Учет в туризме

Скидки турагенту: налоговый учет

Скидки, которые туроператор предоставляет агентам за продажу своих путевок, в некоторых случаях можно учесть в целях налогообложения прибыли. При этом такие расходы должны быть экономически обоснованны – считают чиновники.

Скидки, которые туроператор предоставляет агентам за продажу своих путевок, в некоторых случаях можно учесть в целях налогообложения прибыли. При этом такие расходы должны быть экономически обоснованны – считают чиновники.

Итак, поставщик турпродукта может предоставить агентам скидки, пересчитав их задолженность. Для этого туроператор разрабатывает специальную программу. В ней, например, может быть указано, что турагент при оплате пяти туров в течение недели шестой получает бесплатно.

Такая завуалированная скидка на самом деле подразумевает, что фактически все шесть туров стоили дешевле. Такие расходы туроператор может учесть при расчете налога на прибыль. Ведь якобы бесплатная путевка, которая фактически таковой не является, – это не просто подарок турагенту, а коммерчески обдуманный ход, направленный на получение прибыли. Так что, согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, эти затраты являются обоснованными и их можно включить в расчет базы по прибыли.

Пример.
Туроператор объявил акцию для турагентов: «6-й тур в подарок». Стоимость одной путевки составляет 36 000 руб.

Агент приобрел 5 путевок по данной цене, перечислив поставщику сумму в размере 180 000 руб. (36 000 руб. × 5 шт.).

По объявленной акции туроператор предоставил покупателю дополнительный бесплатный тур. Таким образом, стоимость каждой путевки составила 30 000 руб. (180 000 руб. / 6 шт.).

В счет будущих покупок

Еще один способ предоставить скидку клиенту – это начислить бонус на осуществленную покупку. Сделать это можно, например, за покупку нестандартного тура или горящего предложения. Но вот воспользоваться начисленной скидкой турагент сможет лишь при оформлении следующей покупки. Такие расходы туроператор также имеет право включить в расчет налога на прибыль.

Программа скидок

Больше возможностей для предоставления скидок дают и чиновники. Так, Минфин России в письме от 3 июня 2011 г. № 03-03-06/2/86 сообщает, что налогоплательщики, которые разрабатывают программы лояльности для своих клиентов, могут учесть возникающие расходы при расчете налога на прибыль (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такие расходы можно признать экономически обоснованными, так как они направлены на получение прибыли.

Но учтите: данное правило не распространяется на субъектов «упрощенки», поскольку для них действует закрытый перечень затрат, в котором не предусмотрен учет подобных расходов при налогообложении.

Обратите внимание: такие скидочные программы должны быть утверждены внутренними приказами компании. Так, должны быть описаны конкретные условия, при которых турагент получает бонус от туроператора. Эти условия также нужно включить в контракт с агентом. Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит конкретных правил, которых нужно придерживаться для утверждения скидок. Главное, чтобы было очевидно, что разработанная туроператором программа была направлена на расширение клиентской базы и повышение лояльности турагентов. А значит, все возникающие при этом расходы будут обоснованными и подлежат включению в расчет налога на прибыль.

Бесплатный турпакет

Еще один способ порадовать турагента – сделать бесплатный подарок, то есть передать ему турпакет безвозмездно. Но учтите, что, по мнению чиновников, все, что передается покупателю бесплатно, не является обоснованным расходом для поставщика. А значит, учесть его при расчете налогооблагаемой прибыли будет нельзя. Такой вывод следует из положений пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Правда, в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ сказано, что при расчете налогооблагаемой базы продавец имеет право учесть расходы, возникшие из-за предоставления покупателю скидки или премии за выполнение конкретных условий договора. При этом не дано указаний, в каком именно виде предоставляется премия: в денежном или натуральном. Так что бесплатный турпакет, переданный агенту, вполне можно назвать премией и учесть затраты в расчете налога на прибыль.

Так, похожий вывод сделали судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 августа 2008 г. № А56-38100/2007. Вот только такое решение является скорее исключением из правил. Но если туроператор все-таки решит учесть такие расходы при расчете налога на прибыль, то свою точку зрения можно попробовать отстоять в суде.

Хотя чиновники считают, что нормы подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ можно применять лишь к договорам купли-продажи (письмо Минфина России от 10 августа 2007 г. № 03-03-06/1/555). А путевки реализуются турагентами обычно в рамках посреднических договоров.

Выплата премии

Туроператор может предоставлять скидку и еще одним способом – перечисляя премию за выполнение условий договора. Например, турагент решил досрочно погасить свою задолженность. За это, согласно контракту, туроператор перечислит ему денежную премию по итогам месяца. Фактически это и будет являться скидкой, а понесенные расходы поставщик может учесть при расчете налоговой базы по прибыли. Это следует из подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Главное, чтобы затраты туроператора были экономически обоснованны, то есть направлены на получение дохода, и документально подтверждены. Аналогичной точки зрения придерживаются и чиновники в письме Минфина России от 20 марта 2012 г. № 03-03-06/1/132  (хотя оно касается договора купли-продажи).

Важно запомнить

В случае если туроператор предоставляет турагентам скидки за продажу путевок, ему следует четко прописать во внутренних документах условия их предоставления.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №6, июнь 2012 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию