Интервью

Управление финансами в режиме онлайн

В рамках программы «Электронная Россия» органы Федерального казначейства первыми среди министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота. О результатах и перспективах развития проекта - наш сегодняшний диалог с экспертом.

Интервью с Галиной Николаевной Сердюковой, руководителем Управления Федерального казначейства по Омской области, заслуженный экономист Российской Федерации

В рамках программы «Электронная Россия» органы Федерального казначейства первыми среди министерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота. О результатах и перспективах развития проекта - наш сегодняшний диалог с экспертом.

Талина Николаевна, каковы пред­посылки создания системы электронного документооборота в возглавляемой вами структуре, так ли он необходим?

- В ходе исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюд­жетов всех уровней органы казначейства взаимодействуют с большим количест­вом участников бюджетного процесса. Так, только при исполнении одной из важнейших государственных функций - учета и распределения доходов между бюджетами различных уровней - Управление Федерального казначейства по Омской области взаимодействует с более 1,3 тыс. администраторами доходов.

Для проведения кассовых расходов федерального, областного и местных бюджетов (а их в Омской области 424) в ОФК области открыто более 4 тыс. лицевых счетов распорядителям и получате­лям бюджетных средств.

Обеспечение высококачественного сервиса при обслуживании лицевых счетов бюджетополучателей - наша главная задача. А высокий уровень предоставления услуг в современных условиях немыслим без электронного документооборота.

Как развивалась система электронного документооборота в вашем регионе?

- Подключение участников бюджетного процесса к системе электронного документооборота (СЭД) в Омской области осуществляется с 2005 г. Было разработано про­граммное обеспечение (ППО), произведена его установка нашим клиентам, с которыми проведено соответствующее обучение.

Реализация такого масштабного проекта шло не гладко, но сегодня абоненты СЭД в полной мере ощутили преимуще­ства безбумажного документооборота.

На совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России по итогам деятельности в 2010 г. и зада­чам на 2011 г. было отмечено, что в рамках реализации программы «Электронная Россия» ОФК первыми среди всех мини­стерств и ведомств ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота и электронную подпись.

По состоянию на 1 января 2012 г. охват участников бюджетного процесса элект­ронным документооборотом в Омской области составил порядка 92%.

Обслуживание и поддержка работы ППО СЭД осуществляется собственными силами ОФК, а также аутсорсерами. Это и сопровождение ППО, и администрирова­ние, установка обновлений, реинсталля-ция при замене рабочих станций.

В чем выражаются позитивные результаты проекта?

- Благодаря системе электронного до­кументооборота:

  • у клиентов отпала необходимость в по­сещении ОФК с целью предоставления документов на бумажном носителе и получения выписок и отчетных форм по лицевым счетам. А это - экономия материальных затрат и затрат рабо­чего времени (и бюджетополучатели, и финансовые органы отправляют и получают необходимые документы из казначейства, не покидая своего рабо­чего места);
  • исключена вероятность ошибок при ручном вводе платежных документов сотрудниками казначейства;
  • повысилась оперативность в предо­ставлении выписок по лицевым сче­там клиентов;
  • минимизированы коррупционные правонарушения за счет сокращения личного контакта между клиентом и сотрудником казначейства;
  • появилась возможность проведения «аудиторского следа» - полного после­дующего контроля всех выполняемых операций: предоставленные клиентом документы в электронном виде хра­нятся в архивной базе и др.

Означает ли это, что цели достигнуты, и в процессе реализации СЭД можно поставить точку?

- Нет, мы не стоим на месте. Федеральное казначейство постоянно ставит перед территориальными органами задачи по повышению качества выполняемых государственных функций, применению передовых технологий, упрощению ад­министративных процедур.

С внедрением в эксплуатацию ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства» и разработкой СУФД-online (система удаленного финансового документооборота) стало возможным внедрение электронного документообо­рота более прогрессивного уровня.

В Омской области опытное внедрение СУФД-online началось с 1 августа 2011 г., массовое тиражирование за­планировано на первое полугодие 2012 г.

Основным отличием СУФД-online от СЭД является взаимодействие участников бюджетного процесса с ОФК с ис­пользованием сети Интернет, что не требует установки специального про­граммного обеспечения и его обновлений на клиентских местах. Таким образом, в любое время, из любой точки, подключенной к Интернету, можно удобно и безопасно управлять платежами и финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности.

Сегодня все клиенты органов казначечства региона могут работать с использованием интернет-сервиса в едином програм­мном обеспечении с единой базой данных. Такой подход существенно сокращает количество ошибок. Ведь зачастую клиенты использовали неактуальную нормативно-справочную информацию, а также устаревшее программное обеспечение.

Одним из мероприятий по реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010-2015 гг. является развитие системы ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов (КПЭ) и предоставление их внешним пользователям.

КПЭ - это комплекс оперативной ин­формации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы, позволяющий осуществлять ее мониторинг и, как следствие, - принимать необходимые управленческие решения.

В КПЭ интегрированы два варианта данных:

  • оперативные данные учетных систем, которые ежедневно обновляются на основе оперативных отчетов органов казначейства;
  • данные официальной отчетности, обновляемые ежемесячно на основе отчетов представляемых органами казначейства субъектов РФ.

КПЭ может использоваться при ана­лизе исполнения как доходной, так и расходной частей каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Анализ данных может быть проведен в табличном или графическом виде: диа­граммы, гистограммы, графики и т. д. При этом в системе применяется удобный выбор иерархии - от федерального уровня до бюджета поселений

КПЭ - система управленческая. Каким участникам бюджетного процесса она может быть полезна?

- На уровне субъекта РФ система КПЭ может быть интересна таким категориям пользователей как органы государственной власти и органы местного самоуправления, финансовые органы, органы Росфиннадзора и т. п.

В Омской области КПЭ успешно ис­пользуется региональным министерст­вом финансов. В письме нашему Управ­лению сотрудники минфина области, в частности, отметили, что «система КПЭ удобно структурирована, понятна в навигации и обладает значительными функциональными возможностями». Тем не менее в процессе использования КПЭ минфин представил предложения по информационно-аналитической доработке и совершенствованию системы, которые были направлены ее разработчикам.

Некоторые пользователи высказали большую заинте­ресованность в использова­нии КПЭ мобильной версии для iPad и iPhone. Будем над этим работать.

Система КПЭ неоценима при составле­нии проектов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, она содержит полную, развернутую базу данных в разрезе видов доходов, их распределение по бюджетам, динамику и аналитику в иерархическом разрезе и много другой полезной информации.

Представляя доступ к аналитической системе, органы казначейства решают одну из важных задач - обеспечение доступности и прозрачности информации о состоянии общественных финансов.

На расширенном заседании коллегии Федерального казначейства, состояв­шемся в марте 2011 г., руководитель Фе­дерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин отметил необходимость включения системы КПЭ и СУФД-online в основу единого портала бюджетной системы, который под эгидой Минфина России должен начать свое функционирование с 2013 г.

Начать дискуссию

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1
АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Интересные материалы

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.