ч. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах[1]. Согласно ему плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют Расчет по установленному формату в форме электронных документов. В Порядке уточняется, что имеется в виду электронная форма с электронной цифровой подписью.

Кроме того, в Порядке однозначно указано, что альтернативой данной форме представления Расчета может быть только его представление на бумажном носителе. В Рекомендациях допускалось представлять в электронной форме в сопровождении бумажного носителя.

Рекомендации требовали, чтобы денежные данные в Расчете указывались в рублях с округлением в случае необходимости. В Порядке об этом ничего не говорится, но непосредственно в формах Расчета появилось указание, что теперь эти данные пишутся в рублях и копейках.

Внимание на Титульный лист!

Теперь в Титульном листе не нужно указывать регистрационный номер в территориальном фонде ОМС, для идентификации плательщика достаточно регистрационного номера в ПФР.

В пункте 4.1 Порядка теперь указано, что корректировочные расчеты представляются по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Это соответствует требованию ч. 5 ст. 17 Закона о страховых взносах.

В Титульном листе появилась новая ячейка, которая заполняется в случае прекращения деятельности организации-страхователя в отчетном периоде в связи с ликвидацией либо прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с ч. 15 ст. 15 Закона о страховых взносах. При этом в данном поле проставляется буква «Л» (п. 4.4 Порядка).

В соответствии с указанной нормой Закона о страховых взносах, если прекращение деятельности произошло до окончания расчетного периода, организация или индивидуальный предприниматель обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

При этом разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 Закона о страховых взносах.

Несмотря на то, что под полями, где указывается наименование плательщика страховых взносов – физического лица, а также где дается расшифровка его подписи, теперь вместо слов «фамилия, имя, отчество», как было в Рекомендациях, проставлено «ФИО», но по-прежнему фамилию, имя и отчество надо указывать полностью (п. 4.5 и 4.16 Порядка).

Обратите внимание:

При заполнении плательщиком ИНН, который состоит из 10 знаков, в зоне из 12 ячеек, отведенных для записи показателя ИНН, в последних двух ячейках следует проставить прочерк (п. 4.6 Порядка). Рекомендации требовали иное, в таких случаях надо было в первых двух ячейках проставить нули.

Аналогично следует поступить при заполнении ОГРН организации, который состоит из 13 знаков.

В Титульном листе теперь не указываются коды ОКПО, ОКОПФ и ОКФС, исчезли соответствующие ячейки. Кроме того, в нем не надо указывать код тарифа, так как предназначавшихся для этого ячеек теперь тоже нет.

В пункте 4.11 Порядка поясняется, как указывать номер телефона в ячейках, которые отведены для этого в Титульном листе. Необязательно указывать городской стационарный номер, он может быть и мобильным, но обязательно надо указать код города или сотового оператора. Кроме того, можно указать телефон представителя страхователя, если Расчет сдается им. Следует учитывать, что цифры проставляются в каждой ячейке без тире и скобок, то есть подряд.

Количество ячеек, отведенных для номера телефона, уменьшилось на одну и стало равно 15, но все равно получается, что их больше, чем это обычно необходимо для указания всех цифр номера телефона. Поэтому, по нашему мнению, по аналогии с указанием ИНН и других кодов правильнее будет заполнить цифрами самые правые ячейки, но в свободных клетках нулей проставлять не надо, а оставить их пустыми, например:

 

 

 

 

 

   4  

   9  

   5  

   1  

   2  

   3  

   4  

   5  

   6  

   7  

В отношении адреса юридического лица Рекомендации допускали, что можно указать фактический адрес организации, если он отличается от юридического. Пункт 4.12 Порядка строго устанавливает, что всегда следует указывать юридический адрес.

В поле «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю» появился новый код. В дополнение к кодам 1 «Плательщик страховых взносов» и 2 «Представитель плательщика страховых взносов» появилась возможность в необходимых случаях указывать код 3 «Правопреемник» (имеется в виду правопреемник ликвидированной организации) (п. 4.16 Порядка).

Дело в том, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов – организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками). Такая обязанность возлагается на него в соответствии с ч. 16 ст. 15 Закона о страховых взносах, причем независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Для указания наименования организации, представителя плательщика страховых взносов теперь в Титульном листе есть отдельное поле. Правда, в п. 4.16 Порядка это почему-то никак не учтено.

Изменился раздел 1

Претерпели изменения все разделы Расчета начиная с раздела 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам». Из него исключена графа, в которой делался расчет страховых взносов, уплачиваемых в территориальный фонд ОМС. Это естественно, так как с 01.01.2012 платежи в данный фонд отменены, а точнее, включены в платежи, направляемые в федеральный фонд ОМС. Заметим, что в результате непонятно, как быть плательщикам, у которых по состоянию на 01.01.2012 образовались задолженность или переплата в территориальный фонд ОМС. Где они должны их указать, не поясняется.

Забегая вперед, в отношении раздела 2 укажем, что он теперь заполняется по всем выплатам застрахованным лицам, включая тех, в отношении которых применяется пониженный тариф (отдельные листы по каждому тарифу). На это указывает сноска под разде-
лом 2. Поэтому данные по начисленным страховым взносам, указываемые в строках 110 – 113 раздела 1, должны соответствовать данным строк 250 – 252 и 276 раздела 2, которые складываются, если плательщик применял более одного тарифа и, соответственно, заполнял более одного листа раздела 2 (п. 6.2 Порядка).

В строке 120 «Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода» раздела 1 Расчета согласно п. 3.2 Рекомендаций отражались суммы страховых взносов, доначисленные по актам проверок (теперь уточнено, что и камеральной, и выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов.

Порядком дополнено, что здесь же плательщиком могут отражаться суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона о страховых взносах.

Причем показатели в строке 120 теперь должны коррелировать с данными нового раздела 4, о котором мы скажем ниже.

В разделе 1 появилась новая строка 145, в которой указываются суммы страховых взносов, уплаченные в текущем отчетном периоде за предыдущие расчетные периоды. Поэтому совершенно ясно, что в строках 141 – 144, где отражаются суммы, уплаченные в последние три месяца отчетного периода, должны фигурировать только суммы, относящиеся к текущему расчетному периоду.

Пример.

Плательщик страховых взносов в I квартале 2012 г. уплатил всего 130 000 руб. страховых взносов, в том числе 50 000 руб. – за декабрь 

2011 г., по 40 000 руб. – за январь и февраль 2012 г. Приведем пример заполнения одной из граф раздела 1.

В строке 141 надо указать сумму 40 000 руб., уплаченную за январь 
2012 года, по строке 142 – 40 000 руб., уплаченных за февраль того же года, по строке 144 – итог по этим двум суммам, равный 80 000 руб.

В строке 145 надо указать сумму, равную 50 000 руб., уплаченную за предыдущий расчетный период, то есть за 2011 год, начисленную за декабрь. В строке 140 «Уплачено с начала расчетного периода» следует указать все суммы, перечисленные в 2012 году, – 130 000 руб.

Учтем выплаты иностранцам

Напомним, что раздел 2 теперь заполняется по всем выплатам застрахованным лицам, включая тех, в отношении которых применяется пониженный тариф (отдельные листы по каждому тарифу). Данные по одинаковым строчкам всех листов суммируются и переносятся в раздел 1.

Ранее также существовало правило, что в определенных случаях плательщики заполняют два или более отдельных листа раздела 2. Например, согласноПисьму ПФР от 26.04.2011 № ТМ-30-25/4492 плательщики, применяющие основной тариф страховых взносов и при этом находящиеся на каком-либо из специальных налоговых режимов, заполняли две таблицы раздела 2 РСВ-1 ПФР, отдельно по основной системе обложения страховыми взносами и отдельно по специальным режимам и указывали коды тарифа 01 и 51 соответственно, а на титульном листе проставляли код тарифа 00 (о кодах будет рассказано ниже).

