Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 14 по 20 мая 2012 года

Имеет ли сотрудник право самостоятельно определять, в каком месяце он пойдет в отпуск? Справится ли самостоятельно с возросшим числом документов ИП, принявший на работу своего первого сотрудника? В каких случаях сотрудник может взять вместо отпуска денежную компенсацию? Что делать в случае конфликта с Пенсионным Фондом из-за неправильного СНИЛС сотрудника? Включать ли книгу покупок счета-фактуры на товар, от которого покупатель отказался еще до отгрузки?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 14 по 20 мая 2012 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Имеет ли сотрудник право самостоятельно определять, в каком месяце он пойдет в отпуск? Справится ли самостоятельно с возросшим числом документов ИП, принявший на работу своего первого сотрудника? В каких случаях сотрудник может взять вместо отпуска денежную компенсацию? Что делать в случае конфликта с Пенсионным Фондом из-за неправильного СНИЛС сотрудника? Включать ли  книгу покупок счета-фактуры на товар, от которого покупатель отказался еще до отгрузки?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

А пожелания мои неинтересны

«Работаю в ООО три года, - рассказывает АнониМММ. - Отпуск за 2011 год использовал полностью в том году. График отпусков на 2012 год составлен без учета мнения работников. В графике отпусков не расписывался и не ознакомлялся. Сейчас начал выяснять свой отпуск по графику, и оказалось, что отпуск у меня осенью. Хотя в начале года я заявлял устно инспектору по кадрам, что планирую летом, т.к. у жены тоже летом. Точную дату хотел сказать, когда начали собирать пожелания работников на отпуск, но так его и не дождался. В связи с такими нарушениями по составлению графика отпусков, могу ли я сейчас написать заявление на ежегодный отпуск на тот период, который мне нужен, а именно на июнь месяц?».

«Не вижу никаких нарушений, - отвечает бух2007. - Не хотите в отпуск осенью - увольняетесь летом. Работники в таком случае могут только голосовать ногами, если работодатель не хочет найти консенсус. И кто сказал, что мнение работников должно интересовать работодателя в момент составления графика? Вас никто не обязан уведомлять о графике за год или за полгода. Достаточно объявить о предстоящем отдыхе за 2 недели до его начала. Трудовой Кодекс: "Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала» .

«Мнение абсолютно всех работников в любом случае учесть невозможно, - считает ZZZhanna. - Наверняка все желают уйти в отпуск летом. Просто хороший работодатель учитывает в один год мнение одних работников, в другой – других».

«Работодатель обязан согласовать график с профсоюзом, а его в 99,9% фирмах нет, а в 90% и не было никогда», - замечает бух2007.

«Естественно, я имел в виду - с учетом мнения работника и производственной необходимостью отдела, где работает работник, - объясняет АнониМММ. - Т.е. я считаю, что эти два фактора должны быть исполнены при составлении графика отпусков. У нас кроме основного - 28 к.дн. отпуска, есть еще и доп.отпуск по Северам - 16 к.дн. Вы говорите, начнется хаос. Да не начнется, если работника просто ознакомят с этим графиком, сразу после его утверждения. Тем самым будет исполнен и 2-х недельный срок уведомления и будет время внести изменения в график, если возникнут споры. Я считаю, если не учитывать мнение работника, то весь его отпуск зависит целиком и полностью от отдела кадров. Понравился человек - получи в июле, не понравился - получи в ноябре. Далеко не в каждой фирме гендиректор вникает в отпуск каждого работника, и далеко не каждый работник побежит жаловаться гендиру. Какой график на стол ему положат, такой и утвердит».

«Дело в том, что Ваше мнение не стыкуется с нормами ТК РФ, - пишет бух2007. - Нравится Вам это или нет, но таков закон. Не обязан работодатель учитывать Ваше мнение. Зачем им Вас предупреждать за год, когда они имеют право сделать это за 2 недели? Чтобы перенести срок отпуска (изменить график), не нужно время. Нужна просьба работника (письменная) и согласие работодателя. Тут главное, чтобы эти 2 момента совпали. А что касается "весь его отпуск зависит целиком и полностью от отдела кадров" - так и есть. Так задумал законодатель. Некоторые сотрудники действительно ходят только в ноябре до тех пор, пока им это не надоедает, и они увольняются. А кто-то всегда ходит в июле. Тут еще многое зависит от ценности конкретного сотрудника для фирмы и от характера конкретного руководителя. Конечно, с моральной точки зрения нехорошо ломать планы сотрудников на семейный отдых. Но не все люди высокоморальны. Тем более, если нашла коса на камень...».

