Налоги, взносы, пошлины

Утомленные соцсетью

Вслед за скандальным «налогом на болванки» Н.С. Михалков придумал новый оригинальный сбор – налог на Рунет. Недавно отправленное в Госдуму письмо всем известного режиссера заставляет задуматься, уж не собственное ли электронное государство собирается создать Российский союз правообладателей?
Утомленные соцсетью
Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик»

Вслед за скандальным «налогом на болванки» Н.С. Михалков придумал новый оригинальный сбор – налог на Рунет. Недавно отправленное в Госдуму письмо всем известного режиссера заставляет задуматься, уж не собственное ли электронное государство собирается создать Российский союз правообладателей?

Сбор – это признак государства

Смех смехом, но предложения председателя Российского авторского общества действительно создают некие правовые формы, которые отдаленно напоминают признаки государственности.

С чего начинается государство? Не с армии, не с суда и не с полиции. Все эти роли в древние времена с успехом выполняли князь и его верные дружинники. А на что жила эта родоплеменная элита? На дань, то есть налоги, которые собирались с трудящегося населения безвозмездно. То есть ни за что. Именно с момента утверждения налога как общеобязательного платежа принято говорить о зарождении государства как такового.

Однако предназначенный для Российского союза правообладателей (РСП) платеж юридически не является налогом. Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ, налоги и сборы признаются таковыми только в случае их установления в самом Налоговом кодексе. Сбор с «болванок» не упомянут в Налоговом кодексе, поэтому с формальной точки зрения ни налогом, ни сбором не является (в понимании налогового законодательства). Отсюда следует вывод: Российская Федерация как государство не признает сбор в пользу РСП налогом, а налоговые органы его не контролируют. Тем не менее, этот платеж является безвозмездным, что делает его очень похожим на налог. И поэтому создается впечатление, что мы живем в виртуальном псевдогосударстве с виртуальным псевдоналогом, который платится с главного ресурса виртуальности – материального носителя информации.

Новая инициатива РСП – обложить аналогичным сбором пользование музыкальными произведениями в Интернете, в том числе через социальные сети. Примечательно, что просьба об этом была направлена в Госдуму, а не Правительство РФ – если новый сбор и будет введен, то уже в форме федерального закона.

«Налог на болванки» взыскать не удалось

Только не стоит ожидать, что у Никиты Сергеевича Михалкова получится реализовать эту идею. Начнем с того, что решились на это в РСП отнюдь не от хорошей жизни. Вероятно, идея с налогом на «болванки» провалилась на самом ответственном ее этапе – реализации. Бизнес не желает платить РСП установленный сбор, что подтверждается фактами: Генпрокуратура признала нарушителями авторского права несколько фирм с мировым именем: Panasonic, Samsung, Philips. По подсчетам РСП, долги компаний составляют 1,3 млрд рублей.

Механизм взыскания миллиардного долга непонятен. Генпрокуратура не сможет возбудить уголовное дело, поскольку уклонение от уплаты сборов в пользу РСП не является уголовно наказуемым деянием.

Грубо говоря, гражданский иск предъявляется в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом договора либо вследствие причинения вреда. Сбор РСП договором не закреплялся, а если действиями производителей носителей информации и причиняется вред, то только не РСП.

РСП возлагает надежды на социальные сети

Теперь РСП решило подойти к проблеме с другой стороны. Через соцсети контент распространяется гораздо активнее и быстрее, чем через материальные носители. Да и если администрацию Интернет-сайта в нарушении авторских прав уличить не получится, то «предупредить» можно. Правоохранительные органы уже поднимали вопрос нарушения авторских прав в соцсетях, и РСП в их лице видит явного союзника. На соцсети реагировать будет проще.

Только платить в пользу РСП будут совсем не владельцы сетей, а их пользователи. Поэтому если даже эта инициатива стала бы законом, можно было бы поставить крест на любительских записях и презумпции свободного распространения музыкальных произведений по воле правообладателя, о чем как-то говорил президент Д.А. Медведев.

Но поскольку закон РФ будет иметь силу только в отношении российских доменных имен, об успешном реализации идеи РСП можно забыть. Популярные сайты, содержащие медийный контент, могут «переехать» в другие доменные зоны. Привлекательность .ru и .рф для Интернет-бизнеса снизится – мало кто захочет платить там, где можно не платить. А поскольку иных ресурсов у РСП для усиления своего влияния вряд ли найдется, кампания строительства мультимедиа-империи обречена на провал.

Начать дискуссию