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ[2] внесены изменения в порядок обложения страховыми взносами выплат иностранцам. С 01.01.2012, если трудовой договор с временно пребывающим на территории РФ иностранцем заключен на неопределенный срок или срок, равный шести месяцам или более, на выплаты и вознаграждения по нему страховые взносы в ПФР начисляются. До этой даты взносами не облагались любые такие договоры.

Дело в том, что иностранцы, временно пребывающие на территории РФ, заключившие такие договоры, теперь признаются застрахованными лицами в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании[3]. Эта норма не распространяется только на высококвалифицированных специалистов на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Новшество учтено в разделе 2. Отдельно ведутся расчеты облагаемой базы по иностранцам, но только временно пребывающим и временно проживающим в РФ. Это связано с тем, что в отношении выплат таким лицам установлено, что вся сумма начисленных страховых взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

А вот иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать и на накопительную часть трудовой пенсии. Распределение взносов с начисленных им выплат происходит в общем порядке в зависимости от года их рождения. Поэтому и расчет облагаемой базы по ним ведется также в общем порядке. Например, сумма выплат и вознаграждений, начисленных в их пользу, указывается в строках 201 и 202.

Надо также учитывать, что суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, определяются для занесения в раздел 2 не только в соответствии со ст. 7 и 9 Закона о страховых взносах, но и согласно межгосударственным соглашениям, заключенным РФ и предусматривающим такую возможность.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона о страховых взносах, в новой версии Расчета не показываются отдельно по ч. 12 и п. 1 ч. 3 этой же статьи. Все необлагаемые суммы учитываются вместе в строках 211 – 213. Правда, отдельный расчет по п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах производится в новом разделе 5, о нем будет сказано ниже.

Далее в разделе 2 появились строки, по которым надо учитывать расходы, принимаемые к вычету в соответствии с ч. 7 ст. 8 Закона о страховых взносах. Это суммы выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, которая определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных данной нормой размерах.

При определении окончательной величины начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование заполняется отдельно новая строка 252, в нее включаются взносы, начисленные с сумм, превышающих предельную облагаемую базу. Эти суммы указываются только в листе раздела 2 для плательщиков, к которым применяется общий тариф. С 01.01.2012 для них установлен тариф, равный 10%, к указанным суммам (п. 1 ст. 58.2 Закона о страховых взносах). На этот тариф умножается сумма строк 231 – 233.

При этом в строке 260 надо также отразить количество физических лиц, по которым величина базы превысила указанный предел.

Практически по тому же алгоритму, что и взносы в ПФР, в строках 271 – 276 раздела 2 рассчитываются взносы, перечисляемые на обязательное медицинское страхование (п. 7.3 Порядка).

Изменились расчеты по инвалидам

Раздел 3 был увеличен и включает в себя несколько подразделов. Первый из них, подраздел 3.1, заполняется плательщиками, применяющими пониженные тарифы страховых взносов, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы, в случае если указанный тариф ниже основного тарифа, установленного для данной категории плательщиков. Ранее для этого применялась таблица 4.1.

Подраздел 3.2 (соответствует прежней таблицы 4.2) заполняется плательщиками, являющимися общественными организациями инвалидов (их региональными и местными отделениями), в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их представители составляют не менее 80% и которые применяют пониженный тариф, установленный ч. 2 ст. 58 Закона о страховых взносах. О льготе для таких организаций говорится в п. 3 ч. 1 ст. 58 данного закона.

Правда, там сказано о льготе для общественных организаций инвалидов, для них не устанавливается каких-либо ограничений. Определение этой категории льготников, сформулированное в п. 9.1 Порядка, соответствует определению общественных организаций инвалидов, приведенному в ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) данных организаций.