«На предыдущей работе было, - рассказывает ZZZhanna, -  я по доброте душевной говорю сотрудникам - составьте свой график со всеми своими пожеланиями сами, главное - чтобы "дыр" в рабочем графике не было, а директор подпишет, ему по большому счету все равно. Так ведь нет, перегрызутся все, чуть ли не до драки, и заканчивалось, как правило, тем, что директор составлял график сам, как лично ему захотелось, иногда назло неугодным ему сотрудникам. Видимо, поэтому и отдано составление графика на откуп работодателю».

+1 сотрудник, +1000 хлопот

 «Я ИП на ЕНВД, до сих пор работал сам, - пишет Космонавт. - Налоговую отчетность делал, естественно, тоже сам, ибо с задачей раз в квартал сходить в налоговую справится даже первоклассник. Теперь потребовалось принять на работу сотрудника. Я вот что думаю: реально ли все продолжать делать самому, или не морочить голову и отдаться на аутсорсинг? Насколько я понимаю, количество различных отчетов и вообще всяких операций увеличивается радикально! Сам склоняюсь к удаленной бухгалтерии, конечно, но сидящая внутри жаба заставляет сомневаться».

«Не забудьте сначала зарегистрироваться как работодатель», - напоминает jul-2000.

«Нужно будет раз в квартал сдавать отчеты в ПФР и ФСС (ну и налоговую, как вы до этого делали), оплачивать страховые взносы, - рассказывает Мария Павлова. - С последним, я думаю, вы прекрасно справитесь - как, впрочем, и с отчетами. Тем более, что у вас всего то один работник, и никаких проблем и трудностей с заполнением не должно возникнуть: начислили ему зарплату, заплатили страховые взносы - и их оплату пишете в отчете. Да и форумов существует великое множество, где вас могут проконсультировать насчет заполнения».

«Отчеты, наверное, смогу, но больше всего пугает именно оформление, - отвечает Космонавт. - То есть вся эта процедура. Приказы, штатное расписание, трудовой договор, листок работника вроде, расчет зарплаты и все остальное. Да и кассовую дисциплину вроде надо начинать вести. Что-то я в шоке».

«Да, все это надо. И ТК соблюдать, и з/п выплачивать сотруднику не менее 2 раз в месяц», - подтверждаетjul-2000.

«Так реально все это дело вести самому, или все-таки пойти "сдаваться" к бухгалтеру?» - уточняет Космонавт.

«Я думаю, что ничего страшного нет в том, что вы начнете сами всё это делать (оформить на работу одного работника - это ведь не 10 человек), - пишет finadezda. - А вот бухгалтерские операции, начисление зарплаты и налогов, и т.д. и т.п., конечно, лучше доверить человеку с бухгалтерским опытом».

 «Могу вам предложить такой вариант, - советует jul-2000, - найдите бухгалтера, который на первых порах вам поможет-расскажет (за плату, конечно) как рассчитывать заработную плату, как считать и уплачивать налоги, поможет на первых порах с составлением отчетности. То есть не полноценно вести ваш учет будет, а скорее учить вас. Вы посмотрите и оцените, сможете ли вы все это вести самостоятельно. Или это будет отвлекать столько времени от собственно ведения бизнеса, что проще нанять бухгалтера».

Деньги вместо отдыха

«Может ли сотрудник взять вместо отпуска денежную компенсацию? – спрашивает Tu4ka. - Ежегодный отпуск 28 календарных дней. Знаю, что те, у кого отпуск превышает 28 дней, могут взять за период превышения деньгами, а обычные 28 к.д. можно ли? Просто уже накопилось много отпуска, а человек не может уйти - много работы…».

«Взять очередной отпуск 28 дней деньгами он может только один раз - при увольнении, - отвечает Аноним333. - Никаких вот этих 56-28 быть не может,так как это не дополнительный отпуск, сверх гарантированного 28 дней в год».

Svetishe цитирует Трудовой Кодекс: «Статья 126. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении)». Если ежегодный отпуск больше 28 дней, то вот это сверху можно деньгами, если не больше, то будьте добры организовать сотруднику отпуск».

«Трудовой кодекс грамотно запрещает замену отпуска деньгами, - замечает Генук. -  Уверяю, если бы разрешал - мгновенно выяснилось бы, что подавляющее большинство работников вдруг "добровольно" захотели работать на родную фирму без всяких отпусков. А добрый хозяин просто установит оклад не ГодовойФОТ/12, а ГодовойФОТ/13 и не потеряет ни копейки...».

Нина Опредлагает экзотический способ решения проблемы: «У нас сотрудник "накопил" больше 4-х отпусков, а деньги понадобились срочно. С директором договорился, уволился, получил компенсацию и через день устроился обратно на работу».

Неправильный номер СНИЛС

«Сегодня меня слегка ошарашил коллега, - сообщает mizeri. - Сказал, что он сдал в ПФ сведения. Но так получилось, чтоу одной сотрудницы не было номера пенсионного страхования(она его не предоставила). Девушка иногородняя. У нее СНИЛС в другом городе. Продиктовала ее родственница по телефону номер, но он оказался каким-то не таким (т.е. это не ее номер). Девушка уже уволилась, на просьбы прислать копию по факсу или письмом не реагирует. В общем сведения были отправлены с номером, который она назвала. Теперь ПФ (сведения приняты) говорит, что раз номер неправильный, то:

  1. Работодатель не имел права принимать на работу человека без СНИЛС,
  2. Представлены недостоверные, заведомо ложные сведения,
  3. Дать работодателю СНИЛС работника ПФ не может, т.к. это личные данные, которые он разглашать не вправе,
  4. Выставляет штраф в сумме 5500 рублей.

У меня была ситуация, когда по работнику не было даже адреса конкретного. Инспектор у меня тоже сразу сведения не приняла, но села - нашла его по базе, внесла изменения, распечатала мне исправленные сведения и приняла. В другой раз, когда у меня были ошибки, инспектор отправляла уведомление в течении 10 дней неточность устранить. Почему тут без всяких уведомлений, при наличии всех иных сведений (прописка, паспортные данные) не могут или обязать внести изменения, или принять сведения, внеся в программу верный номер?».

«ПФ прав, - считает Аноним. – Надо каким-то способом договариваться с ними лично. Пусть вам дадут эти данные, и вы их вобьете в отчет».

Mizeri цитирует закон: «Статья 16 Федерального закона 27-ФЗ "Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны: обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений". А тут получается - из-за формальности человек может не получить начислений на свой лицевой счет. Я так понимаю, что штраф хотят взыскать вот по этой статье "За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке". Думаю, в суде есть шанс отбрыкаться от штрафа».

«Что вселяет такую надежду?» - интересуется Svetishe.

«Несоответствие штрафа ПФ масштабу трагедии», - отвечает mizeri.

«По-моему, наивно», - замечает Svetishe.

«При отсутствии у работодателя номера он прекрасно имеет право запросить его у ПФ», - пишет saigak.

«Подайте анкету на эту сотрудницу в ПФР, - советует Картофелинка. - Вам придет отказ, с правильным номером, его и вобьете потом в отчет».

«Мне кажется, что у инспектора левая пятка с утра чесалась кого-нибудь штрафануть, - пишет mizeri. - Или организация эта чем-то им насолила».

«Раз не получилось неофициально договориться - делайте официально, - пишет Аноним. - И потом уточненку-корректировку».

«Проще всего позвонить в бухгалтерию любой прошлой работы по трудовой книжке и попросить глянуть номер в их зарплатной программе, - замечает Генук. - Занимает минуту. Я ещё не встречал бухгалтеров, отказывающих в такой просьбе коллеге».

Счет-фактуры на аванс оформлены, а отгрузки не было

«Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в следующей ситуации, - просит Natali1976. - Покупатель внес аванс за материалы. Оформили счет-фактуры с регистрацией в книге продаж. Через две недели покупатель изъявил желание забрать деньги. Что делать с счет-фактурами? Надо ли включать в книгу покупок?».

«Надо», - отвечает Server56.

«Если только изъявил желание, то включать рановато...», - сомневается FM.

«На сегодняшний день деньги уже возвратили, - рассказывает Natali1976, - но вот, хоть убейте, не понимаю, зачем все это : в одном квартале все действия совершены, и на НДС не влияет (выставили-возместили). Для успокоения налоговых органов?».

«А ели Вы бы аванс получили в одном квартале, а вернули в следующем? – спрашивает Server56. - Бюджет должен деньги терять? Нет. Поэтому получили аванс, ОБЯЗАНЫ начислить НДС и счет-фактуру покупателю. Тут как в армии, пусть безобразно, но единообразно».

«Сама, как главбух, возмущаюсь данной ситуацией, - пишет БухДмитриевна. - Но, если поставить себя на место налоговика, то логика понятна. Так легче при проверке просто взять оборот по сч.62.2 и проверить выставленные счета-фактуры, а иначе надо каждую отдельно проплату проверять - была по ней реализация в этом квартале, или нет».

Ссылки по теме:

Обзор бухгалтерских событий за неделю: 7 – 13 мая 2012 года – Клерк.Ру, 15.05.12

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 10 по 13 мая 2012 года – Клерк.Ру, 14.05.12

Начать дискуссию