Экономика России

Сети

Несколько дней назад в Краснодаре прошел круглый стол между представителями региональных легкопромышленных предприятий и представителями крупнейших федеральных торговых сетей, представленных на Кубани.
Сети
На фото Иван Федоров, экс-предприниматель

Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети.
Донна Роза д’Альвадорес

Несколько дней назад в Краснодаре прошел круглый стол между представителями региональных легкопромышленных предприятий и представителями крупнейших федеральных торговых сетей, представленных на Кубани, сиречь «Магнат», «Полента», «Ретро Кэш Энд Кэрри» и «Жокей» (во избежание рекламного эффекта фамилии сетей изменены до неузнаваемости - прим. автора). По обыкновению, встречи такого типа оставляют массу весьма сильных впечатлений, и поделиться ими с вами я почитаю за свой долг.

Круглый стол был организован нечеловеческими стараниями краевой ассоциации предприятий легпрома, в которой я имею честь состоять. Ассоциация образовалась в ответ на вступление нашей раши в ВТО, которому стало нужно как-то противостоять. Мы с коллегами собрались и решили, что хватит ждать от нашего нелюбимого правительства  шагов навстречу, а следует спасать себя самостоятельно, и учредили что-то вроде гильдии, чтобы сообща решать общие проблемы. Одной из первых заметных акций гильдии и стал этот самый круглый стол, организовать который было также просто, как устроить парад планет.

Дело в том, что высокородные уполномоченные представители федеральных сетей, похоже, отталкиваются друг от друга как однополюсные магниты, и в заданной точке пространства их не бывает больше одного. Свести ЧЕТЫРЕ конкурирующие сети в одно место и время – это была титаническая задача, и стараниями энтузиастов из Ассоциации она была решена.

Итак, анамнез коротко:

1. Основные сбытовые каналы для продукции отечественной легкой промышленности – госзакупки и они, сети.

Русские госзакупки, в силу своей беспробудной и сквозной коррумпированности, эффективны исключительно для интегрированных (воцерковлённых, благословлённых) предприятий. Путин меняет министра обороны – министр обороны приводит своего зампотылу – зампотылу тащит в систему целый шлейф всевозможных производств – пока зампотылу сидит у руля, эти производства будут обреченно выигрывать все госконтракты министерства обороны. Так уж водится.

Сети, действуя при поддержке тяжелой финансовой артиллерии, выдавливают с рынка мелкие магазины, и вскоре, полагаю, выдавят почти совсем. Например, в структуре частных инвестиций в моем Краснодарском крае строительство т.н. торгово-развлекательных центров занимает второе место после недвижимости, и, смею утверждать, эта тенденция проявляется повсюду.  В Краснодаре на 750 тысяч жителей приходится около десяти мегамоллов, не считаю простых супермаркетов, и 3/4 населения ходит за покупками туда.

Таким образом, для среднего российского условно-независимого легкопромышленого предприятия сети являются главным и самым желанным рынком сбыта.

2. Действуя в рамках правового поля, в сложившихся на сегодня рыночных условиях российский легпром успешно конкурировать с Китаем не в состоянии.

Своего сырья  в России нет. Нет ХБК, нет кожевенной промышленности, нет ткацких фабрик. То, что есть, было введено в строй десятки лет назад, и работает чуть ли не на паровой тяге, существуя на обломках советских комбинатов, и, если ничего не изменится, существовать будет еще лет пять, от силы десять. Все легкопромышленные предприятия тащат ткани из Китая/Турции/Пакистана/Индии, а фурнитуру – только из Китая.

Будучи отраслью с неизбежно высокой долей ручного труда, легкая промышленность в самой существенной степени пострадала от увеличения налоговой нагрузки, проведенной этим правительством в последние годы. В предприятиях с численностью свыше 100 человек, бизнес авансом  платит государству бешеные налоги. Плюс ограничения на длину рабочего дня, плюс жесткий ТК с больничными и отпусками, стимулирующий работника работать поменьше. Плюс введение квот на иностранную рабочую силу одновременно с убийственными штрафами за их несоблюдение.