В отдельный подраздел 3.3 выделен расчет права применять пониженный тариф страховых взносов для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Старые и новые формы для льготников

В прежней версии расчета имелись также таблицы 4.3 и 4.4. В них рассчитывались соответственно условия для применения пониженного тарифа страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (п. 4 ч. 2 ст. 57 Закона о страховых взносах), и организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД[4]) которых являются виды деятельности, перечисленные в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах.

В Рекомендациях ничего не говорилось о том, как заполнять эти таблицы. В Порядке данный недостаток исправлен. Справедливости ради скажем, что данные таблицы просты в заполнении. Но для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, есть два небольших изменения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах с 01.01.2012 льгота, предусмотренная этой нормой, не распространяется на организации данного вида деятельности, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ.

Данная формулировка изменилась в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее исключение касалось организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ.

Это учтено в подразделе 3.4. Кроме того, соответствующая таблица увеличилась на одну графу. Теперь есть отдельная графа для данных по итогам 9 месяцев года, предшествующего текущему расчетному периоду, и отдельная графа для данных по итогам текущего отчетного (расчетного) периода. Прежде и те и другие указывались в одной графе. Теперь первую графу заполняют организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, функционировавшие в прошлом отчетном периоде, а вторую – вновь созданные такие организации (ч. 2.1 и 2.2 ст. 57 Закона о страховых взносах). То есть каждая организация одну из граф не заполняет.

Появились новые подразделы 3.5, 3.7 и 3.8. Их заполняют следующие налогоплательщики, применяющие пониженные тарифы:

  • плательщики страховых взносов – российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

а) деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

б) издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций;

  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные в установленном порядке, применяющие УСНО и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Что касается НКО, то для них установлено условие, согласно которому по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы всех ее доходов за указанный период должны составлять в совокупности следующие виды доходов:

  • от целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;
  • в виде грантов, получаемых для осуществления тех же видов деятельности и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
  • от осуществления видов экономической деятельности, указанных в пп. р – ф, я.4 – я.6 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах. Кроме того, их можно найти в списке, приведенном под подразделом 3.6.

Сведения о доходах по каждой из трех указанных групп вносятся в графу 3 подраздела 3.7, а соблюдение доли учитывается по общей сумме доходов. В графе 4, но только в Расчете за год, указываются аналогичные данные по итогам расчетного периода, так как в соответствии с ч. 5.3 ст. 58 Закона о страховых взносах в течение расчетного периода ограничение, равное 70%, тоже должно соблюдаться. При этом учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов.

Появились два новых раздела. Один из них (4-й) заполняется и представляется плательщиками, доначислившими страховые взносы в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды. Имеются в виду как доначисления по результатам камеральных и выездных проверок, так и доначисления, выявленные самостоятельно.

Как мы указывали, общая доначисленная сумма должна соответствовать данным строки 120 раздела 1.

Раздел 5 заполняется и представляется плательщиками, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

Эти выплаты освобождаются от обложения взносами на основании п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах. В указанном разделе приводятся подробные данные по каждому лицу, получившему соответствующее вознаграждение.

Изменились некоторые коды тарифов

Некоторые изменения произошли в Списке кодов тарифов плательщиков страховых взносов. Так, те из них, которые находится на УСНО и применяют основной тариф страховых взносов, должны теперь вместо кода 51 проставлять 52. Плательщики страховых взносов, уплачивающие ЕНВД и применяющие основной тариф страховых взносов, также в 2011 году ставили код 51, а теперь для них предназначен код 53.

Общий код 02 применяли:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  • организации народных художественных промыслов;
  • семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Теперь для них установлены коды, соответственно, 18, 19 и 20.

Новые категории льготников, уплачивающие пониженные тарифы страховых взносов с 01.01.2012, получили коды с 11-го по 15-й.

__________________________

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[2] Текст закона и комментарий к нему опубликованы в № 1, 2012.

[3] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

[4] Основной вид деятельности в данном случае определяется на основании именно Расчета, а не информации, содержащейся в выписке из ЕГРЮЛ (Письмо Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 № 5071-19).


Начать дискуссию