Регистрация и лицензирование

О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 02.07.05 № 80-ФЗ

С 17 июля 2005 года лицензируемых видов деятельности стало меньше. Поэтапная отмена лицензирования продолжится в 2006 и 2007 годах. Срок на рассмотрение заявления о получении лицензии сократился с 60 до 45 дней. Законодатель установил дополнительные гарантии для организаций и предпринимателей при лицензионном контроле, но при этом ужесточил ответственность за нарушение лицензионных условий.

Текст документа (в zip-архиве).

Федеральный закон № 80-ФЗ сокращает количество лицензируемых видов деятельности и оптимизирует порядок лицензирования. В частности, сократился срок, в течение которого лицензирующие органы рассматривают заявления соискателей. Появилась возможность использовать упрощенный порядок лицензирования для некоторых видов деятельности. Кроме того, меняется порядок лицензионного контроля и приостановления лицензий.

Но при этом Закон № 80-ФЗ усилил ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий.

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

Основные положения Закона № 80-ФЗ вступили в силу 17 июля 2005 года (по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в «Российской газете»). Нормы, касающиеся упрощенного порядка лицензирования, а также обмена документами между лицензирующими и регистрирующими органами (то есть налоговиками) вступят в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Закона № 80-ФЗ. Порядок приостановления действие лицензии и аннулирования лицензии изменится с 1 июня 2006 года.

Наконец, некоторые виды деятельности перестали быть лицензируемыми уже с 17 июля 2005 года, а другие перестанут быть таковыми только с 1 января 2006 года, с 1 января 2007 года либо со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Напомним, что технические регламенты – это документы, которые должны заменить существующие государственные и отраслевые стандарты.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Закон № 80-ФЗ изложил в новой редакции список лицензируемых видов деятельности, который содержит статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). С 17 июля 2005 года прекратилось лицензирование тех видов деятельности, которые не попали в новую редакцию этого списка. Кроме того, в статье 18 Закона № 128-ФЗ появились пункты 5-7. Они перечисляют те виды деятельности, которые вошли в новую редакцию списка, но перестанут быть лицензируемыми с более поздних дат.

Для вашего удобства все эти изменения мы собрали в таблицу . Кроме того, Закон № 80-ФЗ сузил некоторые оставшиеся в списке виды деятельности. С 17 июля 2005 года лицензия требуется не на любую погрузочно-разгрузочную деятельность в портах и на железнодорожном транспорте, а только связанную с опасными грузами. А вместо деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи теперь лицензируется только изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан.

Наконец, с 17 июля 2005 года не надо получать дублирующие друг друга лицензии. Например, в списке больше нет эксплуатации нефтегазодобывающих производств, переработки, транспортировки и хранения нефти, газа и продуктов их переработки. Но вплоть до вступления в силу соответствующих технических регламентов такие предприятия должны получать лицензии на эксплуатацию взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных объектов.

ВЫДАЧА ЛИЦЕНЗИЙ

Закон № 80-ФЗ несколько изменил состав и содержание документов, которые должен подать соискатель лицензии.

Документы

От юридических лиц теперь требуется приводить в заявлении о предоставлении лицензии не просто свое наименование, а полное, сокращенное и фирменное наименование. Кроме того, все соискатели должны указывать в заявлении не только свое местонахождение (место жительства), но и адреса, по которым будут осуществлять лицензируемую деятельность. Наконец, в заявлении должен быть государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или о регистрации индивидуального предпринимателя. Но зато больше не надо прикладывать к заявлению копии документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Как и прежде, к заявлению надо приложить документ об оплате госпошлины и те документы, которые требует положение о лицензировании конкретного вида деятельности. То есть документы, подтверждающие, что соискатель лицензии может выполнить лицензионные требования и условия.

Лицензирующий орган составляет опись поступивших документов и направляет ее копию с отметкой о дате приема соискателю. Закон № 80-ФЗ уточнил, что лицензирующий орган должен составить эту опись непосредственно в день поступления документов.

Сроки

Еще одно существенное изменение: срок, в течение которого лицензирующий орган должен принять решение, сократился с 60 до 45 дней. По истечении срока составляется соответствующий акт о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. В уведомлении об отказе лицензирующий орган теперь должен не только описать причины отказа, но и привести реквизиты того акта, который он составил по результатам проверки соискателя. В результате соискателю будет проще бороться с произвольными отказами под надуманными предлогами.