А на китайской стороне цветы необычайной красоты – никаких ограничений рабочего времени, огромный трудовой ресурс и режим максимального благоприятствования со стороны их китайского государства.

Чтобы избавить свою легкую промышленность от страданий, в качестве coupdegrâce Россия вступила в ВТО, подарив иностранным конкурентам собственного легпрома еще 10-15% дополнительной прибыли за счет снижения таможенных пошлин на импортную готовую одежду. Стоила ли такая жертва суперприбылей от экспорта нефтегазометаллоресурсов – покажет будущее. Я думаю, не стоила, и не один я так думаю, но наше мнение в правительстве интересует немногих.

3. Самый эффективный бизнес в России начала 21 века – спекуляция.

Российское правительство, чуть более чем полностью состоящее из миньонов углеводородной олигархии, создало в стране такую бизнес-среду, в которой самыми мягкими налогами облагаются доходы от перепродажи чего-то. Купил, привез, продал, получил профит; минимум усилий – максимум эффекта. Не нужен персонал, не нужно болеть головой о трудовых отношениях, о бизнес-планах и  окупаемости, не нужно совершенствовать технологии, вкладываться в фундаментальную науку, в профобразование. Изобретать свой собственный велосипед очень утомительно и долго, проще купить его там, и перепродать за две-три цены здесь. Даже применительно к дешевейшему ширпотребу это настолько выгодно, что некоему Тельману И. хватило на Мардан-Палас и еще столько же осталось.

Вот на таком благоприятном фоне развернулась наша дискуссия с представителями высокородных торговых сетей федерального значения.

Все присутствовавшие промышленники высказали горячее желание и полную готовность немедленно начать бешеные поставки чего угодно в гипермаркеты уважаемых сетей. Мы умеем изготавливать отличную, нужную одежду и обувь широчайшего ассортимента и высочайшего качества, мы гибкие, мы близкие, мы очень-очень мотивированы облизывать заказчика теплым шершавым языком, только выберите нас.

Гипермаркеты, ласково щурясь, отвечали:

  1. Мы готовы с вами работать, но у нас отсрочка платежа 90 дней, и НИИ бьет. Можем применить факторинг, но при обороте свыше 10 млн. рублей в месяц.
  2. Мы с радостью купим все у вас, но оно должно стоить дешевле, чем в Китае, то есть 5 рублей за килограмм. На качество нам плевать.
  3. Примите это или сдохните.

..?!.. ..!!?!.. – подавились воздухом предприятия – как?!  Как при всем вышеизложенном мы можем стоить дешевле Китая?! Неужели вы не понимаете, что должны, обязаны поддерживать своего, отечественного производителя? Неужели вы не видите, к чему ваша политика может привести?!..

И тут одна из сетевых дам, встав к пюпитру, сказала нараспев:

- Понима-а-аете, мы бюджетный семейный гиперма-а-ркет. Средняя ра-асийская ма-ама с доходом в шесть тысяч рублей в месяц не может себе позволить футболку да-ароже 90 рублей… Мы даем ей та-акую футболку, и мама приходит к нам.

Дорогой читатель, вдумайтесь в эти слова, они объясняют все.

Вместо того, чтобы сделать маму богаче, система стремится сделать футболку дешевле, сохранив при этом торговую наценку.

Сети не желают понимать, что, лишая отечественную промышленность заказов, они способствуют сокращению рабочих мест, зарплат, налоговых сборов и – в итоге – снижают покупательную способность собственных покупателей, той самой мамы, которая сегодня покупает дешевую китайскую футболку. Действуя так, сети пилят сук, на котором им, возможно, еще придется висеть, потому что допилить его им все равно не позволят. Сегодня в гипермаркетах массово продается откровенный джанк, дешевый и негодный мусор, изготовленный чужой экономикой. Завтра даже этот мусор некому будет покупать, потому что все деньги из страны вытекут за границу.

Поджавшись совсем немного, умерив на пару процентов свои аппетиты и чуть снизив маржу, сети могли бы коренным образом изменить картину нашего мира, дав заказы, дав работу тысячам предприятий, миллионам людей. А если перераспределить «потери» от эконом-ассортимента на другие группы товаров, то снижения прибыли и вовсе можно избежать.

Но сытое брюхо к критике глухо, и сети не желают ничего менять. Единственная сила, способная заставить их измениться – государство, увы.

Увы, потому, что государство и есть сети. Сети имеют в Думе мощное лобби, бдительно соблюдающее интересы богатых импортеров. Которые покупают в Китае за пять, продают здесь за пятьсот, а на десять скромных процентов разницы живут и дают жить тем, кто в Думе. 

Здесь любопытно будет отвлечься от промтоваров и взглянуть на то, что произошло с продуктами питания. По такому-то федеральному закону органы власти в нашей стране как бы не имеют права регулировать ценовую политику в частной торговле, к каковой относятся и гипермаркеты. Без ущерба этому закону некоторое время назад у нас был принят другой закон - закон о продовольственной  безопасности, который таки дал региональным администрациям полномочия регулировать цены на основные продовольственные товары, а также применять дополнительные механизмы прямого регулирования на своих территориях применительно к еде, и, естественно, исключительно в интересах продовольственной безопасности населения. Такая вот диалектика в быту. Почему так?

Возможно, потому, что в Краснодарском крае семье губернатора Ткачева принадлежит крупнейший в крае агрокомплекс, который так без затей и называется – ЗАО «Агрокомплекс». Вероятно, именно в связи с этим обстоятельством, а возможно, и вне всякой связи с ним, краевое законодательное собрание каким-то образом сумело, опершись на вышеупомянутый федеральный закон о продбезопасности, впилить федеральным ритейлерам, работающим в крае, квоту на закупку продовольствия у местных производителей. И это стало скорее хорошо, чем плохо: сильное сельское хозяйство – основа суверенитета, много вкусных налогов, и рабочие места. А на прочную и чуть порочную спайку семейного бизнеса с государством можно, наверное, прикрыть глаза. И ничего, ни один гипермаркет не закрылся – покупают отечественное, и не жужжат.

Почему не сделать то же самое в отношении промтоварного ассортимента? Он что, нужен населению меньше еды?

Ответа нет. И наш круглый стол тоже закончился ничем – побазарили и разошлись, еще больше разозлившись друг на друга. А государство, представленное на встрече двумя румяными молодыми сановниками в ранге замруководителей краевых департаментов, в очередной раз проявило полное равнодушие к проблеме и тотальную неспособность хоть на что-то повлиять на местном уровне. Потому что ТАГИ-И-Л рулит только на курортах Турции, а в нашей стране рулит Москва.

К Москве и обращусь. К сетям, их владельцам, к лоббистам из Думы, воюющим против своей экономики за экономику китайскую.  Вдруг кто-нибудь из них возьмет, да и прочитает эту статью.

Дорогие олигархи! Обратите, наконец, внимание, на то, что происходит в вашей стране. Умерьте вашу жадность. Высуньте лицо в окно и оглядитесь вокруг, посмотрите, до чего ваша алчность довела российскую промышленность, и пусть вам станет невыносимо стыдно.

Прекратите работать на Китай, и начните работать на Родину, мать вашу! 

Is there anybody… out there?...

Комментарии

69
  • НатальяС

    Все вы капиталисты одинаковые. Грызите друг друга, как пауки в банке.

  • НатальяС

    У автора все плохие - сначала работники, потом государство, теперь вот сети. И как интересно, озвучил г.Прохоров мечту наших бизнесменов - 12 часовой рабочий день, начали и бизнесмены помельче про это говорить. Да ещё и иностранных рабочих завозить. Кто тогда ваши товары покупать будет? Иностранные рабочие?

  • БухДмитриевна

    Алексей Нижегородская обл.,

    Цитата:

    Кучка топ-менеджеров и владельцев стали уже миллиардерами и истребляют средний и малый бизнес пачками

    И такая картина от Москвы до самых до окраин.