Лицензирующие органы

Наконец, последнее изменение в порядке лицензирования касается распределения полномочий между лицензирующими органами. Раньше федеральные органы могли передавать часть своих полномочий по предоставлению, приостановлению, ведению реестра лицензий и т. п. региональным органам исполнительной власти. С 17 июля 2005 года такое положение из Закона № 128-ФЗ исключено. Теперь только Правительство РФ в положениях о лицензировании может передать такие функции региональным органам.

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Закон № 80-ФЗ впервые ввел такое понятие, как упрощенный порядок лицензирования.

Кому доступен

Упрощенный порядок лицензирования будет доступен не всем лицам.

Во-первых, он возможен только в отношении 12 видов деятельности. Вот их перечень:
- эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
- деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- перевозки грузов морским, внутренним водным, воздушным или железнодорожным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
- транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и на железнодорожном транспорте;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Во-вторых, вы можете выбрать упрощенный порядок, только если выполните одно из двух условий.

Первый вариант: вы можете заключить договор страхования своей гражданской ответственности. Перечень обязательных условий такого договора должно установить Правительство РФ.

Второй вариант: вы можете получить сертификат соответствия вашего вида деятельности международным стандартам. Подчеркнем, что этот вариант доступен только лицензиатам (то есть лицам, которые уже имеют лицензию), но не соискателям. Перечень сертификатов соответствия, которые будут достаточны для получения права на упрощенный порядок, тоже установит Правительство РФ.

В чем заключается

А в чем заключается этот упрощенный порядок? Он будет иметь три существенных отличия от обычного. Два из них касаются этапа обращения за лицензией, а третье – контроля за деятельностью лицензиата. Поэтому вам может оказаться целесообразно не только выбрать упрощенный порядок лицензирования при обращении за лицензией, но и перейти на него, если вы уже имеете лицензию.

Расскажем подробнее об отличиях от общего порядка лицензирования.

Во-первых, это состав документов. Соискатель может не предоставлять подтверждающие документы, указанные в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности. Вместо них надо подать в лицензирующий орган копию договора страхования гражданской ответственности. А лицензиат может подать либо копию такого договора либо копию сертификата соответствия.

Во-вторых, лицензирующий орган должен принять решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение не 45, а всего 15 дней. При этом лицензирующий орган не проверяет, соответствует ли соискатель лицензионным требованиям и условиям.

В-третьих, при упрощенном порядке лицензирующий орган не проводит плановые проверки лицензиата. Считается, что для защиты прав и законных интересов граждан это не нужно. Ведь выполнение лицензионных требований и условий уже гарантируется страхованием гражданской ответственности лицензиата или наличием сертификата соответствия.

ГАРАНТИИ ПРИ КОНТРОЛЕ

До 17 июля 2005 года полномочия лицензирующих органов по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий были установлены в самом Законе № 128-ФЗ. Описаны они были очень кратко и при этом на лицензионный контроль не распространялись гарантии, установленные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

Теперь же ситуация принципиально изменилась. Пункт 3 статьи 12 Закона № 128-ФЗ говорит, что к лицензионному контролю применяются все положения Закона № 134-ФЗ. Что это значит на практике?

В частности, теперь лицензионный орган сможет проводить плановые мероприятия по контролю не чаще, чем один раз в два года. А субъекта малого предпринимательства можно будет проверить не ранее, чем через три года после его государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона № 134-ФЗ). Внеплановые же проверки можно будет проводить только по тем основаниям, которые перечислены в пункте 5 статьи 7 Закона № 134-ФЗ. В частности, это выявление нарушений в ходе плановой проверки, обращения граждан и организаций с жалобами на нарушение их прав действиями лицензиата, возникновение угрозы жизни и здоровью граждан.

Кроме того, в Законе № 128-ФЗ появилась статья 17.1, посвященная ответственности должностных лиц лицензирующих органов. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей они будут отвечать в соответствии с законодательством РФ. Причем лицензирующий орган должен будет в течение 30 дней сообщить пострадавшему лицу о мерах, принятых в отношении виновных.

СВЕДЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИЯХ

Теперь любое заинтересованное лицо сможет проверить не только, находится ли его контрагент в реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, но и какие лицензии ему выданы.

Сделать это можно будет бесплатно. И даже не обращаясь в лицензирующие органы, так как сведения из реестров лицензий эти органы должны размещать в открытых и общедоступных государственных информационных ресурсах. Так говорит пункт 2 статьи 6 Закона № 128-ФЗ в новой редакции. Раньше информацию из реестра лицензий можно было получить за 10 руб.

В открытом доступе будут находиться также положения о лицензировании конкретных видов деятельности, технические регламенты, а также иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности. К сведениям, содержащим государственную или служебную тайну, доступ может быть ограничен.

ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ НАЛИЧИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Документ, подтверждающий, что вам выдали лицензию, можно получить бесплатно. Как и прежде, его выдадут в течение трех дней после того, как вы представите платежное поручение, подтверждающее уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.

В отличие от прежнего порядка, в документе, подтверждающем наличие лицензии, теперь указывают и адрес места осуществления деятельности лицензиата. Поэтому, если такой адрес изменится, этот документ придется переоформлять. Заявление о переоформлении надо подать в течение 15 дней со дня изменения адреса.

До 17 июля 2005 года лицензиату разрешалось получить дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии. Закон № 80-ФЗ несколько изменил это положение. Дубликат теперь можно получить, только если вы потеряли документ, подтверждающий наличие лицензии. Для этого надо подать заявление в письменной форме. Во всех остальных случаях по вашему запросу вам обязаны выдать копию этого документа. Заявления для этого подавать не надо. Плата за дубликат или копию составляет 10 руб., как и прежняя плата за выдачу дубликата.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ И АННУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев, если выявит неоднократные нарушения или грубое нарушение лицензионных требований и условий (при этом понятие грубого нарушения в Законе № 128-ФЗ не раскрывается). Если в этот срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

С 1 июня 2006 года порядок приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии очень сильно изменится. Приостановить действие лицензии лицензирующий орган сможет только в одном случае: если суд приостановит деятельность лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий. Напомним, что административное приостановление деятельности – это новый вид административного наказания, который будет действовать с 12 августа 2005 года. Его ввел Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ (опубликован с извлечениями в «ДК» № 11, 2005).

Действие лицензии приостановят на весь срок административного приостановления деятельности организации или предпринимателя.

Возобновят действие лицензии со следующего дня после того, как истечет срок административного приостановления деятельности лицензиата, или после дня досрочного прекращения исполнения этого наказания.

Если лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований и условий в установленный судьей срок, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Решение об аннулировании лицензии принимает суд.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ

Закон № 80-ФЗ ввел квалифицирующие признаки некоторых составов административных правонарушений, связанных с нарушением лицензионных требований и условий. За грубое нарушение ответственность будет строже, чем просто за нарушение. Это касается следующих видов деятельности:
- осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды, а также в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ч. 3 и 4 ст. 8.40 КоАП РФ);
- деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ);
- деятельность в области защиты информации за исключением информации, составляющей государственную тайну (ч. 5 ст. 13.12 КоАП РФ);
- предпринимательская деятельность (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ);
- деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ (ч. 2 ст. 18.13 КоАП РФ);
- деятельность, не связанная с извлечением прибыли, для осуществления которой лицензия является обязательной (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ).

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ

На время приостановления деятельности организации или предпринимателя за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. В случае отказа работника его могут перевести на другую работу не более чем на месяц.


Суммы штрафов за грубое нарушение лицензионных требований и условий в этих видах деятельности разные, но в любом случае выше штрафов за простое нарушение таких требований и условий. Например, за предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий организацию могут оштрафовать на сумму от 300 до 400 МРОТ, а если нарушение будет грубым – от 400 до 500 МРОТ.

Кроме того, именно за грубое нарушение лицензионных требований и условий в любом из перечисленных выше видов деятельности суд вместо штрафа может приостановить деятельность организации или предпринимателя на срок до 90 суток.

Остается разобраться с тем, когда вступят в силу эти новшества.

Сами изменения в перечисленные статьи КоАП РФ вступили в силу 17 июля 2005 года. Однако, как было сказано выше, общие нормы о новом виде наказания – приостановлении деятельности – вступят в силу только 12 августа 2005 года. Наконец, есть еще один важный момент. Правительство РФ должно сначала установить, что же является грубым нарушением для каждого конкретного вида деятельности. Только после этого суды смогут применять новые нормы об ответственности за грубые нарушения лицензионных требований и условий.

Советник ООО «Право и Консультации», к. ю. н.
В.И. Спицын

